Тема 6. Инвентаризация имущества и обязательств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Инвентаризация имущества и обязательств



Тема 6. Инвентаризация имущества и обязательств

Виды инвентаризации

Оформление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Виды инвентаризации

Документация и первичный учет не могут обеспечить полного отражения в учете фактического движения имущества и его источников.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Основные цели инвентаризации:

- выявление фактического наличия имущества

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России №49 от 13 июня 1995 г.

Под имуществом организации, подлежащим инвентаризации, понимаются: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит:

- все имущество независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризации

- производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в учете

- имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

При инвентаризации выявляют факты, которые не поддаются документальному оформлению (естественная убыль, выбытие в результате растрат и хищений, ошибки при измерении и оформлении операций). Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации имущества и обязательств несет руководитель организации. Он обязан создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки (обеспечение рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством и т.д.).

Порядок проведения инвентаризаций (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке пи каждой из них) определяется руководителем организации, кроме случаев проведения обязательной инвентаризации. Согласно Закону «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В зависимости от назначения и характера различают:

Плановые инвентаризации (периодические), которые проводят согласно графика (плана) в заранее намеченные сроки.

Внеплановые инвентаризации проводят по распоряжению руководителя организации или вышестоящей организации, следственных и других контролирующих органов по мере необходимости.

По полноте охвата различают:

Полную инвентаризацию проводят в предусмотренные инструкцией сроки. При этом проверяют не только материально производственные запасы и денежные средства, но и правильность расчетов с другими юридическими и физическими лицами, выверяют сальдо по другим статьям баланса.

При частичной инвентаризации проверяют часть ценностей. При переоценке товаров допускается проведение инвентаризации только тех товаров, по которым меняются цены.

Выборочная инвентаризация является разновидностью частичной. Она проводится на складах, в производственных цехах и других структурных подразделениях организации, где ведется натуральный учет по отдельным наименованиям материально производственных запасов. Такие инвентаризации проводят при документальных ревизиях, если нет необходимости полной инвентаризации всех ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно в ряде организаций одной системы или во всех структурных подразделениях одной организации.

Правильно организованная и своевременно проведенная инвентаризация служит средством контроля за работой материально ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи ценностей.

Оформление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

 

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Формы описей, актов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.1998 г. При инвентаризации имущества или обязательств, для которых не предусмотрено специальных форм, предприятие разрабатывает собственные акты и описи.

Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия, созданная по приказу руководителя.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации во всех подразделениях организации и по всем объектам учета создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

В состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Помимо этого в состав комиссии могут входить представители службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация проводится по местонахождению ценностей и по материально ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности находятся и с которыми заключены договоры о материальной ответственности.

До начала проверки инвентаризационная комиссии должна получить все имеющиеся на этот момент приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует все документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Инвентаризационная комиссия берет расписку у материально ответственного лица о том, что к началу инвентаризации все поступившие и выбывшие материальные ценности учтены, и первичные документы по ним сданы в бухгалтерию или переданы комиссии. Комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет наличие ценностей путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последней странице незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании убытков с него, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении материально производственных запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. Нормы убыли могут применяться в случае выявления фактических недостач. При отсутствии норм недостача имущества рассматривается как недостача сверх норм и списывается за счет виновных лиц.

В документах, представленных для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных и судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специальных организаций (инспекция по качеству).

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризаций (ф. № ИНВ-26). Ведомость подписывают руководитель предприятия, главный бухгалтер, председатель инвентаризационной комиссии и ставится печать.

 

Калькуляция оценок

Пример.

Организация приобрела компьютер в марте за 40000 рублей. Указанная сумма представляет собой первоначальную стоимость объекта, по которой он должен быть принят к учету.

В последующие периоды текущая рыночная стоимость объекта учета будет меняться по сравнению с первоначальной стоимостью. Рыночная стоимость – сумма денежных средств, которая может быть получена при реализации имущества в настоящее время с учетом реалий рынка.

Пример.

