Эвтаназия: виды, точки зрения, аргументы «за» и «против». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эвтаназия: виды, точки зрения, аргументы «за» и «против».



Особым методом искусственного прерывания жизни является эвтаназия. Этот термин известен со времен глубокой древности и пришел к нам из Древней Греции, Слово "эвтаназию" переводится как " легкая смерть ", " благая смерть ", "Краткий оксфордский словарь" дает три значения этого термина: первое - " спокойная и легкая смерть ", второе - "средства для этого", третье - "действия по ее осуществлению".

Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) писал: "Долг врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнью, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома может привести к выздоровлению, но даже в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия... уже сама по себе является немалым счастьем (подчеркнуто мной. - М. Я.)".

Однако далеко не все философы, правоведы, врачи, которые объединились и сконцентрировались на решении проблемы эвтаназии, считали ее счастьем, как Ф. Бэкон. Если сторонники эвтаназии отождествляли и продолжают это делать сегодня с понятием "приятной, легкой смерти"; то противники называют ее убийством.

" Эвтаназия: милосердие или преступление? " - под таким названием в сборнике " Проблемы биоэтики " дан обзор некоторых зарубежных публикаций с очень широким спектром мнений - от требований юридически легализовать право врача прервать жизнь пациента с его согласия (или без него) до полного неприятия эвтаназии как акта, противоречащего основам человеческой морали. Обсуждение этой проблемы продолжено в сборнике трудов Института человека РАН "Биоэтика: принципы, правила, проблемы" в разделе "Решения у последней черты" (статьи М. Н. Малеиной "Уйти достойно"; У. Гейлина, Л. Р. Касса, Э. Д. Пелегрино "Врачи не должны убивать").

В рамках одной лекции невозможно рассмотреть все аргументы сторонников пассивной эвтаназии, когда по просьбе пациента или его родственников прекращается лечение или питание неизлечимо больного.

Если в больницу одновременно поступили два больных, один из которых находится в тяжелом состоянии, а другой в состоянии средней тяжести, а у врача нет возможности оказать помощь обоим сразу, медицинская этика и практика предписывают помочь больному, находящемуся в менее тяжелом состоянии, и оставить в покое больного, у которого нет шансов на излечение. Так же поступают врачи и в районах военных действий, где не оказание помощи тяжело больным продиктовано ограниченными возможностями и элементарной гуманностью к обреченным больным. Быстрая естественная смерть без вмешательства врачей сократит их мучения. По сути - это пассивная эвтаназия.

Активной называют эвтаназию, при которой врач или медсестра дают такому больному смертельную дозу лекарства, чтобы избавить его от невыносимых страданий.

Профессор теологии В. Е. Мэй (W. Е. Мау) и соавт. считают, что питание - непременное условие поддержания жизни, и поэтому его нельзя отменять даже в тех случаях, когда пациент находится в перманентно бессознательном состоянии, а врачи оправданно отказались от использования экстраординарных методов терапии. Они считают неверными общепринятые различия между активной и пассивной эвтаназией, выделяя вместе с тем эвтаназию добровольную (пациент дает информированное согласие на умерщвление), недобровольную (умерщвление пациента, неспособного к даче информированного согласия) и принудительную (умерщвление лица, сохраняющего компетентность и не давшего информированное согласие). Добровольная эвтаназия, с их точки зрения, тождественна суициду и может быть приравнена к активной эвтаназии. Поскольку пища - одно из непременных условий поддержания жизни, отказ от искусственного питания этически оправдан только в тех случаях, когда пациент умирает или не способен уже усваивать пишу. Они обращают внимание на то обстоятельство, что врач прекращает проведение реанимационных процедур не потому, что жизнь пациента утратила в его глазах ценность, а потому, что средства, к которым он прибегает, уже не способны ее сохранить.

Сторонники активной эвтаназии говорят о ней как оправе гражданина "на достойную смерть". Большинство из них являются врачами-практиками, ежедневно, ежечасно сталкивающимися с тяжелыми случаями проявления болезни и сохранившими способность сопереживать чужим страданиям. Среди них всемирно известный онколог Леон Шварценберг, заявивший, что врачи, которые допускают страдания больных, - палачи. По мнению Криса Барнарда, сделавшего первую пересадку сердца человеку, обреченные на смерть больные имеют право на облегчение мучительного процесса умирания.

Практикующего патолога, 69-летнего Джека Кеворкяна знают по всей Америке под кличкой Доктор Смерть. С 1990 г. до сего дня он помог примерно 130 безнадежным больным, страдавшим от ужасных хронических болей и принявшим сознательное решение добровольно уйти из жизни, осуществить свое намерение. За свою долгую врачебную практику он нагляделся на страдания неизлечимых больных и пришел к твердому убеждению, что человек имеет право сам распорядиться своею жизнью, и если он решил умереть, чтобы больше не мучиться, то задача врача-гуманиста - помочь это сделать "грамотно" и безболезненно. Один укол, подобно тому, каким "усыпляют" (деликатный эвфемизм вместо слова " умерщвляют ") домашних животных в ветеринарных клиниках, - и человек отмучился... Кеворкян даже изобрел новый термин " patolysis " (такого слова нет даже в самых полных английских словарях) для обозначения самоубийства больного с помощью квалифицированного специалиста.

Как ожидалось, после первых же опытов оказания столь необычной "гуманитарной помощи" по всей стране развернулись дискуссии " за " и " против ". В их водоворот оказались втянутыми специалисты из разных областей. Юристы предостерегли общество, что такая практика даст возможность алчным и безжалостным родственникам отправить на тот свет "дорогого и близкого" человека, чтобы поскорее завладеть его состоянием. Представители церкви высказались в том духе, что Бог дал каждому бесценный дар жизни, Бог, а не какой-то там Кеворкян - и Бог же должен его забрать в свой час. Коллеги по "медицинскому цеху " заявляли, что "помощь" неуемного патолога вряд ли совмещается с врачебной этикой, если даже не вспоминать о " Клятве Гиппократа ", согласно которой медики торжественно обещают бороться до последнего за жизнь каждого пациента, законодатели в разных штатах, так же как и в Мичигане, где проживает Кеворкян, жестко отрезали, что закона, позволяющего "ассистирование" при самоубийстве смертельно больного человека, нет.

 

"Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, не этична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания ".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.004 с.)