Теория личности Ф.Перлса. Зоны сознавания. Самость. Удовлетворение потребностей. Невротические механизмы искажения границ. Аутентичная личность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория личности Ф.Перлса. Зоны сознавания. Самость. Удовлетворение потребностей. Невротические механизмы искажения границ. Аутентичная личность.



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:

10.1. Изучая теорию К.Левина, следует обратить внимание нато, чтотеория поля явилась новым шагом в объяснении поведения: этот подход отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля является методом анализа жизненного пространства отдельного человека и группы. С ее помощью пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения. Теория поля рассматривает личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и творчески. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения используются средства топологии, как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур. Теория поля включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Ключевые понятия теории: "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".

10.2. Фредерик Перлз явился основателеи гештальтерапии. Представителями данного направления считаются также П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия.

После чтения данного раздела ответьте на вопросы практического задания.

Теория поля. К.Левин.

«Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости» (любимый афоризм К.Левина)

Биография. Курт Левин родился в 1890 г. в Пруссии. Учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. В 1914 г. получил докторскую степень. После четырехлетней службы в армии преподавал психологию в Психологическом институте Берлинского университета. Работал в тесном содружестве с Вертгеймером, Кёлером, Коффкой. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США, где преподавал в Стенфордском и Корнельском университетах. В 1945 г. стал руководителем исследовательского центра групповой динамики при Массачусетсском технологическом институте. Умер 12 февраля 1947 г от сердечного приступа.

Исходные положения теории К.Левина.

1.Анализ поведения должен исходить из общей ситуации. Необходимо принимать во внимание широкий круг явлений, а не только стимул и реакции, ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту.

2. Поведение необходимо объяснять с помощью психологических понятий. Поэтому к основным единицам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как в бихевиоризме, а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые предоставляют ему различные возможности для действия.

3. Простых связей, то есть простых ассоциаций "раздражитель - реакция" для объяснения поведения недостаточно. В основе всякого поведения лежат мотивационные силы.

4. В исследовании целесообразно применять конструктивный метод. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяет объяснить каждый конкретный случай.

5. Поведение рассматривается как функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует в настоящем: будущие и прошлые события действенны как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые события (например, научение) вносят свой вклад в структуру существующего в данный момент поля в той мере, если они влияют на актуальные состояния субъекта и его окружения. Однако нельзя без проверки (как это, например, часто делается в психоанализе) сводить наличное поведение к более ранним событиям. Объяснение поведения с помощью диспозициональных переменных таких, как интеллект или инстинкт, также недостаточно, потому что оно также все сводит к прошлым событиям.

6. Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, это облегчает их "научную обработку" и позволяет "использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык" Математическое представление данных не обязательно должно носить количественный характер, оно может иметь и качественную природу, как в геометрии. В своей теории поля Левин широко пользуется понятиями топологии, одного из разделов геометрии, рассматривающего соседство областей, а не расстояния и направления. В число основных понятий его теории входит, кроме того, понятие вектора, задаваемого тремя переменными: величиной, направлением и исходной точкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.012 с.)