Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Павлов А. А. Работа с растениямиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Павлов А. А. Работа с растениями В пособии представлен материал об организации лесного питомника и работе в нём, сроках сбора семян, подготовки их к посеву, способах посева семян, выращивании и посадке саженцев Данное пособие может быть использовано волонтёрами «ЭКА», студентами, учителями и учащимися для организации и проведения различных работ с растениями. Содержание 1. Возобновление леса………………………………………………… 2. Операции «Шишка» и «Семена»………………………………… 3. Операция «Лесной питомник»…………………………………… а. Организация питомника………………………………… б. Работа в питомнике……………………………………… в. Севообороты в лесных питомниках г. Обработка почвы………………………………………… д. Удобрение почв………………………………………….. е. Посев семян……………………………………………… ж. Выращивание саженцев 4. Операции «Саженец», «Дубок» (посадка сеянцев и саженцев)………………………………………………………….. 5. Лесоразведение…………………………………………………… 6. Облесение берегов рек…………………………………………… 7. Использование растений (операция «Лесная аптека» и другие мероприятия)…………………………………………………… Озеленение городов и посёлков (операция «Аллеи памяти»). 9. Оформление цветников…………………………………… 10. Составление проекта озеленения участка………… Литература…………………………………………………… Приложение 1. Способы предпосевной обработки семян …… Приложение 2. Схема размещения саженцев в школьных отделениях питомника………………………………………. Приложение 2. Определение диаметра и высоты дерева… Возобновление леса Процесс образования нового поколения леса называют возобновлением. Если оно происходит без участия человека, то называется естественным возобновлением. Естественное возобновление может быть семенным и порослевым. Семенное возобновление происходит в результате попадания семян древесных пород на землю. По наблюдениям лесоводов в урожайный год с 1 га спелого соснового леса можно получить более 1 млн. семян. Но успешное возобновление происходит не всегда. Большинство древесных пород плодоносит не ежегодно, а через определенное количество лет. Кроме того, 30-40% семян не дают всходов, более 10% уносятся ветром, большое количество их служит пищей для зверей и других животных.
Для семенного возобновления леса на вырубке оставляют отдельные деревья или их группу. В зависимости от занимаемой площади и формы их называют: - семенными деревьями, - семенной группой (при площади от 0,01 до 0,05 га), - семенной куртиной (при площади от 0,1 до 1 га), - семенной полосой ( полоса древостоя шириной до 30 м). Часто источником обсеменения вырубки служит примыкающая стена леса. Растения, выросшие из семян, в возрасте до 3-5 лет называют самосевом. Самосев переходит затем в категорию подроста. Подрост — молодое поколение древесных растений, способное сформировать древостой и заменить материнское насаждение. Лес, образованный из семян, отличается большей долговечностью и более высокой производительностью, чем возникший из пневой или корневой поросли. У порослевого насаждения качество древесины хуже, чем у семенного, но растет оно в молодом возрасте быстрее. Естественное порослевое возобновление леса осуществляется пневой порослью (иногда стволовой), корневыми отпрысками и отводами. При порослевом возобновлении ростки появляются из спящих почек. Ростки могут появляться из придаточных почек, которые возникают между лубом и корой в месте ранения дерева или на пнях. Некоторые древесные породы размножаются отпрысками от корней, находящихся в почве. Это осина, ольха серая, акация белая, тополя (белый, черный и серый), рябина, бересклет, боярышник, тёрн. Липа, клен татарский, лещина, бересклет, смородина, пихта на сырых почвах могут возобновляться укоренением нижних ветвей, соприкасающихся споверхностью почвы. Если прогалины, вырубки, пустоши не возобновляются естественным путем, то создаются искусственные насаждения или лесные культуры. Операции «Шишка» и «Семена» Для создания искусственных насаждений древесных пород необходимы высококачественные семена. Эти семена собираются со специальных лесосеменных участков или во время рубки леса. Очень важно уметь ориентироваться в сроках сбора шишек, не упустить время сбора, которое различно у разных древесных пород. Для определения времени проведения операций каждый год необходимо ориентироваться на признаки созревания семян. Сроки сбора и признаки спелых семян представлены в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика семян некоторых деревьев и кустарников
Для проведения этих операций организуются специальные группы старшеклассников или студентов, которые выезжают к месту работы. Способы сбора шишек с растущих деревьев различны: нахождение низкорослых растений (у оврагов и балок) или одиноко стоящих деревьев, нижние ветки которых не отмирают; сбивание шишек шестом или срезание веток; использование лестниц, когтей и других приспособлений. Шишки также собираются во время рубок (ухода или главного пользования) с поваленных деревьев. Во время сбора организуется соревнование. По окончании каждой операции подводятся её итоги и лучшие награждаются. Для создания высокопроизводительных насаждений лесоводами рекомендуется использовать семена, собранные с быстрорастущих и высокопродуктивных деревьев, произрастающих в относительно одинаковых условиях среды с районами будущих посадок. Рекомендуются такие деревья сотрудниками государственных лесничеств и выезжать приходится иногда за десятки километров.
