Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль философии в культуре. Мифологическая, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Место и роль философии в культуре. Мифологическая, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры. между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. Но сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только разумом, но и чувствами. Этой особенностью определяется место философии в культуре. Картина мира - Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Мифологическая картина мира рождается в умах философов, представляющих направление стихийного материализма. Всемерно доверяя своим телесным чувствам, они культивировали предметную оформленность мироздания, за которым, как они полагали, стояли необузданные, порой смертоносные для людей силы природы. Однако за кажущимся произволом предметно оформленного мира на самом деле скрывался тайный его закон, постичь который мог только рассудок человека, вступивший в сотрудничество с чувствами. Вместе они открывали чудесную красоту жизни, чьи глубина и многообразие стали называться емким словом «космос». Такой союз телесных чувств с рассудком превращал мир в живой организм, каждое движение которого интерпретировалось натурфилософами как возможный диалог целого, то есть мироздания, со своей частью - человеком. Такое мировоззрение, в конечном счете, стало называться мифологическим. Сократ Сократ (469-399 гг. до н. э.) оказал огромное влияние на античную и мировую философию. Он интересен не только учением, но и образом жизни: не стремился к активной общественной деятельности, вел жизнь философа: проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о материальном благополучии своем и своей семьи. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что знаем о Сократе, знаем понаслышке, от его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона. Сократ, как и некоторые софисты, исследовал проблему человека, рассматривая его как существо нравственное. Поэтому-то философия Сократа называется этическим антропологизмом. Суть философских забот однажды Сократ выразил сам: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» (над храмом Аполлона в Дельфах начертано: познай самого себя!), к ним присоединялась уверенность в том, что он мудрее других только потому, что он ничего не знает. Его мудрость - ничто по сравнению с мудростью Бога - это девиз философских поисков Сократа. Есть все основания согласиться с Аристотелем в том, что «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же не исследовал». В философии Сократа уже не найдем натурфилософии, не найдем рассуждений космоцентрического характера, не найдем и концепции онтологизма в чистом виде, потому что Сократ следует схеме, предложенной софистами: мера бытия и мера небытия сокрыта в самом человеке. Будучи критиком (и даже врагом) софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это не тождественно «истинам, которые у каждого - свои; истина для всех должна быть одна. На достижение такой истины направлен метод Сократа, названный им «майевтикой» (буквально: повивальное искусство) и представляющий субъективную диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ в процессе беседы, диалога помогал истине «родиться в душе собеседника». Красноречиво говорить о добродетели и не мочь дать ей определения - не знать, что такое добродетель; поэтому-то цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета заключается в определении, выраженном в понятии. Сократ первый вывел знание на уровень понятия.
Сократ утверждал, что природа - внешний по отношению к человеку мир - непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие для всех людей; убеждение в существовании объективной истины означает у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, Сократ отождествлял счастье не с выгодой (как это делали софисты), а с добродетелью. Но делать добро можно, лишь зная, в чем оно: только тот человек храбр (честен, справедлив и т. д.), кто знает, что такое храбрость (честность, справедливость, и т. д.). Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными. Ведь зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно. Нравственность - следствие знания. Безнравственность - следствие незнания доброго. (Аристотель потом возражал Сократу: знать, что такое добро и зло, и уметь пользоваться знанием - не одно и тоже, нравственные добродетели -- результат не знания, но воспитания и привычки.) Сократ совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, его души и нравственности. 5. классическая античная философия. Платон. Платонизм – философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей. - Ранний (или «древний») (4 в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения. Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с I века до н. э., платоники, используя Аристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона.
- Промежуточный (или «средний»)(1 в. до н. э. — 2 в. н. э.). После периода скептицизма, начинается формирование догматического платонизма. В I веке до н. э. на путь строгой систематизации платонизма встал Посидоний, Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля. - Неоплатонизм – направление античной философии 3—4 вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Основные черты в философии Платона. Учение Платона об идеях, материи и познании. Платон о сущности идеального государства. Платон и является родоначальником философии объективного идеализма. Суть этого принципа в том, что первоосновой мира являются идеи, сверхматериальные и сверхчувственные. "Идеи" обладают особыми признаками: 1) объективностью; 2) безотносительностью к чему либо; 3) независимостью от нашего мнения; 4) они вечны и неизменны. Платон не отрицает материальный мир. Материальный мир, по его мнению, это прообраз, копия мира идей. При этом материальный мир не повторяет полностью идеальный и это одна из причин его несовершенства. Материальный мир проявляет свою причастность к миру идей через материю, которая находится между миром идеальным и миром материальным. Идеальный мир порождает материальный посредством творящей силы – мировой Души, целенаправленность действий которой определяется Умом. Ум – это неотъемлемое свойство творящей Души, также носящий сверхчувственный, идеальный характер. Человеческая душа является частью мировой Души, поэтому она также обладает умом. Правда, этот ум направлен не на создание материального мира, а на познание сущности мира идей. Отсюда Платон определяет и познавательную задачу философии – поиск универсальных законов бытия мира идей и истинного знания о них. Поскольку душа человека является частью мировой души, то Платон представляет процесс познания как «припоминание» душой уже известных ей понятий, которые она воспринимает посредством ума. Чувственное познание открывает лишь фрагментарные понятия, обобщаемые разумом.
