Стратегии репродуктивного поведения человека и антропогенез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии репродуктивного поведения человека и антропогенез.



 

Репродуктивная стратегия-система действий и отношений, направленных на рождение или отказ от рождения ребёнка.

 

Особенности:

1)выбор остаётся за женщиной

2)мужчины пытаются оставить, как можно больше генетического материала

3) у людей ярко выражен половой деморфизм

4)гиперсексуальность

 

 

Репродуктивное поведение − система действий и отношений, а также психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности в браке или вне брака.

Очевидно, что репродуктивное поведение является одним из видов общественного поведения. В его реализации помимо индивидуальных потребностей находят свое отражение (прямое и косвенное) этнические, религиозные традиции, групповые стереотипы поведения различных социальных групп и слоев населения.

Репродуктивное поведение человека в обществе существенно отличается от его биологической способности к оплодотворению, вынашиванию здорового потомства и рождению живых детей. В этом несоответствии биологических задатков и социально обусловленных вариантов репродуктивного поведения кроются потенциально большие возможности социального менеджмента. Зачастую, особенно в условиях экономической стагнации и глобального финансового кризиса, инстинкт продолжения рода составляет основу социальной агрессии, служит базисом для развития международного терроризма. Более подробную информацию о демографических диспропорциях в обществе как объективных причинах и источнике социально-психологических корней современного терроризма можно получить в Интернете. Для настоящей темы важно отметить, что между способностью к зачатию и реальной рождаемостью − дистанция большого размера. И эту дистанцию проходит каждый человек в своей жизни, заполняя ее своими собственными решениями о том, как ему выстраивать свою жизнь, жизнь близких людей и судьбу последующих поколений. В этой борьбе инстинктов, свободы выбора и воли − огромное поле деятельности для вдумчивого социального менеджера. Чтобы успешно справляться со сложными управленческими задачами в сфере демографической политики у молодежи, необходимо знать структуру демографического поведения. Основные звенья этой структуры перечислены ниже.

Структура репродуктивного поведения: репродуктивные потребности – установки – мотивы – интересы – планы – решения – действия – результаты действий.

В демографии выражением репродуктивного поведения является среднее число детей в семье и среднее число детей, рожденных женщиной за всю ее жизнь, а также пропорция между количеством идеальных, желаемых и реальных детей в семье. Сведения о данной пропорции получаются в результате специальных социологических исследований и выборочных обследований, приуроченных к проведению всеобщих переписей населения. Разрыв между числом идеальных, желаемых и реальных детей в семье позволяет косвенно оценить степень удовлетворения биологических и социальных потребностей населения, сделать вывод о гармоничности или, наоборот, дисгармоничности репродуктивного поведения, обнаружить явлении неразрешимых конфликтов (аномии) в структуре сценариев жизни населения в целом или его отдельных социальных групп и слоев. Оценка степени гармоничности репродуктивного поведения является одной из важных основ профилактики аномального поведения молодежи и разработки успешных технологий социального менеджмента территорий, направленных на консолидацию социума. Для создания эффективных технологий такого типа необходимо принимать во внимание взаимосвязь репродуктивного поведения с факторами внешней среды. К ним в первую очередь относятся следующие факторы:

 

социальная принадлежность людей (социальные нормы, которые могут варьировать в зависимости от социального статуса, дохода, рода занятий, профессии респондентов, уровня их нагрузки на работе, дефицита свободного времени и т.д.; семейные и религиозные традиции; уровень образования);

территориальные различия в репродуктивном поведении (географические и этнические особенности, дифференциация рождаемости в поселениях разного типа и т.п.).

 

Признаки к-стратегия r-стратегия
Скорость репродукции Медленная Быстрая
Зависимость скорости репродукции от плотности сообщества Скорость зависит от плотности Скорость не зависит от плотности
Количество потомков Потомков немного Потомков много
Склонность к миграции Расселяются медленно, местообитание устойчиво Расселяются широко, мигрируют быстро, порой- в каждом поколении
Возможность адаптации к новым условиям среды Затруднена, демонстрируют высокую специализацию к избранным условиям жизни Высокая, легко адаптируются к новым условиям

 

№32 Разделение труда в первобытности: причины, проявления, значение

Причины: Общественное разделение труда в том смысле, какой это понятие имеет в современном мире, в первобытности отсутствует либо находится в зачаточном состоянии. В сообществах охотников-собирателей и примитивных земледельцев нет профессиональных групп, специализирующихся в какой-то узкой области деятельности и живущих только за счет этого. Каждый человек, или, точнее, каждая семья представляет собой самодостаточную хозяйственную единицу, способную обеспечить себя всем необходимым.

