Понятие и формы государственного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы государственного устройства



Форма гос. устройства является 2ым элементом формы государства.

Форма гос. устройства – это территориальная организация государства, характеризуемая наличием или отсутствием в его составе других государств (государственных образований), а так же определённой формой взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

Виды формы гос. устройства:

1. Одной из форм гос. устройства является унитарное государство (билет 23: Унитаризм)

2. Федерация

3. Конфедерация

 

 

Унитарное государство.

Представляет собой единое цельное государство. Территориальная модель единого, цельного устройства получила наибольшее распространения в современном мире. Такую форму территориальной организации. Такую форму имеют – Великобритания, Италия, Япония, Франция, Португалия, Польша. И многие другие страны.

Данную форму организации государства часто в КП называю простой формой

Важнейшими признаками унитарного государства:

1. Наличие единой системы права, основой которой является единая для государства конституция. Местные органы власти обязаны применять н\п акты применяемые центральными органами государства. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит нормоподчинённый характер и распространяется на соответствующую локальную территорию государства.

2. Единая система высших органов государственной власти (парламент, правительство), юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства.

3. Единое гражданство (население унитарного государства имеет единую гос. принадлежность. Административно-территориальное образование собственного гражданства не имеет.)

4. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами права. (единая система судебных органов.)

5. Одноканальная система налогов (схема собирания налогов обычно следующая: все налоги поступают в центр, а уже центральной властью они распределяются)

6. Территория унитарного государства разделена на административно-территориальные единицы, которые имеют в основном равный юридический статус, по отношению к центральной власти, по отношению к центральным органам гос. власти и административно-территориальные единицы не обладают какой либо политической самостоятельной властью. (в некоторых автономынх образоываниях, автономия могут обладать определённой самостоятельностью, но полной политической самостояетльностью не могут обладать)

 

Унитарные государства не обязательно должны быть предельно централизованным, с единой системой власти, строгой иерархией гос аппарата и отсутсвием какой-либо самостоятельности на местах.

В ЗС принято различать 2 основных способа, которые оказывают влияние на централизацию (степень централизации) унитарного государства.

1. Деконцентрация (от лат: отдаление, от франц: рассредоточение) – один из способов административной организации унитарного гос. путём передачи центром полномочий своим «агентам» в территориальных единицах.

Деконцентрация служит скорее техническим чем политическим.

Деконцентрация состоит в назначении центральной властью своих представителей в конкретной территориальной единицы. Эти представители, как правило руководят гос службами, подчинёнными центральному правительству. Они осуществляют волю центра и не обладают какими-либо самостоятельными политическими функциями.

Наиболее изветсным примером деконцентрации является передча француским правительством своих полномочий. Префектов, департаментов государства.

2. Децентрализация – передача властных полномочий из центра на более низкие уровни управления, признание права принимать решение органами власти территориальных единиц, т.е. предоставление определённого или некоторого самоуправление.

Эти органы отделены от органов государства и имеют свои географически очерченные границии.

 

Таким образом унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными

Если в 1ых все правовые нормы принимаются обще государственными органами власти (центральные), тое в децентрализованных унитарных государствах административно-территориальные единицы обладают некоторой автономией.

 

Автономные образования в унитарных государствах.

Децентрализация унитарного государства, тесно связанна с фактором демократизации государства. Часто на территории одного государства может проживать группа или группа меньшинств, которые отличаются от основной массы населения этого гос рядом особенности.

Меньшинства всегда пытаются сохранить свою самобытность.

Часто в децентрализованном гос. издаваемые на местах правовые нормы, непосредственно направлены на удовлетворение нужд меньшинств.Другими словами речь идёт о создании автономных образований.

Автономия – это организации специальных территориальных единиц унитарного гос.

В КП выделяют 3 вида автономных образований:

1. административно-территориальная автономия – обычно устанавливается простым законом. Частно она не упоминается в конституции кгосудартсва, т.е. не конституционализированна. Такая форма автономии создаётся для удовлетворения каких либо потребностей государства или в следствии исторических и иных особенностей данной территории.

Органы автономных единиц в рамках предоставленных полномоий вырабатываю собственное решение, эти решения носят администаритивный характер, поэтому для контроля за деятельность органов автономной единицы устанавливается административный надзор.

2. национально-территориальная автономия – она может включать в себя различного рода территориальные образования. Коммуны. Области, провинции, уезды и так далее. Национально-территориальная автономия создаются для учёта интересов национальных и этнических групп населения.

В рамках такой автономии должны учитываться, сохраняться и получать развитие культурные, языковые и другие особенности данного населения.

Предоставляют таким группам населения возможности для самоуправления унитарное государства решает вышеперечисленные проблемы.

В некоторых национально-территориальная автономиях имеются частичные признаки государства. (свой парламент, право на законодательную деятельность, в чётко отчерчённых вопросах. Свой правительство. А иногда даже своё гражданство.)

