Тема 10 Теории личности в гештальттерапии: К.Левин,Ф.Перлс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10 Теории личности в гештальттерапии: К.Левин,Ф.Перлс.



Тема 10 Теории личности в гештальттерапии: К.Левин,Ф.Перлс.

10.1 Исходные положения теории К.Левина. Модель личности и модель окружения. Жизненное пространство и психологическое поле. Напряжение. Регион. Локомоция Валентность. Волевое и полевое поведение человека. Переструктурирование среды. Модель личности. Напряженные системы в модели личности. Напряжение. Два пути уравновешивания напряжения. Развитие личности.

Теория личности Ф.Перлса. Зоны сознавания. Самость. Удовлетворение потребностей. Невротические механизмы искажения границ. Аутентичная личность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:

10.1. Изучая теорию К.Левина, следует обратить внимание нато, чтотеория поля явилась новым шагом в объяснении поведения: этот подход отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля является методом анализа жизненного пространства отдельного человека и группы. С ее помощью пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения. Теория поля рассматривает личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и творчески. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения используются средства топологии, как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур. Теория поля включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Ключевые понятия теории: "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".

10.2. Фредерик Перлз явился основателеи гештальтерапии. Представителями данного направления считаются также П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия.

После чтения данного раздела ответьте на вопросы практического задания.

Теория поля. К.Левин.

«Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости» (любимый афоризм К.Левина)

Биография. Курт Левин родился в 1890 г. в Пруссии. Учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. В 1914 г. получил докторскую степень. После четырехлетней службы в армии преподавал психологию в Психологическом институте Берлинского университета. Работал в тесном содружестве с Вертгеймером, Кёлером, Коффкой. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США, где преподавал в Стенфордском и Корнельском университетах. В 1945 г. стал руководителем исследовательского центра групповой динамики при Массачусетсском технологическом институте. Умер 12 февраля 1947 г от сердечного приступа.

Исходные положения теории К.Левина.

1.Анализ поведения должен исходить из общей ситуации. Необходимо принимать во внимание широкий круг явлений, а не только стимул и реакции, ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту.

2. Поведение необходимо объяснять с помощью психологических понятий. Поэтому к основным единицам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как в бихевиоризме, а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые предоставляют ему различные возможности для действия.

3. Простых связей, то есть простых ассоциаций "раздражитель - реакция" для объяснения поведения недостаточно. В основе всякого поведения лежат мотивационные силы.

4. В исследовании целесообразно применять конструктивный метод. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяет объяснить каждый конкретный случай.

5. Поведение рассматривается как функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует в настоящем: будущие и прошлые события действенны как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые события (например, научение) вносят свой вклад в структуру существующего в данный момент поля в той мере, если они влияют на актуальные состояния субъекта и его окружения. Однако нельзя без проверки (как это, например, часто делается в психоанализе) сводить наличное поведение к более ранним событиям. Объяснение поведения с помощью диспозициональных переменных таких, как интеллект или инстинкт, также недостаточно, потому что оно также все сводит к прошлым событиям.

6. Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, это облегчает их "научную обработку" и позволяет "использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык" Математическое представление данных не обязательно должно носить количественный характер, оно может иметь и качественную природу, как в геометрии. В своей теории поля Левин широко пользуется понятиями топологии, одного из разделов геометрии, рассматривающего соседство областей, а не расстояния и направления. В число основных понятий его теории входит, кроме того, понятие вектора, задаваемого тремя переменными: величиной, направлением и исходной точкой.

Напряжение.

В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

Регион и локомоция.

Психологическое пространство разделено на регионы, которые изображаются графически разделенными границами. Факт жизненного пространства – это то, что может быть осознанно человеком. Границы и размеры региона определяются субъективно и могут меняться в зависимости от состояния пространства в данный момент. Два региона тесно связаны, и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомоция.

Пример, Преддипломный стресс. Какие составляющие характеризуют жизненное пространство студента за три дня до защиты диплома?
  1. Регион «защита диплома». Это зона неизвестности. Студент еще не был в этой ситуации. К этому региону прилегают сектора (регионы): защита однокурсника, научный руководитель, рассказы родителей, наблюдение над ситуацией защиты. В указанные регионы студент совершает локомоции. Чем больше секторов, тем меньше времени остается на актуальное снижение напряжения в зоне «защита диплома», увеличивается время работы в ночные часы.
  2. Близко к региону «защита диплома» находится регион «государственный экзамен». Любые задержки в регионе «защита диплома» повышают напряжение в регионе «государственный экзамен». Это может привести к тому, что граница сектора становится столь непроницаемой, что до защиты студент не начинает готовиться к государственному экзамену.
  3. Сфера досуга (друзья, вечеринки) также примыкает к этим секторам. Посещение этого сектора на некоторое время снижает напряжение в регионе «защита диплома» Границы сектора досуга легко проницаемы при входе в него и трудно проницаемы при выходе. Поэтому если студент идет в библиотеку и забывает читательский билет, то заходит в кафе и остается там. Часто высокий уровень напряжения разряжается в регионах досуга после экзамена в форме банкетов и вечеринок.

 

Локомоция

Локомоции (действия), которые осуществляют связь между регионами. Они происходят как в реальном, так и воображаемом пространстве. Мечты, решение проблем – это примеры локомоций в воображаемом пространстве. Мечты и фантазии ослабляют напряжение, которое в данный момент невозможно разрядить, если этого не происходит, то для разрядки задействуются другие регионы. Например, когда человек не может решить задачу, он направляется к холодильнику.

Валентность

Валентность- свойство предмета - своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Это свойство объекта (региона) притягивать или отталкивать. Валентность бывает положительная, отрицательная и нейтральная. К.Левин, используя понятие валентность описал основные типы внутриличностных конфликтов: выбор между двумя привлекательными объектами, выбор между двумя непривлекательными объектами и поведение в ситуации, когда один объект имеет положительную и отрицательную валентность.

Переструктурирование среды.

Динамика психологической среды осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно (от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному); 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться "вещественные" свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды является результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомоции или когнитивных процессов.

Модель личности

Структура личности рассматривается в теории поля, как следствие дифференциации систем психологических напряжений. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть – целое" – включенность в большее пространство. Личность разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Личность – сложная энергетическая система, тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением других систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему. Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. Выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (напр., голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению. К.Левина интересовала проблема центрального управления поведением. Поведение определяет та тенденция, которая в данной ситуации возобладает.

Рисунок 1. Модель личности.m—сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (u) и внутриличностными областями (ip) Внутриличностные области подразделяются на центральные (z) и периферические (p)

Каждая область соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность (мотив), или же сиюминутное желание. (Области структуры личности могут также представлять некоторые активности или знания субъекта.) Отдельные области в зависимости от степени близости имеют разную степень сходства. Две области максимально похожи, если имеют общую границу.

По своему местоположению области делятся на центральные и периферические. Первые граничат с большим количеством областей, чем вторые. Числом пограничных областей определяется "близость к Я", личностная значимость целей. Действия или представленных этими областями активностей, а также их влияние на другие цели и активности. Области также различаются своим внутренним и внешним положением, определяемым степенью соседства (т. е. возможностью доступа) с пограничной зоной, окружающей все области структуры личности. Сама пограничная зона выполняет функции восприятия и исполнения, т. е. выступает посредником между индивидом и окружением. С одной стороны, восприятие несет информацию об окружающем мире, а с другой - моторное исполнение обеспечивает воздействие личности на окружение (сюда относится не только такая сравнительно грубая моторика, как локомоции, но и речь, а также мимика).

Развитие личности.

Структура внутриличностных областей не задается раз и навсегда. По мере индивидуального развития и накопления опыта она дифференцируется и может переструктурироваться. Каждая новая цель действия представлена в этой структуре собственной областью. Цели действия очень часто представляют собой "квазипотребности", т. е. производные потребности. Квазипотребности имеют преходящий характер. Они часто возникают из намерения, например, опустить в почтовый ящик письмо другу. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия. Квазипотребности могут, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, служащие необходимыми промежуточными ступенями к достижению целей действия и связанные с "истинными", т. е. более общими и устойчивыми, потребностями. Скажем, указания экспериментатора, как правило, принимаются без предварительного намерения. Возникает квазипотребность выполнить заданную деятельность, которая, по сути, не отличается от действия, предпринимаемого по собственной инициативе. Решающим в силе квазипотребности (или соответствующей ей напряженной системы) является не наличие или интенсивность акта намерения, а степень связи квазипотребности с истинными потребностями (которые в нашей системе понятий имеют статус мотивов), так сказать, степень "насыщенности" ими.

Наличие напряженной системы, будь то потребность или квазипотребность, сопровождается специфическими изменениями восприятия окружения. Объекты, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретают так называемый побудительный характер, валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение. Если, например, человек собирается опустить письмо, то в незнакомом месте почтовый ящик как бы сам бросается в глаза, хотя осознанно его не ищут. Сила валентности зависит от степени напряжения системы. Этой зависимостью утверждается единственная связь между двумя - как мы увидим - разными в своей основе моделями.

Пояснения к рисунку2. Модели трех состояний одного и того же индивида (а) при отсутствии побуждения периферийные зоны р внутриличностных областей IP легко доступны воздействию окружающего мира U, а центральные зоны z, напротив доступны в значительно меньшей степени на что указывает разная прочность границ центральных и периферических областей gz, с одной стороны, и внутриличностных областей и сенсомоторнои пограничной зоны gp, с другой, внутриличностные области ip относительно свободно воздействуют на сенсомоторную пограничную зону m. (b) под давлением, которому противостоит самообладание периферийные зоны р внугрипичностных областей IP не столь доступны чем в случае (а), внешним воздействиям. периферийные (р) и центральные (г) зоны связаны теснее, коммуникации между ip и m затруднены, (с) при крайне высоком напряжении возможна унификация (примитивизация "регресс") внутриличностных областей ip.

Как видно из рисунка, на нем представлены варианты взаимного расположения внутриличностных областей, прочности их границ и, расположение границ повышенной прочности. На рисунке показаны три различных динамических состояния одного и того же индивида, а именно: (а) при отсутствии побуждения, (b) под давлением, которому противостоит самообладание, и (с) при крайне высоком напряжении. Для каждого состояния можно вывести различные способы поведения, например недифференцированный аффективный прорыв в случае состояния (с).

Личностное развитие понимается как включение в ее пространство какой-либо новой ранее неизвестной зоны, которая реорганизует пространство в целом. Чем более дифференцировано личностное пространство, тем на более высокой ступени развития находится личность. Дифференциация – одно из ключевых и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении "реальность-нереальность" и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности К.Левин определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами. У слабоумных людей границы между внутриличностными областями более жестки, и этих областей у них меньше, чем у нормальных индивидов. На рисунке представлены модели, отражающие различия в интеллекте и развитии.

 

    МОЛОДОЙ ВЗРОСЛЫЙ
НОРМАЛЬНЫЙ
СЛАБОУМНЫЙ

 

Рисунок 3. Разные фазы развития нормального и слабоумного индивидов. По сравнению со слабоумными у нормальных по мере развития сильнее дифференцируются (растет число) внутриличностные области и менее выражены границы между ними.

Зоны сознавания.

Сознавать значит уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии. Избегание сознавания связано с ригидностью в естественном потоке смены фигуры и фона. Можно выделит три зоны сознанвания: сознавание себя, сознавание мира, и промежуточная зона фантазии. Исследование зоны фантазии - заслуга З.Фрейда. Усилия Ф.Перлса направлено на исследование сознавания мира и себя.

Самость.

Самость или я – это просто символ для функции отождествления. Я – отождествляется с тем, что возникает в качестве фигуры, все аспекты здорового организма (сенсорика, моторика, и пр.) временно отождествляются с возникающим гештальтом, опыт «Я» - тотальность отождествления.

Вопросы для самопроверки

1. Как себя ведет человек в случае внутриличностных конфликтов.

2. Могут ли фантазии и мечты способствовать разрядке регионов психологического пространства.

3. Опишите человека с искаженными механизмами построения границ.

 

Практическое задание:

1.Какая из рассмотренных теорий вам ближе и почему. Ответ занесите в конспект.

Рекомендуемая литература:

1. Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. А.А. Реан. – СПб., 2000.

 

2. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Большая книга психологии. Теории, упражнения, эксперименты. Прайм-Еврознак, Харвест, 2008

 

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. 2006.

 

 

 

Тема 10 Теории личности в гештальттерапии: К.Левин,Ф.Перлс.

10.1 Исходные положения теории К.Левина. Модель личности и модель окружения. Жизненное пространство и психологическое поле. Напряжение. Регион. Локомоция Валентность. Волевое и полевое поведение человека. Переструктурирование среды. Модель личности. Напряженные системы в модели личности. Напряжение. Два пути уравновешивания напряжения. Развитие личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.042 с.)