Классификация бухгалтерских счетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация бухгалтерских счетов



Б/у в системе управления

Для руководства хоз деят в принятии руководит решений нужна информ по состоянию дел в организации. Большую часть информации дает б/у.

Б/у предоставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обработки экономической информации об имуществе, обязательных и хозяйственных операциях организации.

Б/у осуществляется в соответствии с законодательными и нормативными документами. Высший уровень регулирования составляет закон о б/у, указы президента, постановления правительства.

Основные задачи б/у: в соответствии с законом основными задачами б/у явл-ся:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутр и внешн пользователей-руководителей, акционеров, др. собственников, кредиторов, инвесторов.

2.получение информации для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хоз. опрераций, контроля за наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов.

3. предотвращение отрицательных результатов хоз деят-ти и выявление внутри хоз резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.

Главная цель б/у – в наст время не регистрировать факты хоз жизни, а решать задачи, возникающие в процессе хоз деятельности. Руководителям, инвесторам, собственникам нужно иметь информацию о деятельности предприятия и результатах деятельности, чтобы оценить эффективность вложенного ими капитала.

Такие данные дает составляемая бух и финансовая отчетность. Поэтому б/у еще называют финансовым учетом. В отличие от др видов учета, б/у – это учет сплошной, точный и документально обоснованный, что придает б/у юридическую силу.

Другие виды: статистический и оперативный учет при которых данные можно передать по телефону, от которых не требуется абсолютной точности, а в статистическом учете допускаются выборки и группировки.

Б/у пользуется всеми учетными измерителями – натуральными, трудовыми, денежными.

Натуральные – служат для получения сведений о количественной стороне деятельности предприятия (меры длины, веса…).Этот измеритель имеет больш значение для обеспечения сохранности имущества. Недостаток: используется для учета однородных предметов, суммировать разнородные предметы нельзя.

Трудовой – используется для подсчета количества затраченного времени и выражается в днях, часах… Самое широкое применение находит при исчислении з пл, нормировании показателей, измерении производительности труда. Используется в сочетании с натуральными.

Денежный – наиболее обобщающий, позволяющий сопоставлять любые величины – самое широкое применение в б/у. Оценка показателей производится в российских рублях. Если используется валюта, то для отражения в б/у и отчетности производится пересчет иностранной валюты по курсу ЦБР, действующему на дату совершения операции. Также используется вместе с натуральными и трудовыми измерителями.

Кроме бухгал-го финансового учета различают также управленческий и налоговый учет.

Управленческий учет – ведется на предприятии для получения информации внутреннего пользования. Этот учет не обязательно вести по всему предприятию, он м б организован по отдельным объектам, центрам ответственности.

Налоговый учет – это учет, обеспечивающий получение данных для определения налоговой базы при расчетах различных видов налогов. Налоги – основной источник формирования доходной части гос бюджета. Формируется налоговым кодексом.

 

Предмет б/у

-это объекты, которые изучает данная наука.

Основные объекты: средства и источники их формирующие.

Для осуществления хоз деят-ти все предприятия должны иметь средства. Средства формируются засчет определения источников. Средства и источники сгруппированы в бух баланс.

Все средства делятся на внеоборотные и оборотные, что обусловлено их ликвидностью.

Внеоборотные средства = основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности и долгосрочные финансовые вложения.

Основные средства используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг длительное время, принося организации доход.. Основные средства относятся к амортизируемым активам, т е на них ежемесячно начисляется амортизация, включаемая в затраты.

Нематериальные активы – активы неимеющие материально-вещественной структуры и которые используются для производственных нужд, выполнении работ, оказании услуг длительное время, принося организации доход. На них тоже начисляется амортизация. К нематериальным активам относят исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, исключительное право патентообладателя на изобретение, исключительное право на изобретение, исключительное право владельца на товарный знак, обслуживание, место происхождения.

Доходные вложения в материальные ценности – вложения средств в оборудование, помещения, имущество, кот организация предоставляет др. организациям и лицам за плату с целью получения дохода. Это лизинг – долгосрочная финансовая аренда.

Долгосрочные финанс вложения – это вложения свободных денежных средств уставные капиталы др организаций, в ЦБ, в предоставленные займы, депозитные счета… Каждая организация выбирает тот вид финансовых вложений, кот приносят ей наибольший доход.

Оборотные – это средства, кот не предназначены для длит-го использования на предприятия, кот явл-ся наиболее ликвидными и кот в каждом коммерческом цикле меняют свою натуральновещественную форму.

Подразделяются на материальнопроизводственные запасы, денежные ср-ва, ср-ва в дебиторских расчетах.

- Материально производ запасы – это сырье, материалы, топливо, готов продукц, товары.

- Денежные средства – предназнач для осуществления расчетов и хранятся в банке на расчетном, валютном и др счетах. Для осущ расчетов наличн деньгами все предприятия имеют кассу. Ден ср-ва в кассе хранятся в пределах лимитов, установл-х банками по согласованию с руководством организции.

- Средства в дебиторских расчетах – это оборотн ср-ва данной организации, кот временно находятся у др организаций и лиц.

Все средства формируются засчет определенных источников. Источники расположенные в пассиве баланса с подразделением на: принадлежность их к предприятию и на сроков погашения. Исходя из этого:

- собственные

- заемные (приобретенные)

К собственным источникам относят:

1) уставный капитал – это сумма вкладов участников (учредителей) обеспечивающая нормат хоз деят-ть и выполнение уставных обязательств. Величина этого капитала записана в уставе предприятия.

2) резервный капитал – создается засчет прибыли для погашения возможных убытков и обеспечения гарантийных выплат.

3) добавочный капитал – образуется засчет прироста стоимости имущества, полученного про его переоценке (производится вследствии инфляции в стране). Относят также эмиссионный доход, кот образуется при продаже акций выше номиналом.

4) нераспределенная прибыль – прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после всех обязательных отчислений и платежей.

К заемным источникам относят:

1) кредиты – организации берут у банков по строгоцелевому назначению, на правах возвратности, срочности, платности и обеспеченности.

2) займы предприятия берут у других организаций, кроме банков.

Кредиты и займы бывают долгосрочными (больше года) и краткосрочными (меньше года).

К заемным источникам относят все виды кредиторской задолженности. Она возникает при безналичных расчетах и от момента ее возникновения до момента фактического погашения она является для предпринимателя временным заемным источником. Примерно по таким же причинам к заемным источникам относят задолж-ть предприятия работникам з пл.

 

Методы б/у

Б/у пользуется присущеми ему способами и приемами. Совокупность способов и приемов образует метод Б/у.

К способам и приемам Б/у относят:

1. бух счета

2. двойную запись

3. бух баланс

4. документацию

5. инвентаризацию

6. калькуляцию

7. оценку

8. отчетность

1. бух счета предназначены для группировки и обобщения хоз операций по экономически однородным признакам: для обобщения хоз операций с денежными средствами в кассе предназначен счет 50 «касса», за контролем за операциями в банке на расчетном счете организации – счет 51 «расчетные счета», для контроля за операциями с товарами в торговле – счет 41 «товары».

Все бух счета по отношению к балансу подразделяются на активные и пассивные. На активных счетах отражаются хоз средства организации, а на пассивных счетах – источники хоз средств. В упрощенном виде все бух счета изображаются в виде схемы: левая часть – дебет, правая – кредит. По дебиту и кредиту определяют направление и содержание, учитываемой на данном счете хоз операции. Записи в дебет активных счетов означают увеличение хоз средств, а записи в кредит активных счетов – уменьшение хо средств.

В пассивынх счетах наоборот – записи в кредит означают увеличение источника, а записи в дебет – уменьшение источника.

Все хозяйственные операции обязательно д б записаны на бух счетах по окончанию месяца по всем счетам подсчитываются обороты дебитов и кредитов.

Разница м\у дебетовым и кредитовым оборотами называется САЛЬДО (= остаток). Сальдо активных счетов всегда дебетовое, а сальдо пассивных счетов всегда кредитовое.