Организация приобрела компьютер в марте за 40000 рублей. В декабре организация могла реализовать компьютер за 38000 рублей. В данном случае первоначальная стоимость компьютера составила 40000 рублей, а его рыночная стоимость – 38000 рублей.

В соответствии с принципом исторической оценки стоимости (принцип учета по себестоимости) задача бухгалтерского учета состоит в определении себестоимости на момент совершения хозяйственной операции. Поэтому бухгалтерский учет опирается на себестоимость имущества, а не на его рыночную стоимость.

Оценка имущества по текущей рыночной стоимости наиболее уместная для пользователей бухгалтерской информации, однако, она не является объективной. Данная оценка не отражает свершившуюся двустороннюю сделку купли-продажи, она является субъективной оценкой и выражает мнение продавца, либо потенциальных покупателей.

Пример.

Организация приобрела компьютер в марте за 40000 рублей. В декабре ООО «Дельта» готова приобрести данный компьютер у организации за 36000 рублей, а ООО «Мастер» за 34000 рублей. Рыночная стоимость компьютера от 36000 рублей до 34000 рублей представляет собой субъективную оценку покупателей.

При составлении баланса трудно оценить рыночную стоимость имущества. Для получения объективной рыночной оценки организации привлекают профессиональных оценщиков. Ведение учета по текущей рыночной стоимости требует дополнительного персонала для проведения постоянных переоценок имущества организации.

У организации нет необходимости знать рыночную стоимость своего имущества, если она не намерена продавать это имущество, а будет использовать его для обеспечения своей текущей деятельности.

Первоначальная стоимость, сформированная под воздействием спроса и предложения, более объективная. Она подтверждается первичными документами (договор, счет, накладная) и может быть проверена. Поэтому, фактическая себестоимость приобретения представляет собой историческую стоимость имущества. Данная оценка не требует дополнительных затрат на ведение бухгалтерского учета и выбирается в качестве основы для оценки объектов учета.

Пример.

Организация приобрела материалы в количестве 100 ед. по цене 467 рублей за единицу. Затраты на доставку составили 3600 рублей, рабочим за разгрузку материалов на склад организации было выплачено 700 рублей. Материалы должны быть приняты к бухгалтерскому учету в сумме 51000 рублей, т.е. сумме всех фактически произведенных расходов.

Оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования. Формирование цены производится на основе цен на данный или аналогичный вид имущества, подтвержденных документально или экспертным путем.

Пример.

Организация получила от физического лица безвозмездно персональный компьютер стоимостью 21000 рублей. Рыночная стоимость компьютера 18000 рублей была определена независимым оценщиком. Компьютер должен быть принят к бухгалтерскому учету в сумме 18000 рублей, т.е. по рыночной стоимости.

Оценка имущества, произведенного в самой организации, осуществляется по стоимости его изготовления. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат.

Пример.

Организация произвела партию готовой продукции. Фактические затраты на ее изготовление составили 85000 рублей. Цена реализации данной продукции составляет 108800 рублей. Готовая продукция должна быть отражена в бухгалтерском учете в сумме 85000 рублей, т.е. по сумме фактических затрат на ее изготовление.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

В процессе эксплуатации основные средства постепенно теряют свои первоначальные качества, т.е. изнашиваются. Величина стоимостного износа рассчитывается накоплением амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость продукции.

Понятие износа и амортизации не тождественны. В бухгалтерском понимании амортизация – процесс распределения стоимости долгосрочного объекта по периодам полезного использования. Бухгалтерский износ – сумма накопленных амортизационных отчислений за фактический период использования объекта, т.е. показатель уже распределенной стоимости объекта учета.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Величина стоимости объекта, которую надлежит распределить по периодам до конца срока использования объекта, называется остаточной стоимостью. Она является следствием бухгалтерского действия распределения ранее оцененной стоимости (первоначальной или восстановительной) по периодам полезного использования. По остаточной стоимости объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском балансе. Поэтому остаточную стоимость называют балансовой.

Пример.