В сухую погоду собранные шишки рассыпают слоем 10— 15 см и просушивают на воздухе под навесом в течение 5—7 дней, перелопачивая их не менее 3 раз в день. Затем шишки переносятся в закрытое помещение. Для извлечения семян из шишек в производственных условиях применяются стационарные и передвижные шишкосушилки. Шишки сосны сушат при температуре 50—55°С, а ели и лиственницы — при 40—45°С. При нагревании шишек их чешуйки раскрываются и семена высыпаются. Внешний вид семян и плодов некоторых растений показан на рисунке 1 Рисунок 1. Виды семян некоторых деревьев и кустарников.
1 – сосна обыкновенная 2 – ель 3 – лиственница 4 – пихта 5 – сосна кедровая 6 – клен остролистный 7 – ясень 8 – береза 9 – липа 10 – вяз 11 – ольха 12 – рябина 13 – дуб 14 - бересклет
Хранить семена рекомендуется в стеклянных бутылях емкостью 20-25 литров. Бутыли закупоривают воском или парафином и хранят в специальных семенохранилищах или погребах. Семена березы хранятся в деревянных ящиках, где их размещают слоями по 4 см. Каждый слой перекладывается оберточной бумагой. Желуди хранятся в траншеях, в специальных желудехранилищах, погребах, подвале, в снегу, под прикрытием лесной подстилки в лесу. Собранные семена перед посевом подвергаются специальной обработке. Лесоводы в основном используют три способа подготовки семян к посеву: стратификацию, намачивание и ошпаривание. Стратификация - воздействие на семена определенной температурой и влажностью для того, чтобы ускорить их прорастание. Стратифицируют семена тех древесных культур, которые без предварительной подготовки не дают всходов в год посева. Стратификацию проводят в специальных помещениях (подвалах, погребах) и траншеях. Технология стратификации: смесь семян с песком или торфяной крошкой помещается в ящики размером 100х3Ох40 см, не досыпая их на 3-5 см. В днище и стенках ящиков делаются отверстия диаметром 0,5-1 см. Ящики ставятся на стеллажи или на пол (на бруски). В подвалах смесь с песком или торфом через каждые 2-3 недели высыпают из ящика, перемешивают и увлажняют. Стратифицируют семена при температуре 1-5°С. Снегование или стратификацию в снегу, проводят, выдерживая семена под снегом перед посевом в мешочках из редкой ткани, заполненных на 1/3 объема, т.е. при слое семян 2-3 см. Семена можно предварительно намачивать. Сверху насыпают и утрамбовывают снег, закрывая его опилками, лапником или соломой. В день посева семена достают из-под снега и просушивают до состояния сыпучести.
Продолжительность стратификации у разных пород различна от 1,5-2 месяцев (клен остролистный), до 160-180 дней (липа мелколистная) и даже 240-270 дней (ясень обыкновенный, кизил). Лесоводы применяют различные способы сокращения срока стратификации. Например, семена клена остролистного засыпают в кадку и заливают горячей водой (40°С). В таких условиях выдерживают в течение трех суток. После этого их перекладывают в ящики, закрывают мешковиной и держат в помещении при температуре 30°С, систематически перемешивая и увлажняя. На седьмой день семена наклевываются. Намачивание обеспечивает дружное ускоренное появление всходов у семян сосны обыкновенной, лиственницы сибирской, ильмовых, березы и других пород, не требующих специальной стратификации. Ошпаривание применяют для семян, имеющих крепкую оболочку. Например, семена акации белой и гледичии перед посевом ошпаривает горячей водой (около 80° С) и держат в воде в течение суток. Также семена хвойных пород обрабатываются растворами микроэлементов (марганцовокислым калием, сернокислым цинком и др.). При этом повышается всхожесть семян и их энергия прорастания. В этом вы убедитесь, высевая семена в питомнике и проводя опыты. Контрольные вопросы и задания: 1.Определите несколько видов деревьев по их семенам. 2.Расскажите о сроках и правилах сбора семян. 3.Составьте коллекцию семян, изучите их признаки.
4.Какие способы подготовки семян к посеву вы знаете? 5.Как проводится стратификация семян? 6.Проведите стратификацию семян некоторых древесных растений (какие найдёте). Операция «Лесной питомник» Организация питомника Основным назначением лесного питомника является выращивание посадочного материала деревьев и кустарников. По целевому назначению различают питомники: лесные, где выращивают посадочный материал для целей лесовосстановления и лесоразведения; декоративные - посадочный материал деревьев и кустарников выращивают для целей озеленения; плодово-ягодные - посадочный материал в этом случае предназначен для посадки садов и плантаций. По своим размерам и срокам действия лесные питомники подразделяют на временные и постоянные. Временные лесные питомники закладывают на близком расстоянии от будущих посадок. Срок действия их не более 5 лет, площадь небольшая (до 5 га). Постоянные лесные питомники организуют для выращивания посадочного материала в течение длительного срока. По площади их можно разделить на мелкие (5-10 га), средние (10-20 га) и крупные (более 20 га). Базисными лесными питомниками называют постоянные лесные питомники, обеспечивающие посадочным материалом несколько хозяйств, применяющие современные технологии выращивания посадочного материала и комплексную механизацию работ, служащие школой для изучения и внедрения передового опыта и прогрессивной технологии выращивания посадочного материала.
Кроме того, лесные питомники могут быть круговыми или подпологовыми. Круговые питомники имеют форму круга или эллипса, в центре которого и по краям оставляют естественные насаждения, что позволяет выращивать посадочный материал в условиях, приближенных к лесной среде. Подпологовые лесные питомники обычно организуют для выращивания посадочного материала с улучшенной наследственностью. Под пологом разреженного насаждения, где удалены минусовые деревья и деревья нежелательных видов, проводят обработку почвы, а затем - уходы за всходами, появившимися в результате налёта семян. Такие питомники можно организовать под пологом высокоствольных хвойных насаждений (в лиственничниках Сибири и Дальнего Востока, в сосняках Европейского Севера). Но эти питомники не могут функционировать длительное время, так как при обработке почвы повреждаются корневые системы деревьев, что отрицательно сказывается на состоянии материнских насаждений. Для выращивания посадочного материала с улучшенной наследственностью с закрытой корневой системой создают теплично-питомнические комплексы. Продукция питомников - сеянцы, саженцы и черенки. Сеянцы - молодые растения, выращенные из семян без пересадки. Черенки - это части побегов или корней, используемые для вегетативного размножения древесных пород. Саженцы – растения, выращенные из пересаженных сеянцев и черенков. Лесной питомник располагается на ровном месте в местности, где имеется возможность организовать полив, поблизости от населенного пункта, с наличием удобных подъездных путей в любое время года. При выборе места под питомник следует избегать котловин, узких долин, небольших, окруженных густым лесом полян, так как в таких местах сеянцы страдают от резких колебаний температуры. Рельеф участка под питомник должен быть ровным или слегка волнистым, с равномерным уклоном до 2-30. Для неполивных питомников можно использовать участки с уклоном до 5°, в горных условиях - до 15-20° с обязательным террасированием склонов. В лесной и лесостепной зонах предпочтителен западный и юго-западный склон, в степной зоне - западный, северозападный, северный и северо-восточный. Оптимальная глубина залегания грунтовых вод для песчаных почв 1-1.5 м; супесчаных – 3-4 м. Почвы должны быть достаточно плодородными, хорошо дренированными, глубокими и легкими по механическому составу. Лучшими почвами для выращивания посадочного материала считаются: в лесной зоне - слабооподзоленные и дерново-подзолистые свежие супесчаные и легкосуглинистые почвы с содержанием гумуса в верхнем горизонте не менее 2%; в лесостепной зоне - серые и темно-серые почвы, черноземовидные супеси, выщелоченные черноземы; в степной зоне - черноземы и лугово-черноземные почвы легкого механического состава; в подзоне сухой степи - южные черноземы, темно-каштановые почвы легкого механического состава без признаков