Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность психики, ее функции
Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. В онтогенезе психика развивается под влиянием трех факторов: наследственности, среды и собственной активности индивида. Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе в изоляции. Она формируется в процессе общения и взаимодействия человека с другими людьми. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и др.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Считается, что в силу этого, психика содержит три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение – полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. Особенности психического отражения: • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, правильность отражения проверяется практикой; • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; • психическое отражение углубляется и совершенствуется; • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; • преломляется через индивидуальность человека; • носит опережающий характер. Основные функции психики: отражение окружающего мира; регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания; сохранение целостности. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики – обеспечение адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика. 1. Антропоморфизм – психика присуща только человеку. 2. Панпсихизм – всеобщая одухотворенность природы. 3. Биопсихизм – свойство живой природы (людей, животных, растений). 4. Нейропсихизм – психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему. 5. Мозгопсихизм – психика свойственна только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг. Психика человека может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных условиях таких как: определенный уровень содержания кислорода в крови; температура тела - 36,6; обмен веществ.
Организм человека существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой. Отмечено несколько кругов влияния природы на нашу психику: космическая жизнь, солнечная система, жизнь Земли (климат, части света, условия производственной деятельности), ритмы природные. Важны для психической деятельности и особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы, мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Эволюция психики. Существуют различные точки зрения на происхождение психики. Идеалисты объясняют ее божественным происхождением. Дуалисты признают два начала – психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Материалисты феномен психики связывают с эволюцией живой природы. Споры продолжаются и сегодня. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения. Формы живой материи отличаются по уровню развития психических свойств. Раздражимость – вынужденная активность живого организма (тропизм – вынужденное движение) – чувствительность – общая способность к ощущениям, – поведение – реакция организма на воздействия внешней среды. Поведение характеризуется различным уровнем сложности (опережающее отражение у собаки и мотивированное поведение у человека). Сложное поведение обусловлено наличием у человека сознания. Таким образом, выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Стадии и уровни развития психики у животных.
1. Стадия элементарной сенсорной психики. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость. Высший уровень. Наличие ощущений. Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, сохранения, размножения). 2. Стадия перцептивной психики. Низший уровень. Отражение в форме образов предметов. Высший уровень. Элементарные формы мышления. 3. Стадия (человекоподобного) интеллекта. Выделение в практической деятельности особой ориентировочной исследовательской подготовительной фазы, создание примитивных орудий, учет причинно-следственных связей, способность к познанию. Стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире (отдельные ощущения, предметное восприятие). У животных существует простейшее интеллектуальное поведение, но оно служит удовлетворению их биологических потребностей (Леонтьев-Фабри). В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.006 с.) |