Автомобиль «ВАЗ-21043» был приобретен организацией за 150000 рублей, сумма начисленной амортизации составила 37500 рублей. Рыночная стоимость автомобиля составляет 140000 рублей. Автомобиль должен быть отражен в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости 112500 рублей (150000 – 37500).

 

Для определения суммы амортизации необходимо знать срок полезного использования объекта.

Срок полезного использования ОС определяется предприятием при принятии объекта к учёту. Срок полезного использования ОС определяется исходя из:

1) ожидаемого срока использования данного объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

3) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

При исчислении суммы амортизации по основным средствам, организация может использовать четыре способа.

I. Линейный способ.

Годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезности использования этого объекта. Метод основан на предположении, что амортизация зависит только от длительности срока службы. При использовании этого метода в течение всего срока использования службы объекта, амортизационные отчисления будет одинаковы. Накопляемый износ увеличивается равномерно, а остаточная стоимость, соответственно, равномерно уменьшается.

Сумма амортизации=первоначальная стоимость (Р) * норма амортизации(n)

Норма амортизации (n) = 1/срок полезного использования * 100%

II. Способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

Начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объёма продукции (работ) в отчётном периоде и соотношение первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Норма амортизации (n) = первоначальная стоимость: предполагаемый объём производства

Сумма амортизации за год = объем продукции за отчетный период * норму амортизации

Этот метод предполагает, что каждая единица продукции влечёт за собой одинаковый размер амортизационных отчислений основных средств, на которых её производили. Амортизация является результатом эксплуатации и отрезки времени не играют никакой роли.

III. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения числа лет, остающихся до конца службы объекта и суммы чисел лет срока службы объекта.

Годовая сумма амортизации=первоначальная стоимость * (кол-во оставшихся лет службы: сумма чисел)

Сумма чисел рассчитывается как сумма номеров лет срока полезной службы (СПС) (если СПС=4 года, то сумма чисел=1+2+3+4=10). При этом методе максимальная сумма амортизации начисляется в первый год, а затем год за годом она уменьшается.

 

IV. Способ уменьшаемого остатка.

Годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости основных средств на начало отчётного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Сумма амортизации=(первоначальная стоимость – накопленная амортизация) * норма амортизации

Сумма амортизации максимальная в первый год будет уменьшаться из года в год.

 

Материально-производственные запасы при их отпуске в производство и ином выбытии могут оцениваться:

Метод оценки Возможный вариант
По себестоимости каждой единицы Запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, камни) или запасы, которые не могут заменять друг друга
По средней себестоимости - исходя из средней фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц - путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска
По методу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения запасов) Запасы используются в последовательности их приобретения (поступления). Запасы первыми поступившие в производство оцениваются по себестоимости первых по времени приобретения запасов с учетом себестоимости запасов, числящихся на складе на начало периода

 

Пример. Оценка конечных запасов

 

Дата Показатели Ед., цена за ед. (руб.)
01.02 Начальные запасы 50 х 1,0
02.02 Закупка 150 х 2,0
15.02 Закупка 100 х 3,0
20.02 Отпущено в производство 200 ед.
25.02 Закупка 50 х 4,0
  Конечные запасы 150 ед.
  1. По себестоимости каждой единицы

Себестоимость остатков = 50 х 2,0 = 100

50 х 3,0 = 150

50 х 4,0 = 200

Итого 150 ед. = 450

Себестоимость материалов, отпущенных в производство = 850 –450 =400

 

  1. По средней себестоимости

Взвешенная оценка

Средняя себестоимость = 850/350 = 2,43

Себестоимость остатков = 150 х 2,43 = 365

Себестоимость материалов, отпущенных в производство = 850 – 365 = 485

Скользящая оценка

Дата Закупка Отпуск в производство Остаток
01.02     50 х 1,0 =50
02.02 150 х 2 = 300   200 ед. = 350 ср.цена = 350/200 =1,75
15.02 100 х 3 = 300   300 ед. = 650 ср. цена = 650/300 = 2,16
20.02   200 х 2,16 = 432 100 х 2,16 = 216
25.02 50 х 4 = 200   150 ед. =416,0 ср.цена = 416/150 = 2,77
Итого:      

