ТОП 10:

Реформы Петра 1 в экономической, политической и социальной сферах. Историография проблемы.



В отечественной исторической науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер, сущность и результаты государственной деятельности Петра I. Еще при жизни Петра одни его безудержно восхваляли (вице-президент Синода Феофан Прокопович), другие считали царем - антихристом (старообрядцы). В середине XVIII в. князь М. М. Щербатов в своем памфлете "О повреждении нравов в России" положил начало негативной оценке Петра в публицистике. М. М. Щербатов идеализировал патриархальные порядки XVII в., которые были нарушены Петром I. Н. М. Карамзин также порицал Петра за осмеивание русских обычаев и насаждение "иноземных" порядков, насилие, перенесение столицы из Москвы в Петербург.
В 40-е гг. XIX в. представители одного из течений раннего русского либерализма, славянофилы, стали утверждать, что Петр "свернул" Россию с естественного пути развития, чем нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы. Историки "государственной школы" (особенно С. М. Соловьев) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России. Дискуссии о Петре I не утихают и в современной исторической литературе. Наиболее крупные специалисты по данной проблеме - Н. И. Павленко и Н. В. Анисимов - придерживаются разных концепций. Если первый видит в преобразованиях Петра крупный шаг по пути прогресса (хотя и в рамках феодализма), то второй считает, что, несмотря на введение целого ряда новшеств во всех сферах жизни общества и государства, реформы первой четверти XVII в. объективно вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695–1715 гг. и 1715–1725 гг. (Н.И. Павленко, С.Ф. Платонов, В.Я. Уланов и др.). Не умаляя значение Полтавской победы 1709 г., вышеуказанные исследователи полагают, что военно-политические события 1713–1715 гг. и определенные успехи в экономике явились переломными в жизни государства, российского общества и преобразовательной деятельности Петра I. Приводятся и обстоятельные аргументы: в результате одержанных русскими побед в Голштинии (1713) и на Балтике (Гангут – 1714) была подорвана военная мощь Швеции; успехи русской дипломатии (мирный договор с Турцией 1713 г.) и укрепление Северного союза (присоединение к нему Ганновера, Пруссии и Польши) позволили избежать войны на два фронта и создали благоприятные условия для внешнеполитической изоляции Швеции; отечественная мануфактурная промышленность к 1715 г. полностью обеспечивала потребности регулярной армии и флота; активизировалось государственное строительство.

Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти. Мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Реформы, проводившиеся нередко под воздействием обстоятельств, вызывали необходимость осуществления других преобразований, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений. Темпы военно-хозяйственного и общественно-политического переустройства зависели от срочности решения той или иной задачи. Что же касается методов и средств, то их выбор порой определялся импульсивным настроением, властным и неуравновешенным характером самодержца-преобразователя. При этом преобразования Петра были подчинены интересам не отдельных сословий и личностей, а созданию крепкого европейского государства. На этом основывалась вся внутренняя и внешняя политика монарха-реформатора.

Социально-экономические преобразования. Необходимость проведения экономических преобразовании диктовалась нуждами войны, потребностями армии и флота, интересами процветания государства. Экономические реформы, осуществленные Петром I, включали в себя комплекс различных мер. Среди них главными являлись: создание и совершенствование различных отраслей промышленности (судостроительной, металлургической, текстильной, кожевенной и др.); перестройка финансово-налоговой политики; дальнейшее развитие торговли и транспортных артерий (строительство грунтовых дорог, Вышневолоцкого канала); организация управленческих отраслевых структур (Берг-мануфактур-, Коммерц- и других коллегий, Ратуши, Главной провиантской канцелярии и т.д.).

Важной особенностью экономической политики Петра являлось использование хозяйственного опыта Западной Европы, а также учений меркантилизма и протекционизма.

Петр I поощрял развитие промышленности и накопление средств за счет активного баланса внешней торговли (преобладание вывоза товаров за границу над ввозом их в страну), стремился оградить интересы национальной промышленности от иностранной конкуренции посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, в производстве аналогов которых Россия достигла определенных успехов (Тариф 1724 г.).