Творческая сторона познания определяется одержимостью, а рациональная – переходом от менее общего знания к более общему. Когда ум сталкивается с противоречивостью чувственного познания, он начинает поиск истинного знания. Анализируя структуру идеального мира, Платон выделяет в нем иерархию и высшую идею всеобщего блага. На этом он строит свою теорию «идеального государства». Главный принцип такого государства – справедливость. Справедливость, по мнению Платона, наступает тогда, когда каждый гражданин выполняет те функции, к которым он имеет способности. Так возникает классовая иерархическая система. Платон выделяет три класса (слоя) идеального государства: правители, войны и наемные работники. Правители – люди, способные управлять. Правителем должен быть философ, т.е. человек, по характеру мышления стремящийся к абсолютной истине. Он должен обладать: 1.Мудростью 2. Мужеством 3. Благоразумием 4. Чувством справедливости. Войны – нужны, чтобы поддерживать порядок. Наемные работники - нижний слой, занимающийся ведением хозяйства. Конечно, Платоново государство утопично, но Платон первым указал на необходимость построения государства на основе морали, нравственности и политики. Философия Аристотеля Аристотель из Стагира -- великий древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Ученик Платона, подвергший критическому переосмыслению многие его идеи. Создал свою философскую школу «перипатетиков». Его сочинения сохранились почти полностью и оказали в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии и науки, но европейской культуры в целом. Основатель формальной логики, основные труды -- «Категории», «Аналитики», «Топика». Разработал «первую философию» -- учение о причинах и началах бытия и знания в сочинении, получившем позже название «Метафизика» («следующая за физикой»). Главные естественнонаучные сочинения -- «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», а также труды по биологии и психологии. Глубокие исследования общества, его политических, экономических и этических проблем осуществлены в «Политике» (8 книг), «Экономике» (3 книги), «Никомаховой этике» (10 книг). До сих пор имеют значение его работы по риторике и поэтике. Аристотель, будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с его философской концепцией, что нашло выражение в следующих его словах: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине». Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону.
Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет первой философии, исторически получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее -- сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй. Критически оценивая предшествовавшие философские взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена. Средневековая философия Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Теоретические истоки средневековой философии Основные проблемы философии средних Главные черты философии средних веков Основные идеи Периодизация средневекой философии * Зарождение средневековой философии - 2-5 вв. Основные принципы средневековой философии Августин Аврелий (354 - 430 гг.) Ибн - Рушд (Аверроис) 1126-1198 Философия Фомы Аквинского (1225-1274) Позитивизм.30-40 гг 19в, во Франции образовалась школа, основоположником позитивизма был Конт. Высказывал убеждения в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области. Ф нужна для объединения всех знаний. 2)эмпириокритицизм.Пред-ми были Авенариус, мах. Сводили всю философию к субъектно-идеалистическому познанию. Основа знания: чувства и ощущения. Материя-это то, что мы чувствуем. 3)неопозитивизм 20 гг ХХв (надо найти логический атом-научный язык, проблема, значение, метода, верификация{проверено на опыте}). Самая влиятельная из этих направлений-философия лингвистического анализа (все проблемы связаны с засорением нашего языка) Хотели включить науку в философскую истину-то, что наблюдаем…опыт->осмысление-> истина. 4)постпозитивизм Наука как целая динамическая, развивающаяся система. Научный метод-предположительная догадка или опровержение. Отвергают чувсвенность, переживания. место и роль философии в культуре. Мифологическая, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры. между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. Но сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только разумом, но и чувствами. Этой особенностью определяется место философии в культуре. Картина мира - Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира. Мифологическая картина мира рождается в умах философов, представляющих направление стихийного материализма. Всемерно доверяя своим телесным чувствам, они культивировали предметную оформленность мироздания, за которым, как они полагали, стояли необузданные, порой смертоносные для людей силы природы. Однако за кажущимся произволом предметно оформленного мира на самом деле скрывался тайный его закон, постичь который мог только рассудок человека, вступивший в сотрудничество с чувствами. Вместе они открывали чудесную красоту жизни, чьи глубина и многообразие стали называться емким словом «космос». Такой союз телесных чувств с рассудком превращал мир в живой организм, каждое движение которого интерпретировалось натурфилософами как возможный диалог целого, то есть мироздания, со своей частью - человеком. Такое мировоззрение, в конечном счете, стало называться мифологическим.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.03 с.) |