Каждый счет, как правило, имеет начальное и конечное сальдо. Начальное сальдо записывается из предыдущего месяца, а конечное сальдо определяют след обр: на активных счетах – к начальному дебетовому сальдо прибавляют дебетовый оборот и вычитают кредитовый оборот. На пассивных счетах – к начальному кредитовому сальдо прибавляют кредитовый оборот и вычитают дебетовый оборот.

В бух учете используются счета, сальдо которых может быть и дебетовое и кредитовое, что зависит от того, как отработала организация в данном отчетном периоде. Такие счета: активно-пассивные: 76, 90, 99.

2. двойная запись.

Все хоз опре записываются методом двойной записи. Сущность: каждая операция записывается на бух счетах 2 раза: в дебет одного и в кредит другого счета в одной и той же сумме.

Указание на каких счетах нужно записать хоз-ю операцию называется БУХ ПРОВОДКА. Бывают простые и сложные:

Простые – это когда хоз операция записана только на двух счетах (1 дебет, 1 кредит)

Сложная – по дебиту и кредиту м б 2 и более счетов.

Рассмотренные счета дают общее представление о состоянии ср-в и источников на предприятии. Эти счета называются синтетическими. Данных синтетических счетов недостаточно для руководства хозяйственной деятельностью, поэтому к синтетическому учету ведется аналитический учет, кот расшифровывает данные синтетического учета. Например: к синтетическому счету 10 ведется аналитический учет по видам, наименованиям, сортам материалов…

По окончании месяца по синтетическим и аналитическим счетам составляются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за месяц.

После записи всех счетов в оборотную ведомость она подсчитывается и при этом должно получится 3 вида равенств:

1. сальдо на начло месяца Дебетовые = кредитовым

2. обороты дебетовые = кредитовым

3. сальдо на конец Дебетовые = кредитовым

Оборотная ведомость является основанием для составления бухг-го сальдового баланса. В упрощенном виде баланс имеет след форму

Актив Сумма Пассив Сумма
Материалы Касса Расчетные счета Расчеты с подотчетными лицами   Расчеты с поставщиками Расчеты по опл труда Уставной капитал  
Баланс   Баланс  

3. бух баланс – это способ группировки и обобщения хоз средств и их источников в денежном выражении на определенную дату.

Каждая стока в балансе = СТАТЬЯ БАЛАНСА, а итог по активу и пассиву = ВАЛЮТА БАЛАНСА. В наст время балансы составляются ежеквартально (за 1-ый квартал, за полугодие, за 9 мес, за год).

В активе баланса отраж хоз. средства, а в пассиве источники этих же средств => актив = пассиву

Хозяйственные средства в активе разделены на оборотн и внеоборотн активы. Источники разделены по 3 разделам: 3 раздел = капитал и резервы, 4 раздел = долгосрочные обязательства, 5 раздел = краткосрочные обязательства.

4. документация – является элементом б\у – это способ первичного наблюдения за совершаемыми хоз операциями, кот в дальнейшем будут отражаться в б\у.

Все хоз операц обязательно д б оформлены документами, т к без документа ни одну операцию нельзя записывать на счета б\у. Документы составляются ответственными лицами в момент совершения операции. Наличие данных о лицах, составивших документ, придают ему юридич силу. Документы могут составляется на бумаге или на машин носителях, но в условиях автоматической обработки данных должна быть предусмотрена возможность вывода инфо на бумаге. В практике используется большое кол-во документов, поэтому их классифицируют по ряду признаков.

5. инвентаризация. Не всегда данные, отраженные в документах, соответствуют фактическому наличию ценностей или величине ее обязательств. Для обеспечения достоверности данных и проводится инвентаризация = проверка фактического наличия. Несоответствие данных по документам (учетным данным) и фактического наличия в следствии ошибок документа, естественной потери ценностей, связанной с изменением их физ-хим св-в (естественная убыль – усушка, распыл товара, утряска), а также потери тов: по вине должностных лиц.

Инвентаризация проводится комиссией, назначенным руководителем, и фактические данные записываются в инвентаризационную опись. Эти фактические данные сверяются с учетными данными => показатели учета приводятся в соответствие с действительным положением дел в организации.

