Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание – высший уровень психического отражения
Единство высших психических функций образует то, что человека отличает от животных: сознание – высший уровень отражения объективной реальности и высший уровень саморегуляции. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, который присущ человеку как общественно – историческому существу. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Предпосылкой возникновения сознания выступает мозг, который сам является продуктом труда и общественной деятельности человека. Ведущими факторами возникновения сознания были: труд и язык. Трудовая деятельность: 1)основана на употреблении и изготовлении орудий труда, их сохранении для последующего использования; 2) осуществляется в условиях совместной коллективной деятельности, носит общественный характер; 3) направлена на общую цель и существенно отличается от любых действий животных, т.к. определяет продуктивный характер и способ трудовых действий; 4) направлена на преобразование внешнего мира. Благодаря сознанию человек занимает особое положение в природе. Как обнаружить сознание? Эмпирически оно выступает как непрерывный поток состояний, совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Выделяют следующие свойства сознания: активность (проявляется в том, что психическое отражение объективного мира носит не пассивный характер); интенциональность – направленность на предмет (сознание всегда – сознание чего-либо, без предмета оно не существует); способность к рефлексии (самопознанию); сознание имеет мотивационно – ценностный характер (почему я так поступаю, каковы у меня ценности?). Сознание может иметь различную степень ясности. Сознание увеличивается или уменьшается, отчасти утрачивается во сне, полностью утрачивается при обмороке. Сознание любого индивида уникально. В сознании выделяют: центральную область – фокус сознания и периферию. Движение сознания и его непрерывное изменение отражаются в понятии потока сознания. Его содержание определяется следующим законом: актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который направлено то, или иное действие.
Выделяют следующие виды сознания: политическое сознание, религиозное, обыденное, научное, экстравертированное (поверхностное, оно меняется в течение дня).
Самосознание Высшим уровнем развития сознания является самосознание. Оно является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Выделяют следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Критериями самосознания выступают: выделение себя из среды, осознание своей активности, управление собой, осознание себя через другого, моральная оценка себя, рефлексия. Предпосылка возникновения самосознания – внутриутробное развитие ребенка (тактильная чувствительность). Выделяют следующие факторы психического развития: биологический, социальный, собственную активность человека. Самосознание – не изначальная данность, а продукт развития. После рождения ребенок начинает разделять, где – он, а где – окружающий мир (осознание тождественности). До года мать и ребенок составляют одно целое. После года ребенок начинает разделять себя и мать. В три года рождается «Я» ребенка. В семь лет рождается социальное «Я» ребенка. Окончательно самосознание формируется в подростковом возрасте – этот период не случайно называют вторым рождением личности. Но переосмысление жизни происходит всю жизнь, по мере накопления опыта. К омпоненты самосознания: · сознание тождественности, зачатки которого возникают в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.
· сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…». · сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. · социально – нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе не всегда адекватно. Это находит выражение в самооценке индивида. Он оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективным результатом своей деятельности, путем сравнения себя с другими людьми. Как формируется самооценка? Во-первых, в сопоставлении образа реального «Я» и идеального «Я». Во-вторых, путем интериоризаци (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие). В-третьих, через призму своей идентичности (он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо). Совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой, называется «Я – концепцией». Для нормального развития необходима позитивная «Я – концепция», постоянное положительное подкрепление. «Я – концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя. Однако, область психического шире области осознанного. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание Другому. Два других уровня связаны с понятием неосознаваемых психических процессов. Контрольные вопросы по теме: 1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 2. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека? 3. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? 4. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? 5. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему? 6. Как соотносятся психика и сознание? 7. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.
Литература: 1. Бернс Р. Развитие «Я- концепции». М., 1986. 2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Пед. общество России, 2001. 3. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002. 4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 5. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1983. 6. Основы психологии / Под ред. Столяренко Л.Д. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 7. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пос. для студентов пединститутов /Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,1989. 9. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.01 с.) |