Быстрый рост мануфактурного производства остро поставил проблему обеспечения предприятий дешевой рабочей силой. Поэтому Петр I дал право владельцам частных мануфактур покупать крестьян для работы (посессионные крестьяне), а руководителям казенных – приписывать крепостных крестьян (приписные крестьяне).

К концу царствования Петра I в России, по мнению историка Н.И. Павленко, насчитывалось около 100 мануфактур и примерно столько же мелких ремесленных предприятий. Однако, основанные главным образом на крепостном труде, русские мануфактуры вскоре утратили способность к динамичному развитию.

Финансовые трудности, вызванные войной, преодолевались в основном за счет нещадной эксплуатации народных масс, усиления налоговой политики, а также посредством введения государственной монополии на производство и продажу ряда товаров (соли, табака, водки, меда, хомутов, дуг и т.д.), а также эксплуатации монетной регалии.

Особую роль в ужесточении налоговой системы сыграли так называемые прибыльщики (изобретатели налогов), многие из которых, поощряемые Петром, сделали головокружительную карьеру. Среди них Курбатов, Старцов, Нестеров, Яковлев и другие. Известно, что налогами облагались свадьбы инородцев, рождение детей, бани, бороды и многое другое. Однако главный доход принесла государственной казне подушная, подать, введенная окончательно в 1724 г., которая обеспечила в том году 53% сметного дохода. Заменившая подворное обложение и составленная на основе переписи населения 1718–1724 гг., она к концу царствования Петра I покрывала основную часть расходов на содержание армии и флота.

Внешняя торговля, являвшаяся важной составной частью экономики, получила интенсивное развитие лишь после 1715 г., когда ослабло вмешательство государства в эту сферу и Россия, утвердившись на берегах Балтийского моря, смогла задействовать возможности Петербургского порта.

В начале Северной войны государственная политика в области торговли привела к разорению значительной части купечества и ограничению свободного предпринимательства. Позже созданные Петром I благоприятные условия (ослабление налогового бремени, ликвидация монополии на продажу значительной части товаров, предоставление льгот и ссуд купечеству и т.д.) способствовали определенным успехам: повысился интерес к частному предпринимательству, возросла инициатива иностранных компании, экспорт товаров превысил почти в два раза импорт. Центр внешней торговли переместился из Архангельска в Петербург. Известно, что в 1724 г. город на Неве принял уже 240, а прибалтийские порты (Ревель, Рига, Нарва), а также Выборг в 1725 г. 914 иностранных судов.

Однако, предоставляя свободу торговли русским и иностранным предпринимателям, Петр заботился не только о развитии отечественной промышленности, но и о сохранности национальных природных богатств. Например, основанная в 1722 г. Вальдмейстерская контора следила за сохранностью и разведением лесов, особенно пригодных для судостроения.

Социальные преобразования являлись важной и неотъемлемой частью государственной политики Петра I. Осуществление их диктовалось объективной необходимостью проведения тех или иных реформ, задачами государственного строительства, стремлением царя-преобразователя заставить всех волей-неволей служить отечеству.

На первом этапе большинство мер в социальной области носили случайный характер и были обусловлены в основном нуждами войны, армии и флота. Целенаправленность и продуманность социальных преобразований на втором этапе диктовались главным образом мерами по совершенствованию государственного устройства, определением будущей роли и места тех или иных социальных слоев в экономической и политической жизни Российской империи.

Население России к концу XVII в. составляло примерно 13 млн. человек, а по переписи 1724 г.– 14 млн. человек. Основная часть населения проживала в сельской местности (около 97%) и была представлена следующими слоями: крестьяне (помещичьи, монастырские, казенные, дворцовые), различавшиеся между собой степенью зависимости и количеством исполнения повинностей; холопы, зависимые от хозяев и не платившие никаких податей; вольные или «гулящие» люди, лично свободные и не имевшие никаких государственных повинностей. Кроме этих категорий населения имелось большое количество других свободных людей – однодворцев, черносошных крестьян Севера, пашенных люден Сибири, ясачных людей Среднего Поволжья. Все они выполняли конкретные обязанности и несли определенные государственные повинности.

