Немецкая классическая философия. «чистый» и «практический разум» в философии И. Канта, система и метод Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия. «чистый» и «практический разум» в философии И. Канта, система и метод Гегеля.



Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии.

РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ — понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, находящееся у него в определенных отношениях с чистым, спекулятивным или теоретическим разумом; само же различение коррелирует с различением способности познания и способности желания. Кант исходит из более узкого понимания практического, согласно которому практическая философия, в противоположность теоретической, истолковывается как этика, состоящая из моральной философии (учение о мудрости, sapientia) и прагматического раздела (учение о благоразумии, prudentia). Практическим является для Канта «все то, что возможно благодаря свободе» (Кант И. Критика чистого разума. М, 1994. С. 469). Сам же Р. п. оказывается основанием для трансцендентальной свободы.

Доказывая существование чистого Р. п. в «Критике практического разума», Кант почти отождествляет Р. п. и чистый Р. п.: «Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом». Несмотря на проводимое различие, Кант объединяет практический и спекулятивный интересы разума в трех вопросах: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». Автономия чистого Р п. выражается в моральном законе. Р. п. является собственным законодателем, в чем и проявляется свобода в положительном смысле и возвышение человека над природой. Высший моральный закон практического разума выражает для Канта категорический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, и в своем лице и в лице всякого другого, так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». В отличие от чистого спекулятивного разума, предметом Р. п. является для Канта «представление об объекте как возможном действии через свободу»; «единственные объекты практического разума — это объекты доброго и злого» (Там же. С. 442, 443). Причина такого различия состоит в том, что Р. п. «имеет дело не с предметами с целью их познания, а со своей собственной способностью осуществлять эти предметы (сообразно с их познанием), т.е. с волей, которая есть причинность» (Там же. С. 481). Если чистый спекулятивный разум обладает трансцендентальными идеями (душа, мир и), то чистый R п. имеет постулаты (, бессмертие и бытие Божье).

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап развития философской мысли (кон. 18— 1-я пол. 19 в.), представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Н. к. ф. явилась идейной подготовкой буржуазной революции в Германии, к-рая по сравнению с передовыми странами Европы была отсталой, что выразилось в слабости и нерешительности буржуазии, в ее склонности к компромиссам с феодальным дворянством, в отсутствии революционного движения масс. Этим в конечном счете объясняется переплетение в Н. к. ф. прогрессивных и даже революционных воззрений со взглядами ограниченными и реакционными, преобладание в ней идеализма. Центральное место в Н. к. ф. занимало исследование активности человека, «деятельной стороны» (Маркс), т. е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности, Правда, практика при этом выводилась из деятельности Духа и сводилась лишь к нравственно и рационально обусловленному поведению человека, Однако, несмотря на это, немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе человека и др. Главные достижения Н. к. ф. лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активио-творческом характере познавательной деятельности. Одним из первых эти вопросы поставил Кант. Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кит, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Так как воздействия «вещей в себе» воспринимаются через априорные (доопытные), т. е. изначально присущие чувствам и рассудку человека, формы (пространство, время, причинность и т, д.), то мир явлений по своему содержанию не имеет ничего общего с «вещами в себе». Если человек все лее попытается познать их, то его разум запутается в неразрешимых противоречиях (Антиномия). Вывод о необходимо противоречивом характере познания содержал глубокую диалектическую догадку, хотя для Канта этот вывод служил способом обоснования агностицизма. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма (признание «вещи в себе») и идеализма, агностицизма. Эти противоречия попытался преодолеть Фихте. Он признал «лишним» понятие «вещь в себе» и построил систему субъективного идеализма. В центре ее — деятельность мистического Я, создающего весь мир, в том числе и конкретные индивидуальные Я. На идеалистической основе у Фихте развита идея о единстве теории и практики, о том, что познание есть не только воздействие объекта на субъект, но и действие последнего. Дальнейший шаг вперед состоял в переходе к объективному идеализму. Первым стал на этот путь Шеллинг, создавший философию тождества, т. е. исходивший из признания абсолютного тождества субъекта и объекта, идеального и реального. У Шеллинга эта идея выродилась в мистику и иррационализм, зато у Гегеля она получила развернутое выражение. В основу всего сущего Гегель положил абсолютную идею, к-рая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития (раскрытия своего содержания) в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т. е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т. д. Но особенно велики заслуги Гегеля в создании системы идеалистической диалектики. Он первым попытался систематически изложить законы и категории диалектики, дать систему диалектической логики, ему принадлежит идея о единстве диалектики, логики и теории познания. Эти открытия — грандиозный вклад в философию, завершение всего философского движения со времен Канта. И все же представители немецкого идеализма из-за ошибочных исходных позиций не дали правильного решения тех вопросов, к-рые они поставили. Отсюда многочисленные искажения действительности, внутренние противоречия и непоследовательность, даже отказ от диалектики (напр., признание Гегелем своей философии и прусской монархии венцом развития), попытка превратить философию в науку наук, изрядная доля мистики и т. д. Выход заключался в переходе на позиции материализма. Этот переход в истории Н. к. ф. был связан с именем Фейербаха. Начав как последователь Гегеля, он затем подверг критике идеализм этого мыслителя, показав, что его система не более чем рациональная опора религии. Пытаясь развить понятие субъекта как реального человека, а не как духа, Фейербах рассматривал человека только как продукт природы, свел его сущность к биологическим, физиологическим характеристикам (Антропологизм). Он не сумел распространить материализм на область общественных явлений, оставаясь в понимании истории, а значит, и человеческой деятельности на идеалистических позициях. Кроме того, выступая против идеалистической диалектики, он фактически ее отбросил и вообще не сумел учесть достижения своих предшественников. На долю Маркса и Энгельса выпала задача использования всего богатства идей Н. к. ф., к-рая послужила одним из теоретических источников философии марксизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.006 с.)