Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «Перепутанные линии»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии». Оборудование: секундомеры, специальные бланки). Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка». Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал). При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает. Бланк методики « Перепутанные линии»
Ф.И.О.______________ Дата________ Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
гдеТ‑ время выполнения задания (мин), Nnp, ‑ количество правильно прослеженных линий. Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания. После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых. Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
Ключ к методике «Перепутанные линии» 4. 10. Определениепродуктивностии устойчивостивнимания (Кольца Ландольта) РебенкупредлагаетсябланкскольцамиЛандольтавсопровожденииследующейинструкции:«Сейчасмыстобойпоиграемвигру, котораяназывается"Будьвнимателениработайкакможнобыстрее". Вэтойигреты Будешьсоревноватьсясдругимидетьми, потоммыпосмотрим, какогорезультататыдобилсявсоревнованиисними. Ядумаю,чтоутебяэтополучитсянехуже, чемуостальныхдетей». ДалееребенкупоказываетсябланкскольцамиЛандольтаиобъясняется, чтоондолжен, внимательнопросматриваякольцапорядам, находитьсрединихтакие, вкоторыхимеетсяразрыв,расположенныйвстрогоопределенномместе, изачеркиватьих. Работапроводитсявтечение 5 мин.Черезкаждуюминуту экспериментаторпроизноситслово«черта», вэтотмоментребенокдолженпоставитьчертувтомместебланкаскольцамиЛандольта, гдеегозасталаэтакоманда. Послетого, как 5 мин. истекли, экспериментаторпроизносит слово«стоп». Поэтойкомандеребенокдолженпрекратитьработуивтомместебланкаскольцами, гдезасталаегоэтакоманда, поставитьдвойнуювертикальнуючерту. Приобработкерезультатовэкспериментаторопределяетколичествоколец, просмотренных ребенкомзакаждуюминутуработыизавсепятьминут, втечениекоторыхпродолжалсяпсиходиагностическийэксперимент. Такжеопределяетсяколичествоошибок, допущенныхимвпроцессеработынакаждойминуте, спервуюпопятую, ивцеломзавсепятьминут. Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле: S = (0,5 N – 2,8 n)/60
где: S — показательпродуктивностииустойчивостивнимания;V —количествоколец, просмотренныхребенкомзаминуту(еслиспомощьюэтойформулыопределяетсяобщийпоказательпродуктивностииустойчивостивниманиязавсепятьминут, то,естественно, N будетравночислуколец, просмотренныхв течениепятиминут, следующийпоказатель п — числуошибок,допущенныхвтечениепятиминут, азнаменательданнойформулы - 300); п — количествоошибок, допущенныхребенкомзаэтожевремя. Впроцессеобработкирезультатоввычисляютсяпятьпоминутныхпоказателей S иодинпоказатель S, относящийсяковсемпятиминутамработы, вместевзятым. Пополученнымрезультатамстроитсяграфикработыребенканадзаданием. Егоинтерпретацияпроизводитсятакже, какидлядетейдошкольноговозраста.
При обработке итогов экспериментатор определяет число колец Ландольта, просмотренных ребенком за каждую мин. статьи и за все 5 мин.. Тоже определяется число ошибок, допущенных им в ходе деятельности на любой минуте, с I-ю по пятую, и в целом за все 5 мин..
Уровень концентрации внимания может оказаться выражен при помощи индекса точности: В ходе обработки итогов вычисляются 5 поминутных показателей S, относящихся ко всем 5 минутам деятельности, вместе взятым. По полученным результатам корректурной пробы Ландольта строится график работы ребенка над заданием.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.199 (0.01 с.) |