Так в Италии 5 областей: Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адиджи, Вале-Де-Аостро, Фриули-Венеция-Джулия, имеют особый юридический статус, поскольку на их территории проживают этнические меньшинства. Кроме этого подобные автономии имею место быть в Финляндии: Оланские острова

3. Национально-культурная –Её сущность состоит в том, что национальные меньшинства часто не живущих компактно, а рассеяно, этим национальным меньшинствам предоставляют права и свободы в отношении пользования своим языком, своим бытом, своей религией.

Европейская хартия о религиозных языках и языках меньшинств 1992 года в ст.12 предусмотрела возможность для культурной деятельности и существование культурных учреждений в частности библиотек, культурных центров, музеев, театров, а также народного творчества и народных промыслов. Согласно её государства-участники этой хартии обязаны поощрять возможности самовыражения государства, относящегося к региональным языкам и языкам меньшинств.

 

 

Федеративное государство. (22 вопрос: Федерализм ЗС)

Понятие:

Федеративное государство это единое, союзное государство, которое состоит из нескольких государственных образований обладающих определённой юридической и политической самостоятельностью.

Федерация это целостное суверенное государство с общей конституцией, общей системой федеральных государственных органов и учреждений, и общим гражданством.

Основные признаки:

1. Политика административных отноешний в федеративном государстве не представляет собой единого целого. Федеративное государство состоит из территорий, субъектов федерации и является союзным государством, при этом федерация это всегда целостное суверенное государство.

Государственные образования, которые входят в состав федеративного государства не являются государствами в собственном смысле этого слова, так как они не обладают полной самостоятельностью и независимостью по вопросам внутренней и внешней политики.

Прежде всего субъекты федерации не имеют право выхода из федерации: так конституция большинства федеративных государств уделяют гарантиям целостности своего государства повышенное внимание.

Ни одна из действующих в настоящее время конституций федеративных государств не признаёт за субъектами федерации право сецессии.

При этом субъекты федерации наряду с хозяйственной, социально-культурной самостоятельностью …

2. Субъекты федерации наделяются учредительной властью. Им предоставляется право принятия собственной конституции, Федеральной Конституцией устанавливается принцип субординации, согласно которой конституции субъектов должны соответствовать федеральной конституции.

3. Субъекты федерации обладают правом в пределах установленных для них предметах ведения правом издания законодательных актов. Эти законодательные акты принимаемые субъектами федерации действуют в пределах границ субъектов и должны соответствовать союзному законодательству.

4. Субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему.

 

 

5. Наличие двойного гражданства – каждый гражданин федеративного государства считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Но при это в некоторых федерациях отсутствует такое гражданство (ФРГ, США,)

6. Двухпалатная структура союзного (федерального) парламента.

Нижняя палата парламента представляет интересы всего народа государства, а верхняя палата парламента представляет интересы государства

7. Двухканальная система налогов, т.е. выделяются федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

8. Распределение компетенции (предметы ведения) между федерации и её субъектами. (очень важный вопрос)

В настоящее время насчитывается около 20 федеративных государств: Австралия, Бразилия. Германия, индия, Канада. Мексика, США, Швейцария, Объединённые арабские Эмираты, Бельгия (до 1993 года была унитарным государством.)

Отношения между федерацией и её субъектами регулируется прежде всего конституцией государства, а также соответствующими федеративными договорами, которые заключаются между федерацией и каким-либо субъектом (Канада).

Способы распределения компетенции между федерацией и её субъектами могут быть различными и основываться на разных принципах. В связи с эти в КПЗС выделяют 3 основных способа разграничения компетенция между федерации и е субъектами:

a. Остаточная компетенция субъектов – в данном случае федеральная конститутция перечесляет компетенцию федерации оставляя остальные вопросы на усмотрения субъектов. Такое распереление компетениции является более благоприятным для федирации поскольку оно представляет ей некоторые возможности в результате происходящей экономической или политической революции. Которая часто трудно бывает учесть при принятии конституции. Т.е. в процессе развития гос. появляются новые сферы регулирования, которые часто не были закреплены в коснтитуции.

Пример: Такое распределение компетенции как остаточная компетенция субъектов содержится в конституции США, также подобное распределение содержится в конституции Индии 1950 года.

b. Конкурирующая (совместная) компетенция – некоторые области открыта для регулирования как федерацией так и её субъектами, причем всегда устанавливается, что государство имеет приоритет в решении вопросов содержащихся в перечне такой компетенции.

Такая компетенция предусмотрена во многих конституциях: В законе ФРГ, в конституции Индии 1950года.

c. Дополнительная (рамочная) компетенция – которую осуществляют субъекты федерации при применении федеральных законов. Государство устанавливает общие принципы, а субъектам остаётся право регулировать эти области в деталях.

Пример: В основном законе ФРГ 1949 года в ст. 75 как раз устанавливалось, что федерация имеет право издавать рамочные предписания по значительному кругу вопросов (правовое положение лиц состоящих на государственной службе земель; охрана окружающей среды; общие положения о печати и кино и т.д.).

В 2006 году ФРГ была осуществлена реформа федерализма, в соответствии с чем было упразднено или отменено рамочное законодательство федерации. Теперь место рамочного законодательства принадлежит исключительному или конкурирующему законодательству либо регулируется

законодательством земель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.015 с.)