ТОП 10:

Предметно-ориентированные экономические информационные системы. Корпоративные информационные системы. Системы электронного документооборота.



Ответы Госы Бизнес-Информатика

Часть 3. Раздел 2.

Предметно-ориентированные экономические информационные системы. Корпоративные информационные системы. Системы электронного документооборота.

Понятие документа, документопотока и документооборота

Документ-это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документопоток – это совокупность документов, выполняющих определённое целевое назначение в процессе документооборота.

Документооборот-это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

Назначение Системы Документационного Обеспечения Управления (СДОУ)

Назначение СДОУ:

· совершенствование форм и методов работы с документами;

· обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами; построения информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в архив в соответствии с действующими нормативами;

· сокращение документооборота;

· унификация форм документов;

· разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения управления в организации, ее структурных подразделениях;

· внедрение новейших информационных технологий в работу с документами.

Состав Организационно-Распорядительных документов (ОРД)

Можно выделить следующие основные группы документов:

1) организационные (уставы, положения, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);

2) распорядительные (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);

3) справочно-информационные (акты, письма, факсы, докладные записки, справки, телефонограммы);

4) документы по личному составу предприятия (приказы по личному составу, трудовые контракты, личные дела, личные карточки по форме Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые книжки);

5) коммерческие документы (контракты, договоры).

Содержание процедуры составления ОРД

К числу основных операций технологического процесса составления типовых документов можно отнести следующие:

1. составление шаблонов документов и хранение их в базе;

2. разработка проекта документа в структурном подразделении;

3. поиск шаблона заполнение его реквизитами с переменной информацией;

4. выдача на печать;

5. согласование проекта документа в структурных подразделениях организации;

6. редактирование и корректировка документа;

7. печать и подписание документа;

8. утверждение документа руководством;

9. размножение (копирование) документов;

10. регистрация и рассылка документов.

Содержание процедуры получения и передачи потоков документов

Технология приема-передачи потока документов:

1. прием документов

2.первичная обработка

a. проверка правильности поступления

б. проверка целостности доставки

3. сортировка на регистрируемые и нерегистрируемые

(если документ не регистрируется, тогда проставляются доты поступления и передаются адресату)

4. проставление регистрационного номера и даты

5. проставление индекса документов

Структура индекса:

-классификатор документов,

-классификатор подразделений,

-номенклатура дел.

6.открытие регистрационной карточки при больших ПИ

7.ргистрация в регистрационном журнале при малых ПИ

-РЖ входящих документов

-РЖ исходящих документов

-РЖ внутренних документов

8. передача руководству на рассмотрение

 

7. Состав и содержание процедуры контроля исполнения документов

Под контроль берутся наиболее важные документы:

· документы государственного значения;

· приказы, распоряжения, поступающие из вышестоящих организаций;

· приказы и распоряжения, разрабатываемые внутри организации (предприятия).

 

В контроле исполнения можно выделить следующие три этапа: текущий контроль исполнения; мониторинг и применение всевозможных санкций при нарушении дисциплины исполнения документов; анализ выполнения функции исполнения документов в различных подразделениях в установленные сроки.

Содержание процедуры формирования дел и сдачи дел в архив

Заключительной процедурой, выполняемой в СДОУ, является процедура формирования дел и сдачи их в архив. Организация архивного хранения документов и их эффективного использования - одна из основных задач службы документационного обеспечения управления. Дело - это совокупность документов или документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности и помещенные в отдельную обложку.

Формирование дел - это процесс отнесения документов к определенному делу и систематизация документов внутри него. Операции формирование дел предшествует операция составления "Номенклатуры дел".

I. Формирование "Номенклатуры дел".

Структура архива организации выстраивается согласно "Номенклатуре дел". Это самостоятельный документ, составление которого является сложной и многоступенчатой работой. При выполнении данной группы операций специалист-делопроизводитель определяет полный состав создаваемых документов, состав вопросов, по которым создаются документы и определяет перечень признаков формирования "Дел". К числу основных признаков выделения "Дел" относят следующие:

  • вид документа;
  • тип вопроса;
  • географический;
  • корреспондентский,
  • авторский и т. д.

II. Составление и хранение "Дел".

Организация хранения документов в "Делах" должна отвечать нескольким требованиям: оперативности поиска, полноты выдачи документов по запросу, надежности хранения.

При выполнении этого комплекса операций осуществляется отбор документов в "Дела". К основным принципам отбора относятся:

  • исполнение документа;
  • правильность заполнения;
  • определенный период составления.

III. Сдача в архив.

После этапа хранения документов в "Делах" в подразделениях предприятия в течение года осуществляется подготовка их для сдачи в архив предприятия. С этой целью проводится сортировка "дел" по срокам их хранения:

  • кратковременного хранения;
  • долговременного хранения;
  • постоянного хранения.

Документы кратковременного хранