Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Лекция 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной. Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем: · они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования; · осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.); · взаимно координируют в историко-культурном процессе; · являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; · имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы. Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий. Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий. Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований: 1. Отсутствие противоречий. 2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям. 3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке Максимальная простота гипотезы. Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов. Критериями научности знания являются принцип рациональности (обоснованность любого утверждения), принцип верификации (установление истинности научного суждения в ходе экспериментальной проверки) и принцип фальсификации (принципиальная возможность опровержения научного положения, теории).
Лекция 3. История естествознания. Ч.1
Древнегреческий период. В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая научная школа, известная прежде всего не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анак-симен), апейрон (Анаксимандр). Другое научное сообщество рассматриваемого периода, пифагорейцы, в качестве первоначала мира ввели понятие числа Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учитель Левкиппом – ввели понятие атома. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики. Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. Эллинистический период.
Школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.). делит философию на три части: логику, физику и этику. С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, где были созданы Музей и Библиотека. Герофил и Эрасистрат продвинули анатомию и физиологию, оперируя при помощи скальпеля. Евклиду его знаменитый труд «Начала», где собраны воедино все достижения математической мысли. Выдающимся ученым эллинистического периода был математик-теоретик Архимед (287—212 гг. до н.э.). Архимед заложил основы статики и гидростатики. Систематизатором географических знаний был друг Архимеда Эрастофен. примененил математику к географии для составления первой карты с меридианами и параллелями.
3. Древнеримский период античной натурфилософии.
Птолемей жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Особое место среди его работ занимает «Великое построение» (в арабском переводе — «Альмагест»), которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Галену (130-200 гг.?) систематизацией знания в области медицины. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
Исследуя тепловое излучение, М. Планк пришел к выводу, что в процессах излучения энергия отдается не в любых количествах и непрерывно, а лишь определенными порциями – квантами. Квант – мельчайшая постоянная порция излучения. Эйнштейн– фотоновая теория – структура света является корпускулярной. Световая энергия концентрируется в определенных местах, и поэтому свет имеет прерывистую структуру – поток световых квантов, т.е. фотонов. Фотон – особая частица (корпускула). Фотон – квант энергии видимого и невидимого света, рентгеновского и гамма-излучений, обладающий одновременно свойствами частицы и волны, не имеющий массы покоя, имеющий скорость света, при определенных условиях порождает пару позитрон+электрон. Парадокс: свет ведет себя и как волна, и как поток частиц. Волновые свойства проявляются при дифракции и интерференции, корпускулярные – при фотоэффекте. Новая теория света привела Н. Бора к разработке теории атома. В ее основе 2 постулата: 1. В каждом атоме имеется несколько стационарных орбит электронов, движение по которым позволяет электрону существовать без излучения. 2. Когда электрон переходит из одного стационарного состояния в другое, атом излучает или поглощает порцию энергии.
Лекция 9. Мегамир. Антропный принцип Антропный космологический принцип заключается в том, что жизнь во Вселенной возможна лишь при тех значениях универсальных физических констант, которые имеют место в действительности – если бы значения физических констант отклонялись бы от существующих, возникновение жизни было бы невозможно в принципе. Значит, возможность жизни заложена в начальных физических условиях существования Вселенной.
Внутреннее строение Земли
В настоящее время в направлении от периферии к центру Земли различают магнитосферу, атмосферу, гидросферу, земную кору, мантию Земли и ее ядро. Центральная область Земли – ядро. Оно ограничено сферической поверхностью на глубине 2900 км. Вещество ядра обладает повышенной плотностью и электропроводностью. Радиус ядра 3470 км. Предполагают, что ядро состоит из двух частей: внутренней (радиусом 1300 км) твердой и очень плотной от огромного сжатия оболочки, состоящей из металлического железа, и внешней оболочки из расплавленных минералов с температурой 5000-6000о С. 83% объема Земли и 67 % ее массы составляет ее мантия. Верхняя граница мантии проходит на глубине от 5-10 до 70 км. Нижняя – на глубине 2900 км. Предполагается, что мантия Земли сложена в основном оливином – минералом, содержащим кремний, железо и магний. Благодаря высокому давлению вещество мантии, по - видимому, находится в твердом кристаллическом состоянии, за исключением атмосферы. Температура в мантии не превышает 2000-2500о С. Земная кора – твердая внешняя оболочка земного шара толщиной в среднем 35-40 км. Различают два вида земной коры – материковую или континентальную и океаническую. Материковая земная кора состоит из трех слоев: верхнего осадочного, среднего «гранитного» и нижнего «базальтового», названных по их преимущественному составу. Мощность материковой коры – 35-40 км под равнинами и 70 км в области гор. Океаническая земная кора не имеет «гранитного» слоя, а ее осадочный слой обладает меньшей мощностью по сравнению с материковой корой. Океаническая кора имеет мощность от 5 до 10 км. Земную кору и верхний слой верхней мантии объединяют в общую твердую оболочку – литосферу. Общая ее мощность составляет, вероятно, 50-200 км. Она имеет важное значение, так как создает твердый слой на поверхности Земли, на котором возникает жизнь. Гидросфера – водная оболочка Земли, совокупность всех природных вод планеты. Она включает мировой океан, воды суши и находится в тесном взаимодействии с литосферой (подземные воды), атмосферой (водяной пар), и живыми организмами. Атмосфера – газовая оболочка Земли, связанная с ней силой тяжести и участвующая в ее суточном и годовом вращении. Атмосфера состоит из смеси газов, называемой воздухом. Нижней границей атмосферы является поверхность Земли. Четко выраженной верхней границы она не имеет. Условно ее проводят на высоте около 2000-3000 км. С высотой температура, давление и плотность воздуха в атмосфере меняются. В зависимости от этого принято деление атмосферы на несколько слоев: тропосфера (толщина 16-18 км над экватором), стратосфера (50-55 км), мезосфера (80-85 км), термосфера (от 85 до 600-800 км). Особая комплексная оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются, проникают друг в друга и взаимодействуют верхняя часть литосферы, гидросферы, нижняя часть атмосферы называется географической оболочкой.
Лекция 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной. Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем: · они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования; · осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.); · взаимно координируют в историко-культурном процессе; · являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; · имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.012 с.) |