Прекрасно понимая неизбежность смерти, люди, тем Не менее, пытались осмыслить ее феномен С биологической, философской, религиозной, медицинской точки зрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекрасно понимая неизбежность смерти, люди, тем Не менее, пытались осмыслить ее феномен С биологической, философской, религиозной, медицинской точки зрения.



С точки зрения филологической: "СМЕРТЬ ж. (мереть), смертушка.: смеретка, -точка, -тушка, смередушка.: конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умиранье, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресенье, переход к вечной, к духовной жизни... " [Даль В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка. - М., 1882];

"СМЕРТЬ, -и, род. мн. -ей, Ж. 1. Биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения. 2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостижная смерть. Ранняя смерть... " [Словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1984].

"Смерть - это конец жизни" [Оксфордский академический словарь].

Биологи считают, что, не будь смерти, наша планета давным-давно была бы покрыта толстой корой некоей самой стойкой биологической субстанции. Известный биолог Лайен Уатсон по этому поводу пишет: " Смерть помогает сохранить необходимое равновесие в целой популяции, не позволяя ей слишком разрастись и стать неуправляемой. Не будь смерти, мир бы завоевали организмы, развивающиеся быстрее остальных. Одна маленькая невидимая бактерия может самостоятельно воспроизвести за несколько часов огромное потомство, равное массе тела человека, а каждый грамм почвы содержит 100 млн. таких патриархов. Менее чем за 2 дня вся поверхность Земли была бы покрыта зловонными дюнами бактерий всех цветов радуги. Беспрепятственно размножаясь, простейшие дают нам такую же картину за 40 дней. Комнатной мухе понадобится 4 года, крысе - 8 лет, клеверу 11 лет, слонам - 100 лет ".

О смерти говорится во всех самых ранних этических системах, ярче всего в античной мифологии, в индуизме, зороастризме, буддизме.

Смерть рассматривается в них как результат, связанный с моральной оценкой личности умершего, его отношениями с окружающими людьми и "высшими силами". Вспомните, как в "Книге Смерти" древних египтян производилось в загробном мире взвешивание сердца умершего, чтобы выяснить, не отягощено ли оно грехами.

Владыка загробного мира Анубис помещал урну с сердцем на одну чашу весов, а на другую клали противовес в виде пера Маат, богини Истины. Бог Тот следил за взвешиванием, а с земли взирало чудовище Аменуит, крокодил-лев-гиппопотам, готовый проглотить осужденную душу и утащить ее в тьму Сокариса.

Если на Верховном Суде душа умершего могла сказать, что ее обладатель " дал хлеб голодному, напоил жаждущего, одел нагого и приютил бездомного, помог пересечь реку тому, у кого не было лодки, и похоронил того, у кого не было детей ": то сердце его становилось легче пуха, душа была "оправдана" и духовное Ка приобщено к вечной жизни.

Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином.

Первочеловеки Адам и Ева, находившиеся в раю, до грехопадения были бессмертны. Бог, предостерегая их от вкушения плодов с древа познания Добра и Зла, сказал: "Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ". Однако запрет был нарушен, и за то, что "открылись глаза у них обоих", за то, что Адам и Ева узнали правду о себе и мире, Бог проклял их. Свой гневный монолог Бог завершил таким обращением к Адаму: "... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3, 3-19).

В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями, как "тишина", "молчание", "страна забвения", "прах", "бездна ". "Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя?" (Пс. 29, 10). "Е смерти нет памяти о Тебе; во гробе кто славит Тебя?" (Пс. 6, 6). "Разве над мертвыми ты сотворишь чудо? Разве умершие восстанут и будут славить Тебя?" (Пс. 87, 11-13).

С религиозно-мифологическими представлениями о смерти связано развитие понятий о душе, загробном мире, многие религиозно-магические обряды (погребальный культ, культ предков и др.).

В народных верованиях и обрядах европейских народов имеется некий туманный образ смерти, олицетворяемой как старуха или как скелет с косой.

В большинстве мифологий бог смерти не вычленяется из сложных мифологических образов, олицетворяющих все злое, вредное, опасное, безобразное. Таковы древнеегипетский Сет, его коллега у древних индусов бог Яма, ассиро-вавилонская Тиамат и ее злые спутники, "духи бездны", иранский Ангро-Май-нью, скандинавская хозяйка преисподней Хель и др. В греческой мифологии смерть олицетворена в образе Танатоса (Таната), принадлежащего к старшему, доолимпийскому поколению богов. Танат (смерть) был братом Гипноса (гипнос - сон) и пребывал с ним в царстве мертвых - Аиде, вылетая оттуда, чтобы исторгнуть душу у жертвы и напиться ее крови. По имени Таната названа наука о смерти - танатология, рассматривающая биологические и медицинские аспекты этого сложнейшего природного явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.005 с.)