засолённости, светло-каштановые и лугово-каштановые слабозасоленные почвы; в зоне полупустыни - наименее засоленные светло-каштановые почвы легкого механического состава с пятнами солонцов не белее 3-5% площади. Для закладки лесных питомников выбирают большие лесные поляны или вырубки, окруженные редким древостоем. Деревья в нём не должны являться промежуточными хозяевами для вредителей и болезней посадочного материала. Наиболее опасные вредители: на оподзоленных, черноземных и черноземовидных супесях - майский, пестрый, июньский и волосатый хрущи и жуки-кузьки; на черноземах и каштановых почвах - проволочники, ложнопроволочники, кравчики, июньский хрущ и корнегрызы; на влажных почвах вблизи водоемов - медведки, проволочники, личинки комаров-долгоножек. Большой вред лесным питомникам во всех зонах наносят мышевидные грызуны и подгрызающие совки. Питомники закладывают на незаселенных вредителями участках. При обнаружении личинок листогрызущих или сосущих вредителей на 5% обследованных растений, а также при появлении первых признаков заболеваний проводят мероприятия по защите растений. Необходимую площадь питомника определяют с учетом потребности в посадочном материале. При закладке нового питомника прежде всего устанавливают его внешние границы. Наиболее оптимальным считается квадратный или прямоугольный контур. По внешней границе питомника прокладывают канавы глубиной 1 м и шириной по дну 0.3 м и по верху 1.25-1.75 м. Дополнительно для защиты питомника создают изгороди: живую или искусственную из жердей, проволоки и т.п. После этого планируют размещение отдельных производственных частей питомника, прокладывают дорожную и оросительную сети В состав школьного лесного питомника входят следующие отделы (рис. 2): Рисунок 2. Схема территории организации большого питомника (по В.П. Ливенцеву и В.Г. Атрохину) 1. Посевное отделение – участок для посева семян и выращивания из них сеянцев. 2. Древесная школа — участок, на котором выращивают саженцы лесных древесных пород и кустарников. 3. Маточная плантация древесных и кустарниковых пород – участок с материалом для вегетативного и семенного размножения. 4. Дендрологическое отделение - участок для выращивания и изучения новых ценных пород. 5. Участок прикопки сеянцев и саженцев до посадки. 6. Компостный участок. Наибольшее значение для успешного выращивания лесопосадочного материала в питомнике имеют обработка почвы и внесение удобрений. Почва обрабатывается по системе паровой обработки, а если посадочный материал выкапывается весной, то по системе раннего пара. После выкопки растений почву пашут на глубину 25 см и боронуют. Занятый парвводят на землях, чистых от сорняков, при внесении органических и минеральных удобрений. Учёные рекомендуют организовать в питомнике севообороты. Работа в питомнике Обработка почвы Велика роль обработки почвы в формировании благоприятных условий для роста растений. Она создаёт оптимальные условия для посева и посадки растений, регулирует водный и воздушный режимы, улучшает условия минерального питания растений, улучшает физические свойства почвы, ограничивает доступ избытка влаги к корневым системам сеянцев на временно переувлажненных или избыточно увлажненных почвах, при посадке деревьев временно ограничивает или полностью устраняет вредное воздействие травянистой растительности. Различается основная и поверхностная обработка почвы. Основная обработка (вспашка) — наиболее глубокая обработка почвы. Поверхностная обработка на глубину 12—14 см — лущение, культивация, боронование, прикатывание. Вспашка почвы — основной прием обработки, при котором производится оборачивание, крошение и перемешивание почвы. При безотвальной вспашке пласт не оборачивается. Лущение — мелкое рыхление верхнего слоя почвы, при котором одновременно подрезаются корни сорняков и разрезается дернина. Культивация — рыхление обработанной ранее почвы без ее оборачивания. Боронование — поверхностное рыхление почвы и ее выравнивание. Прикатывание — уплотнение поверхности почвы. Подготовка почвы оказывает длительное влияние на приживаемость, рост и развитие растений. В зависимости от типа почвы, ее механического состава, влажности, степени зарастания травяной растительностью применяются различные системы подготовки почвы. В сельском и лесном