Определение ведущих руки, ноги, глаза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение ведущих руки, ноги, глаза.



Половина тела   Рука Нога Глаз
Тесты
                   
Левая                    
Правая                    
                       

 

По соотношению правостороннего или левостороннего доми­нирования в протоколе определяется индивидуальный профиль асимметрии. Различают одностороннее доминирование, когда все ведущие функции относятся к одной правой или левой поло­вине тела, и парциальное доминирование, когда ведущие рука, нога или глаз находятся в разных половинах тела.

Лица с односторонним правым индивидуальным профилем асимметрии лучше адаптируются к сложным ситуациям и работе при дефиците времени. Лица с парциальным профилем имеют меньшие скорости реакций, но более выносливы. По полученным результатам работы делают выводы о ведущей руке, ноге, глазе и характере индивидуального профиля асимметрии.

Занятие 5. Гигиенический анализ расписания уроков в образовательном учреждении.

Цель работы: освоить методику гигиенического анализа расписания уроков в образовательном учреждении.

Расписание уроков – важная составляющая часть организации учебно-воспитательного процесса и от того насколько грамотно и рационально составлено расписание зависит сохранение работоспособности учащихся в течение учебного дня, а, следовательно, и эффективность процесса обучения. При гигиеническом анализе расписания уроков опираются на такие требования: соответствие напряженности предметов естественной динамике работоспособности учащихся (как суточной, так и недельной); четкое выполнение учебного плана и равномерное распределение учебных предметов по дням недели; наличие перерыва между основными занятиями и факультативами и др.

Для оценки выполнения нормативных требований к расписанию используют так называемую «таблицу Сивкова» (1975), в которой в условных баллах оценена функционально-эмоциональная напряженность каждого учебного предмета (табл.5).

 

Таблица 5

Шкала напряженности предметов учебного плана образовательногоучреждения.

Предмет Балл Предмет Балл
Математика (алгебра и геометрия) Иностранный язык Информатика и ОВТ Русский язык Литература История Физика Химия   Биология География Краеведение Черчение Физическая культура Труд ОБЖ Музыка Изобразительное искусство  

Кроме того, при анализе расписания урока учитывается расположение предметов в сетке расписания в соответствии с зонами работоспособности (табл.6).

 

Таблица 6

Зоны работоспособности

Дни недели 1 2 3 4 5 6 7 8
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Н У У У Н Н Н Н У Б Б Б У Н Н Н У Б Б Б У Н Н Н У У У У Н Н Н Н Н У Б У Н Н Н Н Н У Н Н Н Н Н Н

 

Б – зона благоприятной работоспособности;

У – зона умеренной работоспособности;

Н – зона низкой работоспособности.

Пример. В качестве примера – расписание уроков 8-х классов на понедельник. Напротив каждого предмета проставляем его бальную оценку напряженности и чертим график.

 

  8 – а 8 - б 8 - в
  Музыка Русский язык Алгебра Черчение Биология Русский язык Алгебра Музыка Биология Черчение Алгебра Музыка Русский язык История Физика

 

 

Занятие 6 (самостоятельное). Оценка выполнения гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении.

Цель работы: освоить методику оценки выполнения гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении.

Задание 1. Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьных помещений и определите уровень их экологической комфортности. По результатам исследований выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих поме­щений, напишите отчет о работе.

Справочный материал. Оценка эмоционального восприятия любого обследуемого объекта выражает сиюминутное эмоциональное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе первичного знакомства с ним, еще до детального изучения и об­суждения его эстетического вида. Такая оценка помогает определить уровень экологической комфортности помещения.

Оценку эмоционального восприятия каждого обследуемого объекта поможет дать тест «тепло-холодно». Во время тестирования учащимся и учителям, принимающим в нем участие, предлагается выразить ощущения, возникающие в отношении называемого объекта, при помощи слов «тепло», «холодно». В начале опроса его участникам следует объяснить, что с термином «тепло» должны быть связаны положительные эмоции, возникающие при упоминании исследуемого объекта, с термином «холодно» - отрицательные эмоции. Оценка «тепло-холодно» не должна соотноситься с температурой воздуха, а выражать только положительное или отрицательное отношение к объекту. Предупредите опрашиваемых и о недопустимости при оценке эмоционального восприятия объекта ассоциации с предметом, который здесь преподается, или работающим в этом кабинете учителем. Определить уровень экологической комфортности школьных помещении поможет интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся.Для этого нужно подготовить и обсудить с учителем биологии те вопросы, которые вы хотели бы задать опрашиваемым. Ваши вопросы должны быть направлены на выявление их отношения к исследуемому объекту. Например: какое помещение, на ваш взгляд, наиболее уютное в школе? В каком кабинете вам нравится (не нравится) бывать, работать?

В анкетировании и интервьюировании по определению уровня экологической комфортности каждого кабинета должно принять участие одинаковое количество людей (примерно 40—50 человек). Это будет способствовать выявлению более объективной картины и даст возможность сравнить результаты исследований.

 

Задание 2. При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все результаты записывайте в дневник исследования.

