Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.



Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.

 

Первобытнообщинный строй - самый длительный (< 1 млн) этап истории чел-ва.

 

Сушествует несколько периодизаций перв. ист.: СПЕЦИАЛЬНЫЕ и ОБЩАЯ.

 

Археологическая периодизация.

Самая важная их специальных. Основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Века: Каменный, бронзовый, железный.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

Нижний палеолит, средний палеолит, верхний палеолит, неолит.

!НЕДОСТАТОК: она не универсальна. (напр. Старый свет, Новый свет)

 

Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем.

Археологическая периодизация лишилась общего признания.

Геологическая периодизация:

 

Время существования человека охватывает несколько геологических периодов.

Последние 65 млн лет истории Земли именуются кайнозойской эрой. Кайнозойская эра делится на Палеоген и Неоген, каждый из них, в свою очередь, делится еще на 3 периода:

 

Палеоген:

-палеоцен (65 млн лет)

-эоцен (54 млн лет)

-олигоцен (23 млн лет)

 

Неоген делится на:

-миоцен (5,5 млн лет)

-плейстоцен (1,7 млн лет)

-голоцен (0,01 млн лет)

Периодизация плейстоцена особенно важна для археологов, т.к. большая часть культурной эволюции приходится именно на эту эпоху.

Историческая периодизация.

Общая (историческая) периодизация древнейшего прошлого человечества- незаменима!

 

Ее разработка ведется уже более столетия, главным образом по этнологическим и археологическим данным.

Л.Г. Морган (американский этнолог) - первая серьезная попытка в этом

направлении.

Используя деление эпохи на:

1)дикость

2)варварство

3)цивилизацию

Он выделил из каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступень.

 

Низшая начинается с появления человека

 

Средняя с возникновения рыболовства и применения огня,

 

Высшая с изобретением лука и стрел.

 

Энгельс начал пересмотр этой периодизации: он обобщил ее, определив

- эпоху дикости как время присваивающего,

- а эпоху варварства как время производящего хозяйства.

НО! Применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам.

Дальнейшее изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной общины.

1) В раннепервобытной общине, (ведущей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт), господствовали уравнительное распределение и общая собственность, каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимого от того участвовал ли он в его производстве.

2) В позднепервобытной общине, (перешедший к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получавший относительно регулярно избыточный продукт, наряду с уравнительным) получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общины и наряду с общинной развивалась частная собственность.

 

Тут типологический ряд такой - праобщина (первобытное человеческое стадо), р аннепервобытная и позднепервобытная, первобытная соседская (протокрестьянская) общины.

 

Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяющий эпохи присваивающего и производящего хозяйств.

Проблема периодизации ПИ: несостыковка наук, изучавших первобытное общество.

 

Если можно было систематизировать знания археологическим методом, он не состыковывался с палеоантропологической периодизацией, в общем везде были недостатки и никакая периодизация не могла полностью дать картину разделения первобытного общества на периоды.

 

№4 Основные этапы антропогенеза.

 

Антропогенез - происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

 

Пусковые механизмы Антропогенеза:

1) Переход части высших обезьян (гоминидов) от преимущественно древесного образа жизни в лесах к преимущественно наземному образу жизни в открытых ландшафтах.

2) Освоение прямохождения.

 

Найденные костные останки ископаемых предков человека позволяют считать, что формирование его как биологического вида прошло

4 основных этапа эволюции гоминид:

-предшественник человека (проантроп),

-древнейший человек (архатроп),

-древний человек (палеоантроп),

-человек современного типа (неоантроп).

 

Основные этапы антропогенеза:

 

1) Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс лет назад): —

 

-Формирование облика современного человека

-Возникновение общества.

-Одомашнивание растений и животных

 

2) Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200-500 тыс лет назад):

 

-Объем головного мозга 1200—1400 см3.

-Высокая культура изготовления орудий труда.

-Совершенствование речи и племенных отношений

 

 

3) Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) (1-1,3 млн лет назад):

 

-Объем мозга 800—1200 см3.

-Формирование речи.

-Овладение огнем

 

4) Человек умелый (2-2,5 млн лет назад):

 

-Переходная стадия к формированию типасовременного человека.

-Объем мозга 500- -800 см5.

-Изготовление первых орудий труда (галечная культура)

 

5) Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей (9 млн лет назад):

 

-Переходная форма обезьяны к человеку.

-Прямоходящие.

-Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости).

-Дальнейшее развитие стадности

 

6) Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки (25 млн лет назад):

 

-Древесный образ жизни

-Стадность.

 

№5 Место человека в животном мире. Систематика гоминид.