хозяйстве широко распространена система паровой обработки почвы. Паром называется вспаханная площадь, которую в течение одного или нескольких вегетационных периодов не занимают посевом или посадкой культур, а почву обрабатывают, избавляя от сорняков, или занимают посевом почвоулучшающих сельскохозяйственных культур. Чистым паром называется поле, которое в течение одного вегетационного периода не занимают под посевы, а почву обрабатывают, поддерживают ее в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. Многократная обработка пара позволяет очистить почву от сорняков, сохранить запасы влаги, накапливать необходимые растениям элементы питания. В зависимости от сроков обработки чистый пар называют черным, когда почву начинают обрабатывать осенью, и ранним при обработке почвы весной. Занятый пар пашут с осени, а летом выращивают почвоулучшающие сельскохозяйственные культуры. Основную обработку почвы по системе черного пара начинают осенью (сразу после выкопки посадочного материала) с лущения стерни и последующей глубокой зяблевой (осенней) вспашки. Ранней весной пар боронуют, а летом культивируют по мере появления сорных растений. Все виды пара рассчитаны на борьбу со злостными корневищными сорняками. При большой степени зарастания площади травянистой растительностью применяется глубокая (до 40 см) зяблевая вспашка. При зяблевой пахоте осенью почву не боронуют, чтобы больше накопить влаги. Чем глубже вспахана почва, тем больше в ней накапливается влаги, усиливается аэрация и в связи с этим создаются лучшие условия для роста и развития растений. В засушливых условиях используется плантажная пахота на глубину 50—60 см. На полях и в лесных питомниках применяется сплошная обработка почвы. На песчаных и супесчаных почвах в сухом климате при слабом задернении такой способ ведет к ветровой эрозии. В этих условиях для посадки деревьев почву обрабатывают полосами разной ширины — от 2—3 до 10—25 м (чем сильнее заросла площадь, тем шире могут быть полосы). После того как высаженные на полосах культуры сомкнутся (через 4— 6 лет), подготавливают почву в межполосных пространствах и высаживают на них новые деревья (обычно межполосное пространство по ширине равно полосе). На вырубках при наличии пней почву готовят бороздами. При этом в засушливых и обычных условиях сеянцы и саженцы высаживаются в дно борозды, а в условиях повышенной влажности — в гребень, образованный отвалами. Площадками размером 1х1 м и 2х2 м (и больше) готовят почву на небольших по размеру открытых площадях среди леса, в рединах и под пологом леса, где затруднено применение механизмов. Почву готовят вручную: снимают дернину и укладывают ее на края площадок вниз дерниной, а почву рыхлят. На крутых склонах почва готовится ямками, в каждую из которых высаживается одно растение. В последние годы на склонах получила распространение подготовка почвы террасами. Террасы располагаются по горизонталям склона и делаются при помощи тракторного террасера. Ширина таких полос 1,5—2 м, поверхность почвы на террасах рыхлят и затем высаживают деревья Неправильно проведённая обработка почвы, особенно в холмистой местности (большая часть территории Орловской области) может привести к водной эрозии. Контрольные вопросы и задания: 1. Назовите и опишите способы обработки почвы. 2. Что такое пар, и каковы его виды? 3. Как готовят почву под посадку деревьев. 4. Проведите осеннюю или весеннюю обработку почвы на участке будущего питомника. Удобрение почв Удобрение почв применяется на пришкольных участках, полях, садах, огородах, при выращивании посадочного материала в лесных питомниках и в лесных культурах. Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных растений, высококачественного посадочного материала плодородие почвы должно поддерживаться на высоком уровне. Вынос элементов питания из почвы растениями, вымывание их при орошении и атмосферными осадками в нижние горизонты приводит к обеднению почвы. Для поддержания необходимого уровня плодородия почвы используются органические и минеральные удобрения, а также известкование и гипсование. Органические удобрения. Самые распространенные виды органических удобрений — навоз, компост, торф, зеленое удобрение (сидераты). Органические удобрения практически содержат все необходимые растениям элементы