ФИФО

Взвешенная оценка

Себестоимость остатков = 50 х 4 = 200

100 х 3 = 300

150 = 500

Себестоимость материалов, отпущенных в производство 50 х 1 = 50

150 х 2 = 300

200 = 350

Скользящая оценка

Дата Закупка Отпуск в производство Остаток
01.02     50 х1,0 =50
02.02 150 х 2,0 = 300   50 х1,0 = 50 150 х 2,0 = 300 200 = 350
15.02 100 х 3,0 = 300   50 х1,0 =50 150 х 2,0= 300 100 х 3,0 = 300 300 = 650
20.02   50 х1,0 =50 150 х2,0 = 300 200 = 350 100 х3,0 =300
25.02 50 х 4,0 = 200   100 х3,0 = 300 50 х 4,0 = 200 150 = 500
Итого:      

 

Обязательства в основном учитываются по фактической себестоимости их приобретения, т.е. по сумме экономических выгод, полученных организацией в результате образования кредиторской задолженности.

Пример.

Организация закупила в марте товар у ООО «Меридиан» на сумму 60000 рублей. Оплата товара будет произведена через два месяца после реализации товара. Цена реализации товара 78000 рублей. В бухгалтерском учете должна быть отражена кредиторская задолженность перед ООО «Меридиан» в сумме 60000 рублей, т.е. по стоимости, приобретенного товара.

 

 

Калькуляция оценок

Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных объектов учета.

Объем денежных ресурсов, вложенных организацией в от или иной материальный объект, называется его себестоимостью, а совокупность процедур, позволяющих вычислить эту величину – калькуляцией себестоимости.

При помощи калькуляции определяют себестоимость различных объектов учета основных средств, материально производственных запасов, готовой продукции, реализованной продукции.

Калькуляция является одним из элементов метода бухгалтерского учета, она тесно связана с другими элементами и, прежде всего со счетами бухгалтерского учета, т.к. данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах.

Калькуляция является базой для такого элемента метода бухгалтерского учета как оценка. Данные, полученные с помощью калькуляции, служат основанием для денежной оценки соответствующих объектов учета.

Вопросы калькулирования возникают на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции.

При определении себестоимости продукции необходимо точно представлять, что является объектом калькулирования и калькуляционной единицей.

Объект калькулирования – продукт производства (деталь, узел, изделие), технологическая операция, стадия производства, т.е. продукция разной степени готовности.

Калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования (1 т, 1 ц, 100 пар обуви).

Калькуляции группируют по признакам.

По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают:

- нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат организации на момент составления калькуляции, рассчитанную исходя из технического уровня производства и существующей технологии, на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов.

- п лановая калькуляция составляется до начала отчетного периода. При этом рассчитываются материальные и трудовые затраты на производство, запланированного к выпуску количества продукции. Калькуляция составляется исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период.

- отчетная калькуляция составляется после совершения хозяйственных процессов. Цель калькуляции – определение фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

По объему затрат различают:

- калькуляция производственной себестоимости, которая отражает затраты, возникшие в сфере производства

- калькуляцию полной себестоимости, которая отражает затраты, возникшие в сфере производства и реализации продукции.

Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления и контроля соблюдения принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов.

Пример.

Калькуляция себестоимости выпущенной продукции за октябрь

 

Показатели Плановая калькуляция, руб. Отчетная калькуляция, руб.
На единицу На выпуск На единицу На выпуск
Выпуск, шт.        
Сырье и материалы        
Транспортно-заготовительные расходы        
Основная заработная плата производственных рабочих        
Дополнительная заработная плата производственных рабочих        
Заработная плата вспомогательных рабочих        
Отчисления на социальное страхование и обеспечение        
Общепроизводственные расходы        
Общехозяйственные расходы        
Потери от брака        
Коммерческие расходы        
Итого        

 

Процесс заготовления

Процесс производства

Процесс снабжения

Основными показателями, характеризующими процесс снабжения, являются объем, заготовленных организацией предметов труда (материальных ресурсов) и их себестоимость. Материальные ресурсы в учете и отчетности отражает по фактической себестоимости приобретения (заготовления). Она складывается из двух основных элементов: покупной стоимости ресурсов и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). ТЗР включают в себя расходы на транспортировку, хранение, доставку материалов на склад организации, комиссионное вознаграждение посредникам, проценты поставщикам за коммерческий кредит, таможенные пошлины и другие расходы, связанные с заготовлением материалов.