Реформа органов власти и управления. Необходимость осуществления реформы государственного управления была продиктована созданием регулярной армии и флота, обеспечением их потребностей, интересами ведения Северной войны, стремлением Петра I превратить Россию в европейскую державу.

Реорганизация высших, центральных и местных органов власти, создание соответствующих им административных учреждений имели ряд особенностей.

Во-первых, учитывались опыт военной реформы и практика государственных учреждений Западной Европы (Швеции, Голландии, Англии, Франции и др.).

Во-вторых, процесс реорганизации органов и учреждений высшего, центрального и местного уровней развивался параллельно с совершенствованием их функций.

В-третьих, созданный Петром огромный государственно-бюрократический аппарат функционировал на основе строгой регламентации, субординации и коллегиальности.

Характерной чертой первого этапа реорганизации государственных структур было причудливое переплетение старых административных учреждений с новыми, смешение их функций, а второго – ликвидация определенных недостатков и систематизация органов власти и управления и их деятельности.

Правительствующий Сенат, созданный в феврале 1711 г., стал высшим органом законодательной, исполнительной и судебной власти, формальной причиной создания Сената стал отъезд царя на войну с Турцией (Прутский поход 1711).

Коллегии, являвшиеся центральными органами управления, были образованы в 1717–1718 гг. Они окончательно заменили старую систему приказов.

На правах коллегии существовал и Главный магистрат, основанный в 1720 г. в Петербурге. В его подчинении находились городские магистраты, являвшиеся органами городского самоуправления.

Наряду с коллегиями продолжали действовать некоторые приказы и многочисленные канцелярии (Преображенский, Сибирский приказы. Дворцовая, Медицинская, Печатная, Ямская и другие канцелярии).

Реформа провинциальных административных учреждений была вызвана главным образом необходимостью укрепления власти на местах, стремлением Петра I привести данные учреждения и их функции в соответствие с изменениями, происшедшими в жизни российского общества, в высших и центральных органах управления.

Начало этой реформы восходит к концу XVII в., когда Петр I, вернувшись из Западной Европы, осуществил городскую реформу и создал в 1699 г. на голландский манер Бурмистрскую палату, переименованную позже в Ратушу. Суть нововведения заключалась в создании органов городского самоуправления, возглавляемых выбранными бурмистрами (ранее были представлены воеводами).

Позже, по мере присоединения новых территорий в ходе Северной войны, возникла необходимость более совершенной организации административного управления. Приобретение шведской территории Ингерманландии стало прецедентом для проведения административно-территориальной реформы. Указом от 18 декабря 1708 г. вся страна делилась на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская) во главе с губернаторами, которые наделялись всей полнотой административной, судебной и военной власти. С 1709 г. на губернскую администрацию возлагались и такие обязанности, как содержание и расквартирование полков.

С 1720 г. городское самоуправление было усовершенствовано. Новые учреждения, так называемые городовые магистраты и ратуши, действовали как органы, формально не зависимые от остальных городских учреждений, но подчиненные Главному магистрату. Обязанности и функции городовых магистратов были определены в Генеральном регламенте (1720), а также в Уставе Главного магистрата (1721). Однако в ряде городов городовые магистраты и ратуши разделяли с воеводскими канцеляриями все сферы управления.

Церковная реформа, по сути дела, завершила и поставила точку в длительной борьбе между светской и духовной властями. С учреждением Духовной коллегии (Святейшего Синода, 1721) было окончательно ликвидировано патриаршество.

ВЫВОД:В период правления Петра благодаря ряду преобразований были положены предпосылки модернизации () страны. Итоги реформ: 1. на основе принципов отраслевого управления возникла система центральной и местной власти. С такими чертами как: централизация, унификация и регламентация; 2. активное вмешательство государства в экономическую, научную, воспитательную жизнь страны; 4. при Петре был создан разветвленный бюрократический аппарат, который унаследовал косность консерватизма и взяточничества. 5. Возникла основанная на принципе общего блага военно-полицейское, абсолютное государство => Милитаризация государственного аппарата, т.е. все должностные функции получили военный.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.009 с.)