питания. Они обогащают почву питательными веществами, существенно улучшают ее структуру, физические и химические свойства, а также способствуют улучшению газообмена. Навоз — полное органическое удобрение, в котором содержатся все необходимые растениям элементы питания: азот, фосфор, калий и др. Норма внесения навоза под культуры колеблется от 15 до 40 т на 1 га. На тяжелых почвах вносится 30—40 т навоза на 1 га один раз в 3—4 года, на легких почвах вносится 15—20 т через 2—3 года. Компосты приготавливаются из торфа, земли, навоза и других материалов на специально отведенной площадке или в траншее глубиной 0,5—1 м (в сухих условиях). На площадку укладывается слой торфа толщиной 15—30 см или слой другого материала (лесной подстилки или обычной земли). На этот слой кладут такой же толщины второй слой различных отходов, смоченных водой и навозной жижей. Затем укладывается слой торфа или земли (10—15 см), на него слой отходов и т. д. Качество компоста значительно повышается, если слои торфа, земли, отходов равномерно перестилаются слоями навоза, атакже при равномерном добавлении в него гашеной извести и золы (3% от веса компостируемого материала). Сверху компостная куча прикрывается слоем земли толщиной 10 см, периодически поливается водой и перелопачивается. Компост считается готовым, когда он превращается в однородную, легко рассыпающуюся массу. Сидеральное (зеленое) удобрение применяется на легких песчаных почвах. Посеянные на поле или на питомнике бобовые растения (люпин, горох, вика и др.) в период окончания цветения запахиваются на глубину 20—25 см. Попав в почву, такие удобрения обогащают ее главным образом азотом и улучшают структуру. Минеральные удобрения. К минеральным удобрениям относятся химические вещества, содержащие один или несколько элементов питания растений. В зависимости от содержания элементов питания минеральные удобрения делятся на азотные (селитры, сульфат аммония и др.), фосфорные (суперфосфат, фосфоритная мука и др.), калийные (калийная соль, хлористый калий и др.) и сложные, содержащие не один, а два или три элемента (аммофос: азот и фосфор, нитрофоска: азот, фосфор, калий). Удобрения, которые содержат в своем составе микроэлементы, называются микроудобрениями; сернокислый марганец, медный купорос, сернокислый цинк, бура, молибденовокислый аммоний и др. Азотные удобрения (в основном белого цвета) влияют на рост и увеличение органической массы растений. Особенно эффективно внесение азотных удобрений в нечерноземной полосе и во влажных районах лесостепи, так как в этих районах фосфорные и калийные удобрения могут дать положительный эффект лишь при обеспеченности растений азотом. Азотные удобрения вносятся обычно в первой половине вегетационного периода как основное удобрение и в виде подкормок. Фосфор как элемент питания участвует в построении клеточного ядра, фотосинтезе, играет большую роль в создании органической массы растений. Фосфорные удобрения (серого цвета) особенно необходимы молодым растениям (у них слабо развита корневая система) и в период подготовки к зиме. Недостаток фосфорного питания в эти периоды отрицательно сказывается на развитии. Фосфорные удобрения слабо всасываются, поэтому вносятся в течение всего вегетационного периода. Калийные удобрения (красноватые) применяются на фоне фосфорных удобрений. Они наиболее эффективны на супесчаных, мелкозернистых подзолистых почвах. В калийных удобрениях растения нуждаются на серых лесных суглинках, оподзоленных и выщелоченных черноземах. Калий оказывает положительное влияние на созревание плодов, усиливает сопротивляемость растений к неблагоприятным внешним условиям. Калий, как и фосфор, можно вносить в течение всего вегетационного периода. На легких почвах удобрения вносятся чаще, но меньшими дозами. На малоплодородных почвах применяются в основном органические удобрения. В засушливых условиях при недостаточном запасе воды нормы азотных и калийных удобрений снижаются. Существуют три основных способа внесения удобрений: основное (допосевное), припосевное и подкормка. Допосевное (основное): удобрениеравномерно разбрасывается по площади перед вспашкой и заделывается на глубину 25—30 см. Так вносится навоз, торф, компост и около двух третей минеральных удобрений, которые нужно внести под данную