 

Проявления: Единственная форма разделения труда, изначально и органически присущая первобытности, это разделение труда между полами. Охота на крупных и средних животных почти неизменно является сферой деятельности мужчин, а сбором растений и мел- ких животных (черепах, моллюсков, насекомых и т.д.) занимаются преимущественно женщины.

 

Значение: С переходом к производящему хозяйству формы разделения труда между полами становятся более разнообразными и сложными. Появляются и виды специализированной деятельности, не связанные с половой принадлежностью, но сколько-нибудь заметное развитие этот процесс получает уже в послепервобытных обществах.

 

33.Детство и его роль в истории человека, способы социализации в первобытности.

 

увеличение детства увеличило и другие стадии жизни.Детство такое длинное из-за культуры, человек рождается животным, в период детства он становится человеком.Во время детства человек перенимает большое количеств норм и ценностей среды(социализируется)

 

34.Территориальное поведение, война, мораль.

 

Территориальным называется поведение, связанное с делением доступной территории на индивидуальные участки. Оно включает выделение индивидуального участка, маркировку его границ и охрану от других особей. Территория может обозначаться звуковыми сигналами, как у птиц, пахучими метками, как у кошачьих, а также визуальными метками. Визуальные метки представляют собой экскременты, вытоптанные участки, царапины и выгрызы на коре деревьев или, в большинстве случаев, сочетание разных меток. Например медведи мочатся у деревьев, трутся о них, царапают и грызут кору, а также делают углубления в землеПервым ввел в практику понятие территориальности английский исследователь Джон Рей, который изучал поведение соловья еще в XVII в. Он описал, как птица своим пением определяет границы своей территории. В 1920 г. британский орнитолог Г. Е. Говард опубликовал работу «Территория в жизни птиц», в ко-торой писал, что разные виды птиц разграничивают в определенном регионе свою территорию соответственно с количеством особей. Эту территорию они защищают не только по причине добывания пищи, но и в целях регулирования процесса размножения.Количество исследований на тему территориальности в последнее время значительно возросло. На основании этологических наблюдений можно сделать вывод, что виды животных метят свою среду обитания, свою территорию, защищают ее от особей того же вида, принадлежащих к другим организованным группам, другим стаям. С этой целью животные используют прямо-таки фантастические возможности своих органов чувств, которые значительно превышают человеческие. Все животные, живущие стадами, способны различать принадлежность особи к своемустаду. Каждый любитель аквариумов может наблюдать жестокие бои между в общем миролюбивыми аквариумными рыбками за свои территориальные воды. С экологической точки зрения такое поведение понятно — оно является основой соблюдения экологического равновесия, возможности выжить, сохранить определенный вид в пределах ограниченной территории.

 

Итак, территориальность — это такая форма поведения, которая регулирует использование специфических секторов определенной области для разных целей в строгой временной последовательности. Экологические результаты такого поведения являются следствием автоматического соблюдения территориальных правил, генетически закрепленных у особей одного вида и проявляющихся на основе ритуализированных сигналов. Последние представляют собой профилактический способ защиты от возможного истощения важных источников питания. В территориальном поведении скрыта мудрость природы. Каждому индивиду необходимо определенное пространство. У него должно быть достаточно возможности для передвижения в окружающей среде не только для того, чтобы утолять жажду, удовлетворять потребность в пище и другие биологические потребности, но и для того, чтобы работать, устанавливать межчеловеческие связи с другими людьми, обеспечивать сложные социально обусловленные потребности. Человек отличается потребностью ограничивать пространство вокруг себя. В трудных, критических ситуациях территориальное чувство человека изменяется в зависимости от давления среды, реального или кажущегося. Свидетельства людей, переживших ужасы нацистских концлагерей, показывают, что человек с твердыми моральными устоями способен переносить недостойное его и крайне ограниченное пространство. В таких ситуациях человек обнаруживает исключительную твердость этических убеждений, которая превышает биологически определенные территориальные параметры, возвышает его и придает ему силу. Территориальное поведение человека определяет, иногда очень выразительно, его положение в обществе, расшифровывает роль, выполняемую им в социальных структурах, в том числе в школе, в семье, на работе, в играх. В некоторых случаях именно социальная или служебная роль данного пространства определяет, кто его может использовать и контролировать. В комнату для медсестер в больнице имеет доступ врачебный и средний медицинский персонал, но не пациенты. «Вездесущая» надпись: «Посторонним вход воспрещен!» — всем хорошо известна.