6. калькуляцию. Для определения реальной стоимости объекта необходимо исчислить величину затрат на этот объект = определить его себестоимость = этто называется калькуляцией. Калькулированию подлежат все процессы хоз деят организации. При приобретении материалов определяется полная себестоимость этих материалов, т е стоимость самих материалов + расходы по их доставке, погрузке, складированию. ТО, калькуляция – это способ оценки объектов б\у в денежном выражении, в соответствии с произведенными затратами.

7. оценку. В б\у используются различные учетные измерители, но для обобщения и сопоставления показателей нужен единый измеритель, кот явл денежный измеритель => все измерители переводятся в денежные => это называется оценкой. В условиях рыночной экономики в основе оценки всех объектов => лежит их реальная стоимость. В текущем учете могут применятся различные виды оценок, но в отчетности обязательно должна применяться фактическая стоимость объектов.

8. отчетность. По окончании отчетного периода (это первый квартал, полугодие, 9 месяцев, год) все организации составляют сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах деятельности = бухгалтерская (финансовая) отчетность. В её состав входят:

1. бух баланс (форма №1)

2. отчетные формы (форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках») – дает информацию о формировании финансового результата деятельности. Формы 1 и 2 составляются и при квартальной и при годовой отчетности.

Составляется еще ряд отчётных форм, кот представляются в составе годовой отчетности:

Ф№3 «Отчет об изменениях капитала»

Ф№4 «Отчет о движении денежных средств»

Приложение к балансу по форме № 5

Пояснительная записка, в которой раскрывается доп-ая информация для пользователей

Бух-я, финансовая отчетность является основным источником информации для внутренних и внешних пользователей.

В наст время проводится реформ-ние б\у и составление отчетности, приближенной к требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

 

Формы б/у

Все хозяйственные операции, оформляемые первичными документами затем в б\у. Формы и структура применяемых и называется ФОРМЫ Б\У. В настоящее время применяются:

Мемориально-ордерная Строка в журнальных операциях

Журнально-ордерная

Автоматизированная

Упрощенная, для предприятий малого бизнеса

При мемор-ордерной формы, каждая хозяйственная операция записывается в мемориальный ордерный в котором указывается содержание операций, Д сч., К сч. и сумма. Мемориальные ордера в журнале, а затем на их основании составляется оборотная ведомость, на основании которых составляется баланс. Она очень грамосткая, т.к составляется большинство количеств мемориальных ордеров.

На смену пришла журнально-ордерная форма, которое самое широкое применение. При этой форме на каждой сч. открывается журнальный ордер (схема счета – это упрощенная форма журнального ордера). Журнального ордера открываются по кредитовому принципу, т.к К- является причиной, а Д- следствием. На практике отдельного журнального ордера открывают по тем счетам, операции по которым в течении месяца многочисленны. Например по сч. 50, 51, 41, 60, 70. По тем счетам, операции по которым немногочисленны, открывается сборный журнальный ордер. По окончанию месяца журнального ордера подсчитывается и на основании журнальных ордеров составляется главная схема (оборотная ведомость), на основании которой составляется сл. баланс к некоторым жур-ордерам ведутся ведомости по дебиту. По некоторым счетам расчетов в жур-ордере совмещаются синтетический и аналитический учет. Например 60, 62, 71. Такой способ ведется жур-ордера = линейный, по каждой позиции.

В условиях ком-ой обработки инфор-ии приме-ся автоматизированная форма учета. При этой форме получается с коми. информация представлена виде журналов-ордеров. Выдается информация в любом размере, в зависимости от пользователя.

Для субъектов малого пред-ва размещается применять упрощенную форму б\у, при котором может не применяться двойная запись, а учет ведется в доходов и расходов. Для отражения операций по движению имущества, могут открываться бух.. В этом случае пред-я малого бизнеса разрабатывают рабочий план счетов на основе типового плана сч., в рабочем плане счетов предусматриваются только те счета, которые используются на дал. пред-ии.

 

Учет амортизации ОС

ОС средства в процессе эксплуатации изнашиваются, т.е. теряют свои первоначальные свойства и эксплуатационные возможности. Восстановление изношенных объектов – за счёт накапливания средств АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, включ в затраты.

