Эволюция характеристик экономической среды 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция характеристик экономической среды



Эволюция характеристик экономической среды

Стадия развития   Характер Привычность Событий Темп Изменения Предсказуем Будущее Шкала
  Стабильно Привычность Медленно По аналогии  
  Реакция на проблемы В пределах экстраполяция опыта   Путём эксполяции  
  Предвиденные Неожиданно но имеющих аналогии Сравним С реальными фирмами Предсказуемая Проблема  
  Исследование     Частично предсказуемость  
  Творчество Неожиданно,немеющих аналогии Быстрее реакции Фирмы Частичная непредсказуемость  
После 90-х Интеграция Повторение Повторение Непредсказуемость и частичное управление  

 

На основе данной систематизации можно выделить различные системы управления

Общая характеристика по этим показателям нестабильность.

 

Стратегическое управление – процесс разработки, принятия о реализации стратегических решений, центральным звеном которого, является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностью и угрозами внешнего окружения.

1. Календарное производственное планирование

2. Бюджетирование

3. Долгосрочное планирование

4. Стратегическое планирование

 

1-2 развитие на небольшой период времени (это возможно в период стабильной экономической системы)

3 предполагает на эксполяцию охватывает большие периоды времени

4 формируется когда проблемы появятся неожиданно

 

5. Стратегический менеджмент сформировался к началу 70-х (полная непредсказуемость)

Система управления = орг структура +методы

1 и 2 используют закрытый вид системы в виде которой представляются сами фирмы. Мы фиксируем влияние внешней среды.

 

Стратегия планирования является функцией стратегического менеджмента

Отвечает на вопросы: Что фирма будет производить? Кто будет потребителем? За счёт каких ресурсов?

 

Модель стратегического менеджмента

Этап 1 стратегический анализ

Этап 2 стратегическое планирование

Этап 3 реализация и контроль

Особенности стратегического менеджмента = эффективность стратегического анализа *эффективное планирование контроля

 

Методология стратегического менеджмента

1. Методология концепции,принципы,методы,инструменты

2. Концепции

· Экономического роста

· Устойчивое развитие

Устойчивое развитие подразумевает,что развиваясь сегодня вы не ущемляете будущие поколение. В связи с этим меняются критерии выбора стратегии.

Лекция 2.

Принципы стратегического менеджмента:

1) системность – предполагает общую цель, взаимосвязь и ограниченность.

2) научность- методологические база формируется на основе научных подходов: системного(традиционный и современный), системно- эволюционный, системно-синергетический, ситуационный

3) организация - это открытая система, рассматривает в единстве факторов внутреннюю и внешнюю среду

4) целенаправленность–обоснование и создаёт выбор целей развитий организации

5) индивидуализация каждой стратегии предполагает учёт

6) инновационность

7) соответствие

8) люди - основной источник успеха деятельности

9) ведущая роль руководства

10) разделённость стратегического и операционного управления

11) альтернативность - выбор стратегического решения из ряда стратегических альтернатив

12) социальная ответственность

13) учет неопределенности и рисков

14) учет синергетического эффекта (одно конкурентное преимущество организации А соединяется с другим конкурентным преимуществом организации Б; эффект 2+2=5)

Когнитивная школа

Выделяют отдельное лицо, принимающее решения (ЛПР). Школа рассматривает, как воздействуют на принятие решений извне.

Выделяют периода:

1) период первоначального понимания стратегии,

2) период переосмысления принятых стратегий,

3) период привыкания к ним.

Когнитивная школа предложила модель параллельной обработки информации в процессе принятия стратегических решений. В соответствии с ней люди и организации обрабатывают информацию, используя одни и те же принципы. Существуют 2 потока информации:

 

· информация для руководителя (индивидуальное восприятие)

· информация для менеджеров (когнитивное восприятие)

1- Общепринятый смысл.

2- Классификация

3- Социализация

Основные стадии обработки информации:

1. Концентрация внимания (определяются данные, которые будут обрабатываться);

2. Кодирование (вся информация делится по классификационным признакам, устанавливаются связи)

3. Запоминание и поиск (если информация хороша организована, то она становится частью памяти);

4. Выбор (отбор нужной информации для принятия решения).

Тенденции в принятии решений.

1) Непоследовательность - неспособность применять одни и те же критерии в сходных ситуациях;

2) Поиск подтверждающих данных - готовность собирать факты в пользу определенных умозаключений и пренебрежение другими фактами, угрожающими этим заключениям;

3) Новизна - самые последние события доминируют над более давними, которые больше не представляют интереса или игнорируются;

4) Избирательное восприятие - люди склонны видеть проблемы сквозь призму собственной позиции или опыта;

5) Объяснение успеха и неудач - успех приписывается умению, а неудача объясняется невезением или чьей-то ошибкой. Это не позволяет человеку извлекать уроки из неудач и осознавать собственные ошибки;

6) Недооценка неизвестности - излишний оптимизм, обманчивые корреляции, потребность снизить беспокойство приводят к недооценке будущей неизвестности.

Классификация принятия решений с точки зрения аналогий:

1. Мышление аналогиями (если проводится стратегический анализ);

2. Иллюзия власти (те, кто принимает решение, переоценивают свою власть и не учитывают обстоятельства, мешающие успеху),

3. Эскалация участия (предполагает продолжительное увеличение капиталовложений под давлением неудовлетворительных результатов работы),

4. Рассмотрение одного возможного исхода.

Изучение и анализ процесса принятия решений, с точки зрения формирования этого решения, и выявление факторов, которые влияют на принятие решения, современной технологии стратегического менеджмента, которые получили название интеллектуальных моделей.

 

 

Интуитивный

Экстраверсия – основывается на внешних факторах

Интроверсия – основывается на собственных побуждениях

Рациональный – на поставленной цели

Иррациональный – спонтанно

 

Когнитивный тип поведения ЛПР определяет те факторы, которые в наибольшей степени влияют на выбор альтернативы. На основе идей когнитивной школы сформировалась наука канитология. Первый исследовательский центр когнитивных дисциплин был открыт в Гарварде в 1960 г.

Типы:

1) Когнитивная карта – отражает взаимосвязь, задачи с влияющими факторами. Реализуется в виде стратегических карт (отражает причинно – следственные связи) на основе анализа процесса получаем прогноз развития конкретной ситуации. Такой подход не имеет ограничений. Применение этого метода одной стороны повышает обоснованность решений, с другой стороны приводит к выработке стереотипов. В практике менеджмента большое распространение получают экспертные системы которые являются одной из форм искусственного интеллекта.

2) Data Mining

 

Эволюция конкурентных преимуществ

 

 

Простые компетенции – это способ использования знаний, умение их использовать лучше чем другие, производить продукт на уровне других.

Ключевые компетенции – представляют собой комбинацию простых компетенций. Эти уникальные способности не могут быть скопированы. Знание этих компетенций необходимо для разработки стратегии предприятий.

Динамические возможности – способны создавать новые ключевые компетенции

 

Лекция 5

           
   
 
   
 
 

 

 


Системообразующий фактор:

Время – иерархия

Пространство – стуктурные подразделения, частично иерархия.

Эконом. Среда – виды деятельности

Для проведения стратегических изменений всегда нужны вложения (проект - программа)

По каждому проекту разрабатывается бизнес план, который является элементом разрабатываемого стратегического плана. Для управления этим процессом создается система управления. Назначение системы – организация процессов.

Такая деятельность эффективно реализуется если объединить подобные проекты и сформировать инвестиционные программы.

Чтобы система планирование работала эффективно она должна работать как единое целое.

Ввиду сложности задач планирования разработаны только общие подходы, концепции, которые можно использовать при разработке конкретного плана.

Структурные подразделения при стратегическом планировании – это бизнес единицы, каждая из которых реализует свою конкурентную стратегию

На каждом уровне планирования свои структурные подразделения. Нужно знать из каких разделов состоит стратегический план, содержание и основные показатели, миссия продкции, стратегический анализ.

Стратегический организационный план – план проведения стратегических изменений

Стратегическое решение всегда сопряжено с большим риском. Оценка риска содержит индивидуальный подход

Разработка стратегического плана требует от персонала высокой квалификации, профессиональных знаний и знаний деятельности преприятия. Требуется расчет и оптимизация инвестиционных проектов и программ, а так же обязательное использование современных компьютерных моделей.

Другая проблема связана с информационным обеспечением. В идеале предприятие должно иметь корпоративную информационную систему

 

Стратегия интеграции

1)Вертикальная интеграция – объединение по технологической цепочке. Увеличение стоимости компании приводит к повышению конкурентоспособности и увеличению инвестиционной привлекательности. ВИ осуществляется с целью поучения экономического эффекта

Риски: компания станет слишком большой и на нее может обратить внимание ФАС, различные управленческие риски(объединяются фирмы из разных отраслей)

2) Горизонтальная интеграция – для укрупнения компании, усиления. Цель – борьба с конкурентами. Риски: Управленческие, рыночные.