Самый значимый эволюционный процесс с антропоцентристской точки зрения:

появление первых представителей семейства гоминид,т.е. отделение гоминоидной линии эволюции, ведущей к человеку, от общего с другими человекообразными обезьянами генеалогического ствола.

 

Гоминиды – это семейство наиболее прогрессивных приматов.

 

Систематика:

Домен: Эукариоты

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

 

Семейство гоминид делится на два подсемейства с 4 родами и 7 современными видами.

 

Два критерия выделения гоминид:

-двуногость

-редукция зубо-челюстного аппарата (уменьшение клыков, параболическая форма зубной дуги, укороченные челюсти).

-Они также отличаются от других приматов более крупным мозгом (от 600 до 2000 мл)

№6 Происхождение человека: основные этапы эволюции

Эволюция - это поступательное, непрерывное историческое развитие.

 

Ближайшие предки человека: антропоморфные обезьяны(жили 25 млн.л.н.)

Подтверждения есть только косвенные:

 

1) Человек может вращать рукой во всех направлениях благодаря подвижным суставам кисти и плечевого пояса.Такие физические данные могли появится только у древесных обезьян.

2)Также, только у древесных млекопитающих на руках и стопах развиваются кожные узоры.

 

Можно смело утверждать, что предками человека были обезьяноподобные существа с высокоразвитой структурой мозга, которая позволяла совершенствоваться и обучаться.

 

Западный ствол

Европеоиды (Характеризуется, прежде всего, ортогнатным лицом, заметно выступающим вперед в горизонтальной плоскости. Волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп). Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень темных у южных и восточных популяций.)

 

Негроиды (Характерные отличия — кудрявые волосы, темная кожа, расширенные ноздри, толстые губы и др.)

 

Пигмеи (Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие.)

Восточный ствол

Происхождение речи.

Классики марксизма первые в истории развития науки показали, что язык, как средство общения между людьми, был рождён развитием труда и общества; он в то же время был условием и мощным стимулом дальнейшего развития трудовой деятельности человека и общественных связей.

 

-В основном древняя речь была звуковой, и только дополнялась жестами и мимикой.

-Известно, что в жизни обезьян звуку принадлежит огромная роль. Но звуки древнейших людей должны были отличаться от них и не только в своем разнообразии а в своей общественной роли.

-Какими бы ни были примитивными звуки древнейшей речи, но, сопровождая труд, вытекая из трудовой деятельности и обслуживая её, такие звуки выражали определённое общественное содержание.

 

АНАТОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ.

 

Сравнительное анатомическое изучение гортани высших человекообразных обезьян и человека наглядно показывает, как в тесной связи с другими изменениями человеческого тела постепенно изменялся голосовой аппарат наших далёких предков:

 

-Решающее значение имеет прежде всего тот факт, что уже питекантроп был двуногим существом, что тело его имело прямое, вертикальное положение. Выпрямление положения головы усилило связь гортани и полости рта и привело к изменению формы голосовой щели Исчезли нечёткие крики, на смену им появились звуки с более тонкими оттенками, существенно отличные от звуков, издаваемых обезьянами.

 

-Судя по характеру нижней челюсти, у питекантропа или синантропа отсутствовала ещё возможность частой смены артикуляции речи. Их голосовой аппарат был для этого ещё слишком примитивен и неразвит. Гортань первобытного человека ещё не была в состоянии произносить сколько-нибудь сложные и чётко оформленные сочетания звуков. Но наличие уже достаточно дифференцированного рельефа в области нижней части левой лобной извилины мозга, т. е. той, где расположен двигательный центр речевой деятельности, позволяет предполагать, что, например, синантроп уже объяснялся звуковой речью, хотя и не вполне членораздельной.

 

Содержание

 

Начальный период развития культуры получил в археологической литературе название олдувайской эпохи.

Этот термин происходит от наименования ущелья Олдувай в Танзании, где английский археолог Л. Лики в конце 50-х - начале 60-х годов впервые обнаружил каменные орудия, облик и возраст которых заставили дополнить археологическую периодизацию истории человечества новой стадией, более древней, чем все дотоле известные.

После находок Лики другими исследователями был сделан еще целый ряд открытий, которые подтвердили большую древность олдувайских орудий.

На таких местонахождениях как Омо-Шунгура (Эфиопия), Локалелей и Канжера (Кения), Када-Гоне, их возраст превышает два миллиона лет, в большинстве других случаев он составляет от 2 до 1,6 млн. лет или чуть меньше.

 

В первую очередь, конечно, думать гоминидам эпохи первой культурной революции приходилось о том, как добыть пищу и как самим ей не стать.