Амортизация начисл. По ОС средствам наход. в организации на производстве собственности, хоз. Ведения, оперативного управление.

Амортизация не начисляется по ОС средствам, находящимся на консервации и не использ. В организации, по ОС средствам некомменр. организаций, по объектам эксплуатационного фонда на земельные участки и объекты природопользования, на музейные ценности.

Амортизация начисляется различными способами:

Линейный способ – уменьшаемого остатка

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезно использования

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Для целей налогового учёта примен только 2 способа линейный и нелинейный (способ уменьшаемого остатка)

При любом способе начисление Амортизации происх. Ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В БУ амортизируется учитывается на счёте 02 – регулирующий пассивный по кредиту – начисление А, по дебиту списание А по выбывшим ОС средствам. Амортизация относится на затраты того структурного подразделения, где находятся эти Ос средства, Например начислена А по ОС средствам, находящ

а) в осн. прои-ве Д20 К02

б) во вспомогател про-ве Д23 К02

в) на осн. сред-ва общепроизводственного начисления Д25 К02

г) на осн. сред-ва общехозяйственного назначения Д26 К02

д) в торговле А относится на расходы на продажу, т.е. на счёт 44 Д44 К02.

Списание А отражается по дебиту счёта 02 при выбытии ОС средств Д02 К01.

 

Учет затрат на ремонт ОС

Для поддержания ОС в раб. Состоянии проводится их текущий средний или капитальный ремонт. для проведения ремонта сост. план и смета в постатейном разрезе, кот утверждается руководителем организации. ОС документ для проведения ремонта – ведомость. По окончанию ремонта составляется акт о приеме отремонтированных и модернизированных объектов. Ремонт может проводиться подрядным и хозяйственным способом,

Если на П, есть вспомогательные ремонтные цеха, то они производят ремонт, а затраты по ремонту отражаются на счёте 23 – вспомогательные производства (акт калькуляционный). В этом случае на сумму производственных затрат акт проводка

а) на сумму израсходованных материалов Д23 К10

б) на сумму начисления работникам ремонтной заработной платы Д25 К 70, 69 (вместе с ЕСН)

в) на сумму расходов оплаченных из подточенных сумм Д 23 К 71

По окончании месяца собранные на счёте 23 расходы списываются и относятся на счета затрат, т.е. на счета 20, 25, 26 в зависимости от того, в каком структурном подразделении производиться ремонт Д20,25,26 К23.

Если нет ремонтных вспомогательных цехов, то затраты по (производству) ремонту могут сразу относится в Д20, 25, 26.

В торговле затраты по любому виду ремонта относят на счёт 44(расходы на продажу)

- при подрядном способе заключ. договр с подрядчиком и все затраты по ремонту отражаются у подрядчика. Расчёты с подрядчиками счёт 60, по кредиту 60 отражается задолженность подрядчику за выполнение им ремонтных работы, а по дебиту – погашение этой задолженности.

- при хозяйственном способе все затраты по ремонту отражаются в БУ организации Порядок отнесение затрат

1) при подрядном способе Д44 К60 на сумму НДС Д19 К60

2) при хозяйственном способе Д44 К10,70,69,71,76

Затраты на ремонт ОС средства отражаются в БУ, того отчетного периода, к которому они относятся, поэтому в целях равномерного включения затрат на практике принят порядок резервирования расходов на ремонт Ос средств на счёте 96 – Резерв предстоящих расходов – пассивный фин-распределительный. По кредиту 96 отражается начисл. резерва (резерв начисл. за счёт затрат) Д20,25,26,44 К96. По дебиту 96 – факт затраты на ремонт ОС средств.

при подрядном способе Д96 К60 на сумму НДС Д19 К60

2) при хоз. Способе Д96 К 10, 70, 69,71,76 и т.д.

Ели ремонт сделан единовременным порядком на значит сумму, то фактич. затраты сначала относятся на счёт 07 – расходы буд. периодов

при подрядном способе Д97, К60 на сумму НДС Д19, К60

при хоз способе Д97 К 10,70,69,71,76. Затем собранные на счёте 97 затраты равными долями списываются на затраты соот-го отчетного периода.