Рост компании в организационном плане может быть достигнут так:

1) Поглощение (в основном – путем приобретения контрольного пакета)

2) Слияние (объединение на равных условиях -функциональное (компания имеет общее производство) -инвестиционное (не имеет общего производства)

3) Создание совместного предприятие зарубежной фирмы

4) Стратегия внутреннего роста за счет расширения мощностей

Диверсификация – это освоение новых видов деятельности для повышения устойчивости

Стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных способностей производства новых товаров, которые заключены в существующем бизнесе. Другими словами имеющееся создание остается в центре бизнеса, а новое появляется исходя из числа тех способностей, которые заключены в освоенном рынке, применяемой технологии или же в других сильных сторонах функционирования компании. Такими способностями, к примеру, могут быть способности применяемой спец системы рассредотачивания;

Диверсификация горизонтальная – вид связанной диверсификации, при котором расширение производственного выпуска компании делается с виду продукции, который не употребляется в производственной цепочке основного вида продукции, но который выполняться с внедрением применяемой технологии (определенного оборудования либо рабочей силы определенной квалификации).

Стратегия сокращения:

1) Ликвидация – ориентирована на закрытие предприятия

2) сворачивание производства с целью изменения продукции

Деловые конкурентные стратегии:

Преимущества конкур.:

1) Издержек

2) Дифференциации

3) Фокусирования

4) Синергизма

5) Сокращения

6) Инноваций

Инновационные стратегии:

1) Наступательная стратегия (выбирают технологию лидера)

2) Имитационная

3) «разбойничья»

Инновационная деятельность имеет большой риск, может не иметь коммерческого успеха.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям.Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

· Мультименеджмент. В каждом подразделении свой стиль управления и применяются разные показатели эффективности.

· При производстве инновационного продукта различают два вида технологий:

· 1. плодотворные технологии:

·

· 2. изменчивые:

·

· Продукты собственно не отличаются.

·

· Планирование и управление различных подразделений требует разработки собственной системы показателей.

· От менеджеров требуется творческий подход.

·

· Использование плодотворной технологии предполагает быстрый выход на рынок новых товаров.

· Успех зависит от наличия узких специалистов.

· Имитационные стратегии: важную роль играет обеспечение снижения издержек и быстрая сменяемость.

· При широком внедрении имитационной стратегии, она может переходить к производству инновационной продукции при поддержке государства.

· Защитная стратегия - для крупных компаний, которые могут осваивать инновации, но сами она не являются пионерами в разработках, а улучшают уже созданные.

· Разбойничья - внезапно появляются на рынке со своими продуктами.

· Конкурентная стратегия -характер конкуренции отражается на тип поведения конкурентов.

· Для реализации той или иной конкурентной стратегии компания должна вырабатывать все условия, необходимые для ее реализации.

·

·

· Формирование концепции развития компании.

· Отправным положением для формирования стратегий служит представление о будущем.

· Современная концепция основывается на то, что создается образ будущего и от него и идет движение к настоящему.

·

· Анализ стратегического потенциала.

·

· Стейкхолдеры.

· Кластеры интересов.

· 1)поставщики капитала:

· -портфельные инвесторы: получение дохода за определенный период времени (краткосрочный)

· -стратегические инвесторы: цели связаны не только с получением дохода, но и с тем, чтобы компания заняла конкурентную позицию в будущем

· 2)поставщики предпринимательских идей:

· -менеджеры

· -персонал

· -потребители

· 3) гос структуры зависящие от отрасли

· 4) персонал

· 5) социальные и общественные группы, государственные структуры

· 6) социальные группы внутри компании

· -профсоюзы

· -различные группы

· 7) поставщики интеллектуального капитала

· -высшие менеджеры

· -наемные специалисты извне

·

· Задачи управления стейкхолдерами:

· 1. четко определить их интересы

· 2. определить пространство их интересов (их пересечение)

·

· Отсекаются стейкхолдеры, которые не заинтересованы в развитии компании.

·

· С партнерами нужно кооперироваться для создания новых видов товаров.

