Эффект масштаба производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект масштаба производства



 

Положение кривой средних валовых долгосрочных издержек предприятия объясняется так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба производства. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние валовые издержки уменьшаются, и отрицательным – если увеличиваются.

Общего закона, выражающего изменение эффекта масштаба и устанавливающего обязательное снижение или повышение отдачи при росте производственных мощностей, не существует. Эффект масштаба устанавливается на основе эмпирических зависимостей для каждого конкретного случая. Вместе с тем можно выделить ряд факторов, которые обусловливают тот или иной эффект масштаба.

К числу факторов, определяющих положительный эффект масштаба производства, относятся:

1) специализация ресурсов: труда, оборудования;

2) использование наиболее современного высокопроизводительного оборудования – поточных линий, автоматизированных модулей и т.п.;

3) расходы на научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы;

4) развитие производства из отходов основного производства.

Факторы положительного эффекта масштаба производства при чрезмерном «увлечении» ими превращаются в факторы отрицательного эффекта. Например, разделение труда и узкая специализация могут превратиться в монотонную, бездумную работу. Человек, лишенный возможности реализовать свой творческий потенциал, не будет трудиться эффективно. Координировать работу специализированных подразделений крупного предприятия для менеджмента становится все труднее. К тому же, сам коллектив менеджеров производственного гиганта перерождается в бюрократический аппарат.

Фактором отрицательного эффекта масштаба производства становится также возрастающие транспортные издержки.

Эффективность использования ресурсов в долгосрочном периоде связана с реализацией положительного эффекта масштаба. До определенного момента времени он снижает средние издержки, а затем сменяется отрицательным, который повышает средние издержки. Критерием эффективности масштаба производства является оптимальный размер предприятия. Оптимальный размер предприятия – это размер, обеспечивающий минимальные долгосрочные средние издержки. Критерий минимальных средних издержек во многом определяет поведение предприятия в долгосрочном периоде.

Иногда положительный эффект масштаба производства может быть настолько большим, что обусловит целесообразность функционирования единственного предприятия. Иными словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Подобное состояние рынка является естественной монополией. В данном случае монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих предприятий. И дробить естественную монополию недопустимо: возрастут средние валовые издержки в отрасли.

Масштаб производства задается производственной функцией. Если предприятие принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества всех применяемых факторов, то налицо изменение масштаба производства.

Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба производства. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения объема выпуска продукции с процентным изменением количества изменяемых факторов производства.

Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба производства.

Если при пропорциональном увеличении количества факторов в
n раз объем производства тоже увеличится в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба.

Возрастающая отдача от масштаба имеет место тогда, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз увеличивает объем производства больше, чем в n раз.

Источником возрастающей отдачи от масштаба являются специализация в рамках предприятия и используемая технология. Увеличение масштабов производства может позволить предприятию нанимать специалистов в той или иной области производственной и сбытовой деятельности. Крупное предприятие может осуществить такие расходы, которые, изменяя внутреннюю организацию производства, в итоге и приведет к более чем пропорциональному увеличению выпуска по сравнению с затратами. Технология же позволяет использовать крупные производственные мощности, которые более производительны в расчете на единицу готовой продукции.

Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объема производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба производства.

Причинами убывающей отдачи от масштаба являются растущие бюрократические издержки внутреннего управления укрупненного предприятия. Распоряжения «сверху – вниз» проходят через все большее количество инстанций, административные расходы возрастают в большей степени, нежели выпуск готовой продукции. В целом это ведет к снижению эффективности производства.

 

Закон убывающей отдачи

 

Факторы производства должны использоваться предприятием с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (возрастающих затрат).

В соответствии с этим законом, непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Данный закон действует при неизменном технологическом уровне производства. Переход к более прогрессивной технологии повышает отдачу ресурсов независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее прирост начинает снижаться.

Допустим, что предприятие в своей деятельности использует только один переменный ресурс – труд, отдачей которого является производительность. По мере загрузки оборудования за счет постепенного увеличения числа нанимаемых рабочих выпуск продукции быстро возрастает. Затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если продолжать нанимать рабочих и дальше, то они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов, рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

 

Денежные доходы предприятия

 

Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход – определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации товаров и услуг за определенный период времени.

Доход предприятия имеет три разновидности: валовой, средний и предельный.

Валовой доход (TR) – это общая сумма денежной выручки, полученная предприятием в результате реализации произведенной продукции:

TR = PQ, где

P – цена реализации единицы продукции;

Q – количество единиц произведенной и реализованной продукции.

Валовой доход предприятия при постоянной цене изменяется пропорционально изменению выпуска и реализации продукции и в том же самом направлении (рис. 10.9).

 
 

 

 


Рис. 10.9. Валовой доход при постоянной цене

 

Если цена товара изменяется и снижается по мере увеличения объема продаж, то функция выручки будет иметь другой вид
(рис. 10.10).

 
 

 

 


Рис. 10.10. Валовой доход при непостоянной цене

Средний доход (AR) есть величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции:

AR = TR / Q.

Данный показатель применяется при изменяющихся ценах в течение какого-то периода времени или когда ассортимент продукции состоит из нескольких товаров и услуг. График среднего дохода представлен на рис. 10.11.

 
 

 


Рис. 10.11. Средний доход

 

В случае стабильности цены на рынке величина среднего дохода равна цене: AR = P.

Предельный доход (MR) представляет собой приращение валового дохода, полученное в результате реализации дополнительной единицы продукции:

MR = ∆ TR / ∆ Q.

При любом объеме продаж MR < P, поскольку весь возросший объем продаж будет продан по более низкой цене. На рис. 10.12 показан график предельного дохода предприятия.

 
 

 


Рис. 10.12. Предельный доход

График предельного дохода строится на основе графика спроса, поскольку зависит от цены продажи продукции предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.015 с.)