Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессуально-методологические схемы в системном анализе
В своем процессуальном осуществлении исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов. Этапы процесса исследования характеризует комплекс операций, определяющих качественное различие деятельности в процессе проведения исследования. Такими этапами могут быть следующие: цель, накопление информации, обучение (образование), концепция, гипотеза, проблема, рецепт, проект, рекомендации, решение, модель, методика. Исследования разных видов предполагают различные процессуально-методологические схемы их проведения. Например, для исследования стратегии необходимо начинать с разработки цели и концепции, а для исследования какого-либо частного вопроса функционирования фирмы можно не заострять на этом внимание, просто уяснить проблему и разработать решение. Можно сделать это на основе разработки рабочей гипотезы, предваряющей решение и его последствия. Очень часто в качестве этапа процесса исследования используется разработка гипотезы, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию. Гипотеза - это вероятностное знание, объяснение, понимание. Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. Но выбор гипотез тем не менее возможен в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения. Гипотеза - это вариант объяснения при недостаточной информации. Существуют требования, по которым она выбирается или конструируется. - Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения - причины, факторы, зависимости и пр. - Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать абсолютного соответствия.
- Гипотеза предназначена для объяснения всех фактов, характеризующих проблему. - Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. следствиям, которые из нее выводятся, должны соответствовать определенные практические эффекты. - Гипотеза должна строиться по принципу максимально возможной простоты. - Гипотеза должна быть логически непротиворечивой. Ее собственные внутренние элементы должны представлять систему строго согласованных элементов на едином логическом основании. Методологическая схема исследования - комплекс, сочетание, приоритеты, последовательность основных элементов методологии: концепция, гипотеза, проблема, анализ, подход, методы, проект, рекомендации, модель, цель, решение, рецепт, образование. Рисунок на стр. 11 - Методологические схемы исследования Гипотеза - это априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах исследуемого объекта или процесса. Ее выдвигают в начале исследования малоизученной проблемы. Основой гипотезы является вся совокупность данных, в т.ч. неосознанные (подсознательные) данные по решаемой проблеме и(или) такое же предположение об аналогии исследуемой проблемы с исследованными ранее. В процессе исследования гипотезу либо подтверждают, либо отвергают. Основное практическое назначение гипотезы - концентрировать усилия в наиболее продуктивных, перспективных направлениях, избежать распыления сил в процессе исследования. Основной источник гипотезы - это интуиция. В процессе системного анализа последовательно, одновременно или в некоторой очередности выдвигают ряд гипотез: - во-первых, это гипотезы относительно прогнозируемых уровней целевой эффективности, затрат, рисков разрабатываемых операций и (или) систем. Такие гипотезы отражают ожидания предпринимателей, менеджеров относительно планируемой операции и(или) создаваемой системы; - во-вторых, относительно вариантов построения системы контроля реальных результатов операции или функционирования системы. Такие гипотезы необходимы для дальнейших анализа и выбора из ряда альтернатив рационального (т.е. решающего задачу контроля) или оптимального (решающего наилучшим образом: с минимальными затратами, за минимальное время; с наибольшей вероятностью обнаружения критических отклонений) варианта системы контроля;
- в-третьих, это гипотезы относительно влияния и причин, породивших реально имевшие место результаты; - в-четвертых, необходимо выдвинуть гипотезы относительно возможных вариантов устранения недостатков или улучшения деятельности исследуемой системы управления; - в-пятых, необходимы гипотезы и разрабатываемые на их основе сценарии исправления этих недостатков, введения усовершенствований и доработок; - в-шестых, нужны гипотезы по организации и проведению испытаний усовершенствованных систем управления; - в-седьмых, выдвигают, подтверждают или отрицают гипотезы относительно достаточности выполненных усовершенствований исследуемой системы управления. После выдвижения гипотез их исследуют в процессе рассуждений, логического анализа (в том числе на непротиворечивость), оценки реализуемости, построения сценариев. Гипотезу либо подтверждают как истинную, и она трансформируется в реальное достоверное знание, либо отвергают. Набор гипотез и этапы их исследования включаются в концепцию исследования, которая находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследований. Концепция может разрабатываться либо в результате дополнительного исследования, либо по аналогии с уже имевшими место исследованиями наблюдавшихся ранее и практически решенных проблем. Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными в виде конкретных рецептов, рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, решений, методик, типов организации, систем мотивации и пр. Но результаты могут быть и опосредованными. Такими являются, например, эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера работы, имидж фирмы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, организация, антикризисное развитие и пр. Результаты исследования могут быть основными и дополнительными.
Рисунок на стр. 12 - Результаты исследования управления
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.008 с.) |