·

· На товарном рынке существуют следующие альтернативы развития:

· -дифференциация/ совершенствование товаров

· -производство продукции, компонентов

· -пакеты + услуги

 

Нужно отсекать тех стейкхолдеров, которые не участвуют в развитии компании.

Те, кто имеет другие взгляды на развитие компании, могут служить источниками предпринимательских идей.

С партнёрами нужно кооперироваться для создания новых видов товаров.

 

На товарном рынке существуют следующие альтернативы развития:

1) Дифференциация и совершенствование товаров

2) Производство продукции и компонентов

3) Пакеты (+услуги)

 

При взаимодействии с различными социальными группами внутри компании нужно следовать принципам организационной культуры, а вне компании нужно следовать общепринятым концепциям (концепция устойчивого развития, принципы предпринимательства, конституция).

 

Стратегический потенциал

 

Задачи анализа внутренней среды:

1) Выявление конкурентных преимуществ

2) Оценка конкурентной позиции компании на сегодняшний момент и в будущем

3) Оценка и анализ стратегического потенциала для развития существующих конкурентных преимуществ и создания новых

 

Для анализа конкурентных преимуществ используется модель Портера (ценностная цепочка):

 
 


Управление финансами
Управление персоналом
Материально-техническое снабжение
НИОКР

Внешняя логистика Разработка продукта Производство Сбыт

Основные виды деятельности

 

Технологическая цепочка Создаваемые ценности (стоимость); прибыль

 

 

Модель универсальна, полезна для анализа конкурентных преимуществ.

Поэтапно рассматриваются все процессы и оценивается потенциал повышения их эффективности.

Эта модель позволяет оценить влияние различных внутренних факторов на конкурентоспособность. Используя эту схему, можно получить оценку инвестиционных затрат.

Конкурентные преимущества должны основываться не на знаниях технологий, а на конкретных расчётах. Они определяются, в первую очередь, отраслью.

 

Бенчмаркинг, как инструмент стратегического планирования

 

Сформировался в 70-80 годах.

Компания «ксерокс» и «Форд» - пионеры

Главное преимущество бенчмаркинга в том, что это самый экономичный способ получения конкурентных преимуществ.

 

Если определить КФУ и изучить, как они формируются, сравнить и принять некоторые элементы, а не копировать всю систему – это и будет самым лучшим вариантом.

Бенчмаркинг понимается, как приобретение и создание конкурентных преимуществ, как тактических, так и стратегических путём копирования.

 

Проблема выбора лидера

На первом этапе в качестве лидера принималась, как правило, наиболее успешная компания на конкретном рынке, затем на отраслевом.

Затем лидерами выбирались любые успешные компании независимо от сферы деятельности.

На втором этапе начинают волновать области высшего менеджмента.

 

Если мы решаем задачу каких-то функций (производство), то выбираем лидера из нашей сферы. Если общая (стратегическая), то любую успешную.

Следующая проблема – соблюдение принципов подобия для различных задач.

 

Интеллектуальный капитал

-отношение к категории нематериальных активов, создаёт условие для получения прибыли.

 

Классификация с точки зрения управления деятельностью:

А) рыночные активы – создают преимущество компаний во внешней среде

Б) человеческие активы – аккумулируют знания, которые необходимы компании для успешной деятельности

В) интеллектуальная собственность – увеличивает стоимость компании и создаёт предпосылки для получения конкурентных преимуществ

Г) инфраструктурные активы – организационная культура, системы управления внутри компании, партнёрские отношения во внешней среде.

 

По стоимости интеллектуальный капитал всегда больше, чем нематериальные активы.

Управление интеллектуальным капиталом всегда входит в стратегию компании.

Управление основывается на том, соответствует ли интеллектуальный капитал стратегии или нет, и если нет, то какие необходимы преобразования (и затраты на них).

 

Рыночные активы – марки товаров, каналы распределения, технологии, портфель заказов, договоры.

 

 


В результате реализации этой схемы получаем приращения:

1) Знания о товаре

2) Дополнительной покупки, контракты

Выделяют знания:

А) предполагаемые

Б) явные

В) скрытые

 

Организационная структура

-это состав, соподчинённость, взаимодействие и распространение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливается определенное соотношение по распределению властных полномочий и отношений.