 

Насильственное нарушение личной территории карается законом. Территориальное поведение человека иногда напоминает о происхождении человека из животного мира, настолько оно наполнено всевозможными символами. Свои территориальные границы люди устанавливают с помощью не только объектов предметной деятельности, но и символических границ, ритуализованно закрепленных в межчеловеческих нормах социального поведения. Такое территориальное поведение можно наблюдать в широком диапазоне различных ситуаций. Уже в раннем возрасте дети имеют свою территорию; в детских сражениях и спорах за место для игры можно видеть зародыш будущей территориальности. Если дети подвергаются стрессу и попадают в неприятные ситуации, они обычно скрываются в «своих» уголках, которые представляются им наиболее безопасными и надежными. Для самых маленьких это руки матери. У детей такая защищенная территория является конечной инстанцией, укрепляющей чувство идентичности и индивидуальности; это оазисы, пристани, где можно бросить якорь после бурного плавания по волнам океана межчеловеческих отношений и произвести необходимый «ремонт» восприятия собственного Я. своих домашних, чтобы заметить использование разных помещений как характерных пространственных структур. Некоторые из них являются временной территорией, например туалет. Можно наблюдать также разные иерархические системы в преимущественном использовании пространства — кресел, столов, банкеток, телевизора и т. д. Все эти пространственные опорные точки служат для того, чтобы четко ограничивать не только пространственные притязания, но и соответствующие права. Эти невидимые границы, которые прослеживаются в жилых и рабочих, личных и общественных, сельских и городских структурах окружающей среды, регулируют взаимоотношения между индивидами в качестве неписаного, но тем не менее существующего закона, гарантирующего человеку эффективное использование окружающего пространства.функцией территориального поведения является пространственное размещение представителей одного и того же вида. Территориальное поведение в основном направлено на снижение конфликтности в межчеловеческих отношениях. Для него характерна четкая взаимосвязь людей, а также необратимые последствия их деятельности в среде в положительном или отрицательном отношении. Окружающая среда является пространством, где происходят все мыслимые территориальные взаимодействия. Сам факт перенасыщения пространства разными представителями вида Homo sapiens вызывает территориальные проблемы и проблемы создания и защиты окружающей среды.

 

Конечно, переносить автоматически примеры территориального поведения животных на человеческое общество было бы неправильно. Взаимные отношения между людьми регулируют не только территориальные требования, но и целый ряд культурно-исторических процессов, которые в животном мире отсутствуют. Проблема может быть представлена следующим образом: по мере продвижения живых существ по ступенькам эволюционной лестницы (от простейших форм — к высокоорганизованным) территориальность их становилась более сложной. Использование принципа территориальности весьма важно для принятия экологического решения. Архетипом человеческого территориального чувства является стена. Она ограничивает, отделяет, изолирует и в то же время соединяет. Люди в большинстве случаев представляют «свою территорию», свое пространство как ограниченное стенами, заборами и другими территориальными знаками, которые челове-ческая цивилизация довела до совершенства. С философской точки зрения необходимо подчеркнуть единство противоречий в понимании территориальности, которое символизирует стена. Это значит, что у детей, а также у взрослых необходимо воспитывать чувство ответственности за то, что происходит по обе стороны стены. Ухаживать не только за своим садом, но и за тем, что рядом с ним. Мы уже говорили о том, что человек не только «ухаживает» за своей территорией, но и соблюдает законы другой территории. Иногда кажется, что разрушение и опустошение окружающей среды берут свое начало не в недружелюбных, разрушительных намерениях, а в обычном отсутствии интереса к тому, что находится вне нашей территории, в игнорировании чужой территории. Пассивность и отсутствие интереса к окружающей среде мы должны постепенно изживать из нашего экологического сознания (пока оно у нас еще есть), а у детей — развивать сознание взаимосвязи всего со всем в окружающей среде. Нужно довести до их сознания, что нашим домом и первейшим интересом является не ограниченная личная территория, а вся окружающая среда, вся Земля. Описанный эксперимент вызвал широкую дискуссию. В нем наблюдалось еще одно интересное явление. Казалось, что крысам «нравятся» условия «перенаселения», «упадок морали» и т. д. Ведь и самок, которые были под охраной доминантных самцов, нередко «привлекали» центральные загородки. В момент сексуального возбуждения они стремились искать приключения в центральных загородках, где они передвигались свободно, без присмотра хозяина своего гарема. Как только самки покидали границы охраняемой территории и оказывались в центральных загородках, они начинали вести себя так же, как и их обитатели, привыкшие к хаотическим отношениям. Доминантные самцы никогда не покидали своих «сторожевых» постов, поэтому самки-беглецы могли свободно передвигаться в центральных загородках. Только 3% самок гаремов не покинули охраняемых территорий.