Итогом этих раздумий стало, в конце концов, превращение людей из относительно легкой добычи в самых страшных и прожорливых хищников, какие только есть на земле.

 

Охоте и переходу наших предков от вегетарианской диеты, обычной для большинства приматов, к мясной, или, точнее смешанной, во многих теориях происхождения человека и культуры отводится очень важная, порой решающая роль. И то, и другое, по-видимому, действительно оказало когда-то большое влияние на эволюцию гоминид, причем не только на их биологическое развитие, но и на социальное, т. е. на структуру сообществ и на характер взаимоотношений между особями и группами особей

 

Последствия:

 

-перемены в анатомии скелета,

-в размерах и строении мозга,

-в способах жизнеобеспечения и характере питания,

-в географии расселения гоминид,

-в технологии изготовления орудий и формах этих орудий,

-предположительно, и в способах коммуникации.

 

Конец: Согласно археологической периодизации - это начало так называемой ашельской эпохи, которая следует в археологической периодизации за олдувайской и охватывает период примерно от 1,5 млн. до 200 тыс. лет назад

 

Суть же революции заключалась во «втягивании» наших предков в культуру, ставшую для них в итоге главным и необходимым средством приспособления к естественной среде.

В процессе этого «втягивания» сознание проникало в разные, прежде неподконтрольные ему, сферы деятельности и приобретало все большую роль в осуществлении самых разных видов поведения, включая обмен информацией, организацию защиты от хищников и себе подобных, поиски и добывание пищи и т.д.

Разумеется, первая культурная революция была революцией не в смысле своей быстроты - она растянулась, как минимум, на сотни тысяч лет, - а по своим последствиям, по тем изменениям, которые произошли в поведении гоминид, и по тому влиянию, которое она оказала на весь ход их дальнейшей истории. Главным итогом этой революции стало превращение культуры в фактор, определяющий и организующий все основные аспекты жизнедеятельности гоминид, а также и их биологического развития.

 

Коммуникации первобытности.

 

Поведение человека раннего первобытного общества мало отличалась от социального поведения животных.

Однако уже тогда отличия появились.

Главное из них состояло в том, что человек вынужден был передавать потомству жизненный опыт, не фиксируемый биологически. Иначе не функционировала социальная целостность.

Культура и возникла как форма фиксации и передачи жизненного опыта, как негенетическая память коллектива (Б.А. Успенский).

 

Чего же достиг человек в первобытную эпоху?

 

1)Именно в это время он с тал располагать дополнительной, внебиологической информацией, которую необходимо было фиксировать и передавать.

 

2)Он выработал способы передачи этой информации (знаки), а также шкалу ее значимости, определив ценностные параметры своей жизни (т.о. нормировав ее).

3)Начала формироваться надбиологическая система коммуникации - язык, важнейшим отличием которого от языков животных является отсутствие генетической заданности знаков и конвенциональный характер связи знака и его значения. Знак стал транслятором коммуникативного опыта.

 

Знак - основное понятие семиотики. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

 

Типы знаков:

 

Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

 

Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).

 

Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

 

Возник язык -- специальный код, с помощью которого можно было, абстрагируясь от конкретного события, генерировать знания, чтобы передавать их от поколения к поколению. Стала возможной коммуникация, осуществленная вербальными средствами.

 

Это была первая революция в сфере коммуникации, по сути -- р адикальный шаг человечества на пути выхода из царства животных.

 

функции:

 

ориентация в окружающей среде;

 

корреляция реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;

 

передача социального наследия от одного поколения к другому.

 

 

Эта проблема стала особенно актуальной, как только общество переросло рамки отдельного «стада», когда появились роды, племена и человеческое общество стало функционировать, как сложная система: появилась необходимость коммуникации или не-коммуникации с «другими».

 

Слово как символ коллектива теряет всякий смысл, если оно не противопоставляется другому символу другого коллектива.

Начальная человеческая речь -- это «набор социоразличительных средств, т. е. знаков, служивших для различения одного коллектива от другого». «Противопоставление “мы” и “не-мы”, будучи первой социальной классификацией, было и первой лексико-семантической оппозицией».

 

 

Способ трансляции:

Запреты и разрешения транслировались всеми способами, как бы мы сейчас сказали, народного творчества, всеми средствами визуальной культуры (орнамент в одежде, в гончарных изделиях, раскраска лица и тела).

 

 

Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.

 

Первобытнообщинный строй - самый длительный (< 1 млн) этап истории чел-ва.

 

Сушествует несколько периодизаций перв. ист.: СПЕЦИАЛЬНЫЕ и ОБЩАЯ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.423 с.)