породу. Припосевное: удобрениевносится в небольших количествах при посеве семян. Внесение удобрений в непосредственной близости от семян позволяет полнее обеспечить растения элементами питания в самом начале их роста. Вносят удобрения в гранулированном виде одновременно с посевом семян. Подкормка — внесение удобрений в сухом или растворенном виде во время роста растений. При повышенной кислотности (рН = 5,0 и ниже) почвы известкуют путем внесения (лучше осенью под зяблевую вспашку) от 1 до 4 т извести на 1 га. Внесенная в почву известь на лесных подзолистых почвах действует в течение 10—15 лет. Она положительно влияет на агрохимические свойства почвы, усиливает действие органических и минеральных удобрений, а также повышает жизнедеятельность полезных микроорганизмов. Гипсование почв проводится при их засолении. На участках с вкраплениями солонцов вносят в размолотом виде от 2 до 10т гипса на 1 га. Гипс равномерно рассеивается по площади с последующим заделыванием в почву. При выращивании лесных культур особенно эффективно внесение азотных удобрений (мочевины, аммиачной селитры) или сложных (нитроаммофоски), так как при полосной подготовке почвы большая часть гумусового горизонта удаляется из борозды и растения испытывают азотное голодание. На глаз азотное голодание определяется по укороченной и более светлоокрашенной с желтеющими кончиками хвое, уменьшенному приросту стволиков в высоту по сравнению с одновозрастными деревьями, растущими в лучших условиях питания. По данным В.П.Ливенцева и В.Г.Атрохина, внесение азотных удобрений (1—2 ц на 1 га) на дерново-подзолистых и подзолистых суглинистых почвах повышает содержание подвижных форм азота в 1,5—2 раза и в течение 2—5 лет обеспечивает увеличение прироста ели, сосны и лиственницы по диаметру и в высоту на 15—30%. Общая масса деревьев увеличивается в 1,2—2 раза по сравнению с контрольными. Удобрения наиболее эффективно действуют при их внесении на приствольные круги радиусом 1—1,5 м. Подкормку хвойных культур в 2—3-летнем возрасте азотными удобрениями следует проводить одновременно с внесением гербицидов (химикатов, уничтожающих сорняки), так как при внесении удобрений разрастается и сорная растительность. Хвойные породы по-разному относятся к затенению разрастающейся травянистой растительностью и к гербицидам: ель более вынослива, чем сосна и лиственница. Поэтому минеральные удобрения совместно с гербицидами рекомендуется применять в культурах ели начиная со второго-третьего года после посадки, а в культурах сосны и лиственницы — в возрасте 5 лет и старше. Подкармливаются лесные культуры только при высокой их сохранности (не менее 80%) и только после того, как они будут полностью или большей частью освобождены от нежелательных лиственных пород. Потребность в удобрениях в зависимости от дозы, вида удобрений и площади рассчитывается по следующей формуле:
где А — количество удобрений, кг на 1 га; а — доза элемента питания, кг на 1 га; с — площадь удобряемого участка, га; Ь — процент действующего вещества. На участке ели на второй-третий год после посадки требуется внести 100 кг азота на 1 га. Под ель и лиственницу 8—10-летнего возраста на легко- и среднесуглинистых дерново-подзолистых и подзолистых почвах вносится 200 кг азота на 1 га (сосны в этих условиях не подкармливаются). Такое же количество азота вносится под сосны и лиственницы 6—8 лет на песчаных и супесчаных дерново-подзолистых почвах. При работе с удобрениями необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности: а) для защиты органов дыхания используйте ватно-марлевые повязки или респираторы; б) наденьте резиновые перчатки, специальные халаты или комбинезоны, защитные очки; в) во время работы с химикатами не принимайте пищу; г) по окончании работы тщательно вычистите одежду, вымойте лицо и руки хозяйственным мылом и прополощите рот; д) неиспользованные удобрения и пустую тару возвратите на склад; Посев семян Подготовленные к посеву семена высеваются в питомниках. Ценность семян определяется их происхождением, наследственными свойствами и посевными качествами. По происхождению различают районированные семена (местные и интродуцированные, из других районов) и нерайонированные. Последние не разрешает
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.43 (0.012 с.) |