Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, алгоритмизированное, компьютерное и дистанционное.

Поиск

 

По этому общему критерию выделяется несколько типовобучения:

• догматическое;

• объяснительно-иллюстративное (сообщающее, традиционное);

• проблемное;

• программированное;

• компьютерное;

• дифференцированное;

• модульное;

• дистанционное;

• алгоритмическое;

• межпредметное и др.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе (содержательная сущность педагогических технологий будет рассмотрена в лекции "Педагогические технологии обучения"). Различают следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностноориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традииионное, сообщающее, обычное) – обучение, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое – обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру.

Проблемное – обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Развивающее – обучение, обеспечивающее оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. При этом обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.

Эвристическое – обучение, базирующееся на основных принципах проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное – обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное – обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.

Модульное – обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное – обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.

Межпредметное – обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

 

 

11. Авторские школы: адаптивная школа Е.А. Ямбурга, школа самоопределения А.Н. Тубельского, вальдорфская школа (Р. Штайнера).

Школа самоопределения А. Н. Тубельского (средняя школа № 734 Москвы). В ее основе - идея свободного выбора, формирования способности к самоопределению и самореализации личности.

 

Школьники, изучив "обязательное ядро" знаний, обеспечивающее развитие представлений о мире и человеке, мыслительных способностей и учебной мотивации, пользуются правом выбора предметов, тех или иных лабораторий. Работающие в них учителя помогают определить проблему для более глубокого изучения, темп и способы ее проработки, организуют "совместно-разделенную" деятельность учеников и педагогов. Школьники занимаются по индивидуальному учебному плану. Широко используется метод "погружения" в предмет, реализуется идея "пробы сил" на "продвинутых" уровнях, в "продвинутых" учебных курсах. Осуществляется право свободного выбора общественных дел.

Школа диалога культур реализована в 106-й школе г. Красноярска и на ряде других экспериментальных площадок. В основу этой модели положены идеи философа М. М. Бахтина о "культуре как диалоге", "внутренней речи" Л. С. Выготского и положения "философской логики культуры" В. С. Библера, т. е. идеи о диалогич-ности любой культуры, о ее способности быть диалогичной с самой собой, существовать на границе, в сопряжении с другими культурами, в диалоге с ними.

Все культуры: античная, средневековая, нововременная, культура XX в., западная и восточная - выступают как важные и значимые собеседники. Меняется идея образования: не "человек образованный", а "человек культуры". Он формируется в сопряжении и диалоге разных культур, а в психологическом смысле - на основе исходных вопросов, "удивлений" детского разума.

Логика школы - это не "логика ответов", а логика вопросов к культуре. Личность ребенка активизируется на максимально вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций.

Уже в 1 - 2-х классах завязываются "узелки понимания" и своего рода "точки непонимания", чтобы сформировать "точки удивления", увидеть мир не как нечто понятное, известное, а как нечто загадочное, удивительное, полное интереса (загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, Я-сознания). В точках удивления завязываются вопросы и проблемы, развивается установка "маленького почемучки".

3-4-е классы посвящены истории античной культуры в постоянном диалоге с культурой Средневековья и Нового времени. В 5-6-х классах основой диалога становится культура Средневековья, а в 7 -8-х классах - культура Нового времени (XVII - XIX вв.), начиная с культуры Возрождения. Культура современности в центре внимания старшеклассников. 11-й класс - диалогический и педагогический. Преобладают диалоги между классами, выявляется смысл школы как своего рода педучилища, готовящего педагогов XXI в.

 

 

Весьма перспективна, особенно для небольших городов и поселков, изолированных микрорайонов больших городов, модель адаптивной школы, или "школы для всех", созданная, теоретически обоснованная и воплощенная в жизнь на базе 109-й школы Москвы Е. А. Ямбургом. Адаптивная школа предназначена и для одаренных, и для обычных детей, а также для детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Такая школа призвана учить и воспитывать всех без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей. Она объединяет под одной крышей, в одном коллективе лицейские или гимназические классы, классы нормы и коррекционные классы. Е. А. Ямбург утверждает, что адаптивная школа - это действительно массовая школа, в которой есть место каждому ребенку. Это реальный, но очень сложный тип учебного заведения. Во главу угла 109-я школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебный процесс так, чтобы не допускать явной перегрузки учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную медико-психологическую диагностику и помощь воспитанникам. На основе адаптации школьников к условиям обучения и адаптации самой школы к различным категориям учащихся решается центральная задача - сохранение личности воспитанника в весьма сложных, подчас драматических жизненных обстоятельствах.

Вальдорофская школа

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Вальдорфская система образования базируется на антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

 

Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал антропософию, которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

Антропософия - разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория», которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку.

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Характерные особенности вальдорофской школы:

1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все восемь лет школы.

2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа.

3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.

4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.

6. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.

7. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.012 с.)