Учет выбытия ОС

ОС средства могут выбывать по различным причинам

- продажа за плату

- списание вследствие полного износа

- выбытие в счёт вклада в уст. Капитал др. организациями.

- вследствие безвозмездной передачи, по договору дарения

2 СПОСОБА отражения в БУ выбытия и списания ОС средств.

1) ОС средства списываются со счёта 01

2) к счёту 01 открыв субсчёт 01/1 (выбытие ОС средств), списание осн. средств ведется через счёт субсчёт 01/1.

 

Учет переоценки ОС

Переоценка – определение стоимости воспроизводства произведенных ранее осн. средств, действующих в настоящее время ценах, т.е. это изменение первоначальной стоимости осн. средств в сторону повышения (дооценки) или снижения (уценки). производ. на начало нового отч. года (не чаще 1 р в год).

Для определения цены осн. средств при переоценке используются публикации в СМИ, прайс-листы организаций продавцов, информация в органах стат-ки, заключ. независимых оценщиков.

При переоценке пересчитывается первоначальная стоимость и сумма амортизации. При этом размер амортизации в %-ом отношении к первоначальной стоимости остаётся таким же.

При дооценки стоимость основных средств увеличивается и отражается как добавочный капитал на счёте 83 Д01 К83 и одновременно на сумму амортизации Д83 К02.

Уценка отражается на уменьшении нераспределённой прибыли т.е. счёт 84 Д84 К01. Если по уцениваемому объекту был в данном отч. периоде добав. капитал при его дооценке, то сумма уценки списывается Д83 К01; Д02 К83. В случае, если доб. Капитала не хватило для покрытия суммы уценки, то оставшаяся сумма уценки относится за счёт нераспределённой прибыли.

 

Учет арендованных ОС

Аренда – возмездное владение и пользование осн. сред-ми, основанная на договоре; между арендодателем и арендатором закл. договор аренды, в кот. предусматр. все условия аренды: вид и стоимость аренды, сроки, размер арендной платы, обязанности сторон по ремонту и восстановлению аренд. средст.

Виды аренды: а.зданий и сооружений; а. предприятий; а. трансп.средств (с экипажем и без); прокат; финансовая а. (лизинг).

При текущей аренде переход права собственности к арендатору не предусматривается, т.е. собственником остаётся арендодатель. Арендатор платит арендодателю ар. плату, кот. устанавливается в опред. сумме виде части д-да, получен. В результате использования арендованного имущества; путем предоставл. арендатором тех или иных услуг арендователю и т.д. Виды и формы ар. платы предусм. в договоре.

БУ ориентируется как у арендодателя, так и у арендатора.

Учёт у арендодателя

Объекты тек. аренды – собственность арендодат. и учитыв. у него на балансе следовательно при передаче в аренду арендодат. сост. проводку

Д01 Собственнные и осн сре-ва, сданные в тек. аренду

К01 Собственные и осн сре-ва.

Арендодатель как собственник начисляет амортизацию по арендов. осн. сред-вам. Амортизация учитыв на счете 02, но начисл за счет прочих расходов,т.к. ар. плата явл. Для арендодателя прочим доходом. ар. плата с таким расчетом и устанавливается, чтобы покрыть амортизацию, затрат на ремонт и получить прибыль от сдачи имущества в аренду. Расчёты между арендодателем и арендатором ведутся на счёте 76 и на сумму начисл. арендной платы арендодатель отражает у себя доходы на счете 91/1 Д76 К91/1; на сумму НДС: Д90/1 К76. Фактическое получение ар. платы Д50,51 К 76.

Учёт у арендатора.

При тек. аренде переход права собственности на осн. ср-ва к арендатору не предусматриваются следовательно арендатор учитывает эти осн. ср-ва за балансом на счете 001 Д001 Д/арендатора ар. плата – расход и относ. на счета затрат; при этом в БУ исп-ся те счета затрат, где наход. эти арендов. осн. ср-ва Д20,23,25,44 К 76., с оказ. услуги уплачив. НДС Д19 К76. фактич. перечисление ар.платы Д76 К50,51. Если по оконч. срока аренды осн. ср-ва возвращ. арендодателю, то арендатор списывает их с кредита счёта 001 и он закрывается К001.