 

Организационная структура = система управления + методы управления

 

Принципы классификации:

1) По уровню участия в постановке задачи и принятия решения

А) механистическая (иерархическая)

Б) органическая (на инициативе)

2) по подходам к централизации при формировании организационной структуры:

А) традиционный подход (иерархия)

Б) рыночный подход

 

В иерархии развиваются и горизонтальные связи (устанавливаются на основе личных отношения, формальных и неформальных).

 

Цепочка создания ценности

 
 
 
 

 

 


Фокальная сеть поставок.

 

 

Вертикальная интеграция

Виртуальная организация- форма квазинтеграции, отличительным признаком которой является наличие пула компаний (мелких и средних), объединяющих ресурсы для реализации проектов, которые они не в состоянии осуществить по одиночке.

 

Стратегическая модель культуры:

Сегменты:

-культура труда

-культура управления

-культура научных исследований

-культура взаимоотношений

-культура поведения

-культура коммуникаций

 

Важным факторов изучения культуры является историзм.

Организационная культура- это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, получающих выражение в ценностях.

ОК включает:

1. осознание себя и своего места в организации

2. коммуникационная система и языковое общение

3. внешний вид

4. привычки и традиции

5. осознание времени, отношение к нему и его использование

6. взаимоотношения между людьми

7. ценности (на личном уровне и уровне организации)

8. вера во что то, отношение и расположение к чему то

9. процесс развития работника

10. трудовая этика и мотивирование

 

Закон о стратегическом планировании.

Принят ГД 20.06.2014

Одобрен Советом Федерации 25.06.2014

 

Цель закона - обеспечение СП устойчивого соц- эконом развития РФ

Более 200-т документов о стратегиях различного уровня (субъекты, объекты)- Нет механизма ответственности. Стратегии не согласованы между собой (кроме энергетики).

 

Стратегические альтернативы.

Альтернативность- это один из главных принципов, (чем сложнее, тем больше должно быть альтернатив).

Иерархия стратегических альтернатив.

 

Сценарий развития компании

Метод сценариев и матричные модели

Стратегии развития

Модели денежных. Ин в проекте

потоков. Ин в программе

 

Сценарий- картина будущего в котором должны быть все важные элементы деятельности компании и их влияние. Могут использоваться графические, экономические, экономико- материальные и другие модели.

PIMS- прибыль, инвестиции, маркетинговые стратегии- основана в начале 60- х годов.

 

Все матрицы основаны на статистическом анализе. В каждую матрицу заложены определенные предположения. Результаты носят рекомендательный характер.

 

Портфельный анализ формирует общую роль развития товара.

После проведения ПА используем матрицу, нужно сравнить полученные варианты по тем критериям, которые формирует менеджер.

Критерии:

-соответствие с ресурсами

-направленность на развитие КП

-достижение целей

-соответствие организационной культуре и организационной структуре

-соответствие системы управления изменчивости внешней среды

-соответствие видению и экономической эффективности

 

 

Эволюция характеристик экономической среды

Стадия развития   Характер Привычность Событий Темп Изменения Предсказуем Будущее Шкала
  Стабильно Привычность Медленно По аналогии  
  Реакция на проблемы В пределах экстраполяция опыта   Путём эксполяции  
  Предвиденные Неожиданно но имеющих аналогии Сравним С реальными фирмами Предсказуемая Проблема  
  Исследование     Частично предсказуемость  
  Творчество Неожиданно,немеющих аналогии Быстрее реакции Фирмы Частичная непредсказуемость  
После 90-х Интеграция Повторение Повторение Непредсказуемость и частичное управление  

 

На основе данной систематизации можно выделить различные системы управления

Общая характеристика по этим показателям нестабильность.

 

Стратегическое управление – процесс разработки, принятия о реализации стратегических решений, центральным звеном которого, является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностью и угрозами внешнего окружения.

1. Календарное производственное планирование

2. Бюджетирование

3. Долгосрочное планирование

4. Стратегическое планирование

 

1-2 развитие на небольшой период времени (это возможно в период стабильной экономической системы)

3 предполагает на эксполяцию охватывает большие периоды времени

4 формируется когда проблемы появятся неожиданно

 

5. Стратегический менеджмент сформировался к началу 70-х (полная непредсказуемость)

Система управления = орг структура +методы

1 и 2 используют закрытый вид системы в виде которой представляются сами фирмы. Мы фиксируем влияние внешней среды.

 

Стратегия планирования является функцией стратегического менеджмента

Отвечает на вопросы: Что фирма будет производить? Кто будет потребителем? За счёт каких ресурсов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.004 с.)