Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 4. Исследование моторной и сенсорной асимметрии
Цель работы: исследовать моторную и сенсорную асимметрию человека. Тело человека имеет, как правило, двустороннюю симметрию. Однако существуют некоторые различия в структуре и функциях парных органов, а также симметричных частей тела. Такие различия позволяют говорить о моторной, сенсорной и психической асимметрии. Моторной асимметрией называется неравенство функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица. У большинства людей, по данным литературы, в 75% случаев правая рука является ведущей, а регулирующее ее деятельность левое полушарие, соответственно, главенствующим, или доминантным. Левши составляют примерно 5-10% среди населения Земли и доминантным полушарием у них является правое. Амбидекстры (люди с отсутствием моторной асимметрии) составляют около 15-20% от всех людей. У правшей ведущая правая рука превосходит левую (неведущую) по длине, силе, скорости включения в двигательный акт, точности и координации движений, скорости выработки двигательного навыка. Левая рука у правшей выполняет преимущественно подсобную роль, чаще служит опорой при выполнении различных операций. Она более вынослива к статическим усилиям и обладает меньшими скоростными возможностями. Сенсорной асимметрией называется функциональное неравенство правой и левой частей сенсорных систем организма. Примерно две трети человечества имеет ведущий правый глаз, около одной трети - ведущий левый глаз и, очень немногие,- симметрию зрительной функции. Ведущий глаз имеет большую остроту зрения, лучшее цветоразличение, более широкое поле зрения. При прицеливании воспринимается лишь та часть объекта, которая входит в поле зрения ведущего глаза. В целом, восприятие объекта обеспечивается в большей мере ведущим глазом, а окружающего фона - неведущим. У подавляющего большинства людей речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом, а музыка, интонации речи, эмоциональная окраска - левым ухом. В функциях осязания, обоняния и вкуса также в большей степени проявляется левосторонняя асимметрия. Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет индивидуальный личностный профиль человека.При этом может наблюдаться либо правостороннее, либо левостороннее доминирование функций рук, ног, зрения и слуха. Такое доминирование может быть либо абсолютным, либо парциальным или частичным, с любой степенью выраженности преобладания функций. Функциональные асимметрии изменяются под влиянием специфических тренировочных воздействий. Они способны усиливаться при выполнении односторонних (несимметричных) нагрузок и сглаживаться при выполнении симметричных упражнений.
Ход работы. Сначала у испытуемого определяется ведущая рука. Для этого проводятся несколько тестов. Тест 1 - «переплетение пальцев кисти». Испытуемый переплетает пальцы кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху. Тест 2 - «поза Наполеона». Испытуемый скрещивает руки на груди. Ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди. Тест З - «аплодирования». При аплодировании ведущая рука более активна и подвижна, она ударяет о ладонь неведущей руки. Тест 4 - «на силу». С помощью динамометра трижды определяется сила кисти каждой руки. Ведущая рука превосходит другую на 2 кг и более. При разнице между руками менее 2 кг наблюдается симметрия рук. Тест 5 - «на точность». С открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой. Ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом. Затем определяется ведущая нога. Также выполняется несколькотестов. Тест 1 - «нога на ногу». В положении сидя закидывается нога на ногу. Ведущая нога оказывается сверху. Тест 2 - «опускание на колено». Испытуемый из положения стоя по команде опускается на колено ведущей ноги. Тест 3 - «внезапный шаг». Испытуемый поднимается с закрытыми глазами на носки и вытягивает руки вперед. Сзади его внезапно толкают, и он делает шаг вперед ведущей ногой. Экспериментатор должен страховать испытуемого от падения.
В дальнейшем определяется ведущий глаз. Тест 1 — «на прицельную способность (проба Розенбаха)». Обоими глазами фиксируется карандаш на вытянутой руке и совмещается с какой-либо вертикалью на расстоянии 3-4 м. Попеременно закрывается вначале левый, а затем и правый глаз. Ведущим считается глаз, который видит карандаш без смещения относительно выбранной вертикали. При взгляде неведущим глазом изображение
карандаша смещается в сторону. Если смещение наблюдается в обоих глазах, то асимметрия отсутствует. Полученные в тестах результаты заносятся в протокол, где знаком «+» отмечаются ведущие рука, нога и глаз (табл. 4). Таблица 4.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.30 (0.006 с.) |