Справочный материал. Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть около 55 м2. На каждого учащегося должно приходиться от 1,25 до 1,5 площади класса (без учета места, занятого стенными шкафами) и не менее 4— 5 м3. При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются от 1,78 м2 в младших классах до 2 м2 — в старших. Площадь рекреационных помещении на одного ученика должна быть не менее 0,6 м2, разде­валок вместе с вестибюлем — 0,25 м2, туалетных комнат — 0,2 м2, столовой — 0,65—0,75 м2. Кабинеты физики, химии, биологии должны иметь два помещения: класс-лабораторию (площадь не менее 66—70 м2) и лаборантскую — 18 м2.

 

Задание 3. Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет необходимо убрать, переставить. Выясните у учителя, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.

Справочный материал. В кабинетах-лабораториях физики, химии, биологии к ученическим столам должна быть подведена электрическая сеть, а в химической лаборатории — также и вода Сливная раковина должна находиться в середине крышки ученического стола. Для химического кабинета обязательным является наличие вытяжного шкафа. Основное количество учебных пособий и технические средства обучения должны храниться в лаборантских комнатах. Общий полезный объем шкафов в кабинет и лаборантской должен быть не менее 20 м3.

 

Задание 4. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебель с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.

Справочный материал. Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. При южной ориентации помещения для покраски выбираются более холодные тона — светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной более теплые — желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой рас положена доска, должен быть более светлым, чем остальные стены.

 

Задание 5. Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Установите термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2 м от стены на 20 мин. Сравните полученные результаты с гигиеническими нормами: температура для учебных помещении не должна быть ниже 16—18°С, для спортивного зала, мастерских — 16°, для рекреаций, коридоров, лестничных пролетов, столовых — 14°. Изменение температуры на 3—4° нежелательно.

 

Задание 6. Используя гигрометр, определите относительную влажность воздуха исследуемого помещения. Сопоставьте результаты с гигиеническими нормами: относительная влажность для школьных помещении должна составлять 30-60%.

 

Задание 7. Изучите вентиляционный режим помещения. Для этого осмотрите все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки), проверьте, действуют ли они. Определите общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициента аэрации (провет-риваемости): КА = П/пп, где КА—коэффициент аэрации, П—площадь всех вентиляционных отверстий, пп — площадь пола. В течение 2—3 дней проследите, как проводится проветривание исследуемого вами помещения.

Справочный материал. Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, для остальных помещений - не менее 1/55 при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия должны открываться не реже чем один раз в час на 10—15 мин.

 

Задание 8. Определите величину естественной освещенности помещения по формуле: СК = пм/пп, где СК—световой коэффициент, пм - площадь помещения, пп — площадь пола. Определите искусственное освещение по формуле: КИО = W*n/пп, где КИО — коэффициент искусственного освещения, W — мощность лампы в ваттах, n — количество ламп, пп – площадь пола.

Опишите освещенность проверяемого помещения, при этом отметьте: достаточно ли естественного света и искусственного освещения, не ослепляет ли искусственный свет глаза учащихся, создается или нет блеск на поверхностях столов и доске, с какой стороны падает свет на рабочие столы учащихся, какова чистота окон.

Справочный материал. При выполнении задания учтите, что площадь остекленной части окон на 10% меньше площади всего окна из-за наличия оконных переплетов. Световой коэффициент для учебного помещения должен со­ставлять не менее 1/4—1/6 площади пола; для учительских комнат, спален, столовой — 1,7—1,8; для вестибюлей, гардеробных, коридоров, лестниц, санузлов — 1,9—1,12. Большая освещенность помещений нежелательна, так как она будет способствовать их перегреву или переохлаждению. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 48 Вт на 1 м2 площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников.

 

Задание 9. При наличии в кабинете физики шумометра определите уровень шумовой нагрузки на помещение. При определении уровня внешнего шума все окна и двери открываются, при определении уровня внутреннего шума закрываются.

Справочный материал. Нормативные уровни шума для учебных кабинетов, читальных залов равны 40 дБА; для спальных помещений — 30 дБА; для столовой, рекреаций, вестибюля — 60 дБА.

 

Задание 10. Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение. Достаточно ли, на ваш взгляд, количество растений в данном помещении? Какие советы по их размещению вы могли бы дать? Предложите несколько эскизов по размещению растений в школьных помещениях, используя все многообразие комнатных цветов.

Справочный материал. Растения в помещениях могут устанавливаться на подставках-цветочницах, на полу или подвешиваться на стенах, при этом они не должны затенять естественное освещение.

 

Задание 11. Заканчивая обследование экологического состояния помещения, еще раз посмотрите на внешний вид, эстетическое оформление кабинета. Побеседуйте с учителем, работающим в этом кабинете. Выясните, удовлетворяет ли его оформление кабинета. Какие рекомендации по этому поводу вы могли бы дать? Посоветуйтесь с учителем изобразительного искусства. По результатам исследования подготовьте отчет.

Занятие 7 (самостоятельное). Методика оценки выполнения гигиенических норм физического воспитания в образовательном учреждении.

Цель работы: освоить методику оценки выполнения гигиенических норм физического воспитания в образовательном учреждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.028 с.)