 

Человек как существо творческое относится активно к окружающему пространству, при этом он может довольно легко приспособиться и к весьма стесненным условиям. Его способность приспособляться к перенасыщенной среде намного превышает аналогичные возможности животных. Бывает даже, что человек воспринимает «перенаселенность» спокойно, а у того, кто не переносит «перенаселенного» пространства, есть целый ряд «маневров», которые позволяют ему даже в неблагоприятных условиях сохранять свою индивидуальность: он может отвести глаза, прикрыть их, глубоко дышать, фантазировать, думать о чем-то своем.

35.Основные открытия первобытности:феномен, время, ареал, значение, последствия.

 

1)Овладение огнем.

 

Овладение человеком огнем стало важнейшим событием его ранней истории. «Человек умелый» огнем, по всей видимости, еще не пользовался. Самые ранние признаки использования огня ныне выявлены в Восточной Африке на стоянке Чесозанджа. Их датируют возрастом 1,3—1,6 млн лет. «Человек прямоходящий» уже широко использовал огонь. Следы костров найдены на его стоянках Вертеешселлеш (Венгрия), Терра Амата (Франция), Чжоукоудянь (Китай). В конце ашеля и в дальнейшем огонь встречается уже повсеместно. Этнографам известно, что все отсталые племена в XIX в. умели добывать огонь, но к добыче огня почти не прибегали, стремясь поддерживать этот огонь постоянно. Очевидно, это связано с какими-то мистическими представлениями. Так же поступали и первобытные люди — хотя они умели добывать огонь, они предпочитали поддерживать костры, иногда в течение многих поколений. На стоянке Зальцгиттер-Лебенштедт (Нижняя Саксония) найдены остатки древнейшего трута. Его возраст — 48 300 лет.

Значение:

Огонь-это источник тепла и света, давший возможность заселять районы земного шара с холодным климатом; защита от хищников; средство для приготовления пищи, для обработки деревянных орудий. В дальнейшем керамическое производство, металлургия и т.д.

 

2)Жилище, одежда.

Убежище во время сна, защита от зверей, от холода, ветра, солнца и пр.

3)Плот и лодка, колесо. Возможность передвижения.

4)Лук и стрелы. Оружие дальнего боя, обладающее прицельным качеством и скоростью полета, превышающее скорость других метательных орудий. Произвели переворот в охоте. Играли большую роль в европейских армиях вплоть до XVII в.

5)Земледелие и скотоводство.

Переход к производству продуктов питания

6)Обработка металла.

Огромное влияние на всю хозяйственную жизнь последующих эпох

 

36.Первобытная культура и современность.

я написал, что из ритуалов взялись все виды искусства, и что изобр. деятельность не носит имени в отличии от искусства.

 

38.Филогенез и онтогенез. Привести примеры действия данного закона по отношению к феноменам первобытности.

 

Филогенез— историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени. Таксономия, классификация организмов по сходству, основана на филогенезе, но методологически отличается от филогенетического представления организмов.

Филогенез расматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия — организмы от предка к потомкам — разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или прекращаться в результате вымирания.

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У многоклеточных растений к эмбриональному развитию относят процессы, происходящие в зародышевом мешке семенных растений.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез).

Зародыши по Геккелю Закон впервые сформулирован немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в 1866 г. Краткая формулировка закона звучит следующим образом: Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза.

 

Яркий пример выполнения биогенетического закона — развитие лягушки, включающее в себя стадию головастика, который по своему строению гораздо больше похож на рыб, чем на земноводных:У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда, только впоследствии в туловищной части обрастающая хрящевыми позвонками. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины, кровь в сердце поступает только венозная, а оттуда через артериальный ствол идёт к жабрам. Если бы развитие головастика остановилось на этой стадии и не шло дальше, мы должны были бы без всяких колебаний отнести такое животное к надклассу рыб.[7]

 

 

Зародыши не только земноводных, но и всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, характерные для рыб. Например, птичий зародыш в первые дни насиживания также представляет собой хвостатое рыбообразное существо с жаберными щелями. На этой стадии будущий птенец обнаруживает сходство и с низшими рыбами, и с личинками амфибий, и с ранними стадиями развития других позвоночных животных (в том числе и человека[7][8]). На последующих стадиях развития зародыш птицы становится похожим на пресмыкающихся:

И пока у куриного зародыша до конца первой недели и задние, и передние конечности имеют вид одинаковых лапок, пока хвост ещё не успел исчезнуть, а из сосочков ещё не сформировались перья, он по всем своим признакам стоит ближе к пресмыкающимся, чем к взрослым птицам.[7]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.029 с.)