Налогообложение: сущность, принципы, элементы. Виды налогов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогообложение: сущность, принципы, элементы. Виды налогов.



Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. В системе государственного регулирования налоги выполняют фискальную, перераспределительную, регулирующую и стимулирующую функции.

Фискальной функцией налогов является аккумуляция средств в государственном бюджете, связанная с производством общественных благ.

Вторая традиционная функция налогов – перераспределение богатства и дохода. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что некоторые члены общества не в состоянии воспользоваться результатами общественного производства. Это создает диспропорции в накоплении и сокращает основу долговременного экономического роста.

Третья функция налогов состоит в регулировании экономики, "дополнении" рыночного механизма. Необходимость данной функции возникает в случае, когда рынок не в состоянии обеспечить освоение всех экономических ресурсов (например, в случае прогрессирующей безработицы) или не способствует их рациональному использованию (в случае возникновения негативных внешних эффектов либо при наличии монополий).

Стимулирующая функция тесно связана с созданием условий для экономического роста. Если налоговая система побуждает каждого экономического субъекта повышать предложение товаров и услуг с одновременным увеличением эффективности, то именно в этом случае через стимулирование может достигаться экономический рост.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

С понятием «налоги» тесно связано понятие «налоговая система». Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы используют различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Примерами таких налогов являются подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включенные в их цену, и тариф. Это налог с оборота в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Государственные взимаются, как правило, центральным правительством и направляются в государственный (федеральный) бюджет. Это подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д. Вместе с тем в ФРГ подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель и его определенный процент передается федерации.

Местные налоги взимаются местными органами управления соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (сюда же включаются и налоги членов федерации областей, земель и т.д.). Это, как правило, индивидуальные акцизы, поимущественный налог.

С появлением межрегиональных организаций появился и межгосударственный налог, например на импортную сельскохозяйственную продукцию (средства поступают в бюджет ЕС).

По направлению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие обезличиваются и поступают в казну государства и направляются на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) или направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).

В целом налоговая структура многих развитых стран такова: около 37 % составляют налоги на доходы и прибыль, более 30 % косвенные налоги, около 22 % (в Германии, Франции, Италии более 30 %) взносы в фонд социального страхования.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право. Налоговое право совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик. Это физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог. Объектом налогообложения является тот доход, товар или имущество которые подлежат налогообложению. Источник налога это те средства, из которых уплачивается налог (заработная плата, прибыль, процент и т.д.). Единицей обложения выступает единица измерения объекта (рубли, гектары и т.д.). Налоговой ставкой называется величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта. Сумма налога, уплачиваемая с одного объекта, образует налоговый оклад. Налоговые льготы это полное или частичное освобождение субъекта налогообложения от налога в соответствии с действующим законодательством.

Налоги могут взиматься следующими способами:

Кадастровый, предполагает использование реестра, содержащего перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта. Этим способом взимаются прямые реальные налоги.

Изъятие налога после получения дохода владельцем. Он предусматривает предъявлениеналогоплательщиком в налоговые органы декларации – документа, в котором приводится расчет дохода и налога с него.

Изъятие налога до получения дохода владельцем. Этим способом взимаются налоги на заработную плату, на наследство и т.д.

Исторически сложились две формы построения налоговых систем шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части шедyлы. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе налог взимается с общей суммы дохода.

Важным элементом налогов являются налоговые ставки, т. е. доля дохода, которая изымается в бюджет. В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения, долевые выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процентах, носят название процентных. Они могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Если доля налога в общем доходе растет по мере увеличения дохода, то такая налоговая ставка является прогрессивной, если доля налога неизменна (например, все время 30 %, как у налога на прибыль предприятий), то это пропорциональная ставка. Если при росте дохода ставка налога падает, то это регрессивный налог (.например, для покупателей вина акциз является регрессивным налогом, так как чем выше доход покупателя, тем меньшую часть в доходе занимают надбавки к ценам).

Ключевым понятием налоговой системы является предельная налоговая ставка, то есть обложения налогом дополнительной единицы дохода (средняя ставка, напротив, отношение общей суммы налога ко всему доходу). Именно предельные налоговые ставки определяют желание к дополнительному труду и к расширению производства.

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет, которая выражается кривой Лаффера.

 
 

Кривая Лаффера показывает, что при ставках налога, превышающих 50 %, люди стремятся меньше работать и меньше сберегать либо направляют свою деятельность в "теневую" экономику. И следствием для бюджета будет снижение налоговых поступлений.

Доходы бюджета, его расходы и объем национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объем национального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономики: внешнеэкономические связи, объем валового национального продукта и т.д.

Налоги и расходы государства являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяется на два вида: дискреционную и автоматическую (встроенных стабилизаторов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.007 с.)