 

В БУ сост.след. проводки.

1. начислена А., отнесённая на затраты осн. произ-ва Д20 К05

2. начислена А., отнесённая на общепроизв и общехозяйст р-ды Д25,26 К05

3. начислена А, в предприятии торговли и ОП Д44 К05

4. списана А, по выбывшим НА: Д05 К04.

 

Брак в производстве

Одним из «побочных эффектов» производства товаров и работ является их брак. Хозяйствующие субъекты прилагают максимум усилий для повышения качества своей продукции. Однако полностью застраховать себя от выпуска бракованных изделий невозможно, что в свою очередь порождает лишние «учетные» обязанности бухгалтерии.

Брак в производстве − это продукты, изделия, полуфабрикаты, детали, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по прямому назначению или могут быть использованы лишь после их переработки или исправления. При этом не являются браком товары, изготовленные по особым повышенным техническим требованиям, когда они не соответствуют этим требованиям, но отвечают стандартам или техническим условиям на аналогичные продукты или изделия для общего потребления. Не относятся к браку и потери от сортности, то есть перевод продукции в низший сорт по качеству.

Существует несколько квалифицирующих признаков брака.

По месту обнаружения: - внутренний (выявленный до отправки продукции покупателям); - внешний (обнаруженный потребителем в процессе использования или сборки). Во избежание проблем с контрагентами на заводах и фабриках создаются специальные подразделения (как правило, служба контроля качества), которые проверяют конечный продукт непосредственно перед отгрузкой. Рассмотрим некоторые особенности потерь, обнаруженных на этапе производства.

Отличительные признаки. В любом случае в процессе инспектирования продукции нужно установить характер дефектов. По данному критерию брак подразделяется на два вида: исправимый брак и неисправимый. Исправимый − это продукция, которая может быть использована по прямому назначению после исправления дефектов, причем их исправление технически возможно и экономически целесообразно; в свою очередь окончательный (неисправимый) брак представляет собой изделия, которые в дальнейшем не могут быть использованы.На практике причиной брака периодически становятся «объективные обстоятельства». Например, поломка оборудования либо отключение электричества. Впрочем, гораздо чаще виной всему является работник компании либо поставщик материалов. С продавцом некачественных комплектующих все достаточно просто: ему выставляется претензия, которая взыскивается в добровольном либо судебном порядке. А вот при «баталиях» со штатными единицами дело обстоит несколько сложнее.В первую очередь следует обратить внимание на особенности оплаты труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком. Согласно статье 156 Трудового кодекса брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. В то же время при выявлении полного брака по вине сотрудника действующее законодательство позволяет работодателю не только лишить виновного зарплаты, но и взыскать с него причиненный ущерб (глава 39 ТК). Отметим, что трудовое законодательство позволяет оплачивать частичный брак по вине работника по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.Вполне логично, что столь неприятное событие (выявленный брак) придется каким-то образом задокументировать. Для этого оформляется соответствующий акт. Проблема заключается в том, что в настоящее время унифицированная форма этого документа отсутствует. А посему фирме придется разрабатывать ее самостоятельно, а руководителю юрлица – утверждать приказом. В «бракованном» акте указывается следующее: наименование забракованного изделия; его номенклатурный и технический номера; причины брака и в чем он состоит; количество забракованной продукции; возможность исправления; кем допущен брак и стоимость брака по статьям прямых затрат.

Итак, фирма установила причину и вид брака. Возникает вполне резонный вопрос: как в бухгалтерском учете отразить операции, связанные с бракованной продукцией?

Счет 28 «Брак в производстве» Плана счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н) предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве. На данном счете учитываются все виды брака.Аналитический учет на счете 28 ведется по отдельным структурным подразделениям, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака. По дебету счета отражаются затраты, связанные с выявленным браком: себестоимость бракованной продукции (при неисправимом браке) и затраты на исправление брака.По кредиту счета 28 отражаются суммы, уменьшающие потери от брака: стоимость бракованной продукции, принятой к учету по цене возможного использования; суммы, взыскиваемые с виновников брака; суммы, взыскиваемые с поставщиков недоброкачественных материалов, при использовании которых допущен брак, и т. д.