В себестоимость материалов не включается НДС, уплаченный поставщикам, транспортным и другим организациям.

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для учета процесса снабжения предусмотрены счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Традиционным и более простым является вариант учета процесса снабжения с использованием счета 10 «Материалы».

Поступление материалов отражают по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от того, когда они поступили на склад организации - до или после получения расчетных документов поставщика. Оборот по дебету 10 «Материалы» показывает фактическую себестоимость поступивших материальных ресурсов, фактически поступивших за отчетный период. Оборот по кредиту 10 «Материалы» показывает их выбытие по фактической себестоимости, а дебетовый остаток – наличие материальных ресурсов в запасе (на складе) на начало или конец отчетного периода по фактической себестоимости. НДС учитывается отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» проводкой Дт19 Кт 60.

При использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании расчетных документов поставщиков дается запись дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на фактическую себестоимость материалов. НДС отражается по дебету 19 «НДС по приобретенным ценностям» с кредита 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи производятся независимо от того, когда поступили материалы на склад организации – до или после получения расчетных документов поставщиков. На склад материалы приходуются по учетным ценам дебет 10 «Материалы» кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». По дебету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается общий объем снабжения за отчетный период, по кредиту 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – учетная стоимость фактически поступивших материалов на склад. Выявленная на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетной цене списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» записью Дт 16 Кт 15. Отрицательное отклонение фактической себестоимости от учетной списывается такой же записью методом «красное сторно».

В течение месяца материалы списываются в производство, по учетным ценам, с кредита 10 «Материалы» в дебет о счетов затрат на производство дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы, 28 «Брак в производстве». Чтобы определить фактическую себестоимость материалов, израсходованных в текущем месяце на производство, определяют сумму отклонений (сумму ТЗР) в стоимости материалов, относящихся к израсходованным материалам. Сумма отклонений (ТЗР) определяется на основе процента, исчисленного как отношение суммы отклонений (ТЗР), приходящихся на остаток материалов на начало периода и поступление материалов за отчетный период, к учетной стоимости этих материалов.

, где

Он (ТЗР) – Сальдо отклонений (ТЗР) на начало месяца

Опост (ТЗРпост) – сумма отклонений (ТЗР) по поступившим материалам за данный месяц

Мн – Остатки материалов на начало месяца

Мпост – стоимость поступивших материалов за данный месяц по учетным ценам

Полученный процент умножают на стоимость материалов, списанных в отчетном месяце в производство и на другие нужды. Сумма отклонений (ТЗР) списывается с кредита счетов 16, (10) в дебет счетов производственных затрат, на которые были списаны материалы. Сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» показывает сумму отклонения, приходящуюся на остаток материалов на складе организации на конец месяца.

 

Дт 60 Кт Дт 15 Кт Дт 10 Кт Дт 20 Кт

               
       
 
 


Фактическая Учетная Учетная

себестоимость цена цена

приобретенных

материалов


Дт 16 Кт


Разница между Отклонение

учетной ценой в стоимости

и фактической материалов

себестоимостью

материалов

Сумма НДС, отраженная на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», подлежит возмещению из бюджета Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 в порядке, установленном налоговым законодательством.

 

Процесс производства

 

В процессе производства вырабатывается различная продукция, изготовление которой требует определенных затрат. Основными показателями, характеризующими процесс производства, является объем выпущенной продукции и себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, энергии, основных финансов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на производство и реализацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.41 (0.117 с.)