Сумма потерь от брака равна разнице между оборотами по дебету и кредиту счета 28. Невозмещаемые суммы потерь от брака включаются в себестоимость тех видов продукции, по которым выявлен брак. Если в том периоде, в котором выявлен брак, данный вид продукции не производился, то суммы потерь от брака распределяются по видам продукции как общепроизводственные расходы.

 

Общие положения по учету товарных опрераций.

Товары являются основным объектом БУ в торговле. Основными задачами учета товаров торговли является: 1. Обеспечение правильной организации матер.ответственности. 2. Проверка правильности документального оформления законности и целесообразности товарных операция. 3. Проверка полноты и своевременности оприходования товаров МОЛ, правильности списания проданных и отпущенных товаров. 4. Своевременное правильное проведение инвентаризации и определение результата инвентиризации. 5. Контроль за соблюдением цен и условий франкировки. 6. Контроль за соблюдением нормативов товарных запасов, своевременное выявление неходовых,залежалых, недоброкачественных товаров....7. Правильное определение валового дохода(наценка) от продажи товаров.

 

Покупные и продажные цены

Предприятия торговли и ОП получают товары от поставщиков и уплачивают поставщикам покупную стоимость.

Покупателям торговля продает товары по РТ.

Разница м/покупной и розничной ценой отражается в БУ, торговая наценка, величину которой предприятия устанавливают сами.

Предприятия торговля платят поставщикам НДС.

И покупные и продажные цены м.б.учетными ценами.

В ПОП товары в кладовых м. учитываться и по покупным и по розничным ценам, что зависит от типа предприятия и примен.наценок.

В буфетах и на производстве чаще всего используются розничные цены ОП.

Для предприятий торговли и ОП важным вопросом является оплата расходов по доставке товаров.

Нормативн.документами (ПБУ 5/01) разреш.вкл.трансп.расходы в стоимость тов-матер.ценностей.

В торговле разреш.транспортные расходы не вкл.в стоимость тов,а относ.на счет 44 «расходы на продажу».

Условия франкировки

При доставке тов.в предприятия торг.и ОП возник.трансп.расходы,которые м.оплачивать поставщик, покупатель, часть поставщик, часть покупатель-(условие франкировки).

В соотв.с условиями франкировки различ.след.виды:

1) франко-склад поставщика-все платит покупатель

2)франко-ваган, стнция отправления-расходы по погрузке, доставке до станции отправления и погрузки в вагон несет поставщик, остальное-покупатель.

3)франко-вагон, станция назначения-к вышеназванному поставщик еще платит за перевозку до станции назначения, а остальное-покупатель.

4)франко-склад покупателя- за все платит поставщик.

Условия франкировки оговариваются в договоре м/поставщиком и покупателем.

 

Учет тары

Значит. Часть тов., особ. В прод. Торговле поступает в таре. Тара в зависимости от матер. Изгот-ия бывает деревянная, металич. Многие виды тары подлежат возврату обязат-му возврату поставщикам или тарособир. П. эта тара используется многократно = многооборотная. Оплата этой тары производится по з…овым ценам. Бух. Учет тары ведется на А сч 41/3 тара поступила с тов-ом оформляется такими же докум-ми как и тов-р. Учет тары ведут по ценам приобрет-ия по операциям с тарой торг. Орг-ки м.и. доходы и рас-ды. Расх-ды – амортиз. Многооб. Тары расч по перевозке, погрузке, выгрузке, расх-ды на ремонт и др. все эти расходы относ. На сч. 44-расх-ды на продажу и в составе этих рас-в предусмотрена специал. Статья «рас-ды на тару». Доходы – образ-ся при продаже тары, полученной бесплатно, при возврате тары по цене выше учетной на сч. 91/2 «прочие доходы».

1.Д 41/3 к 60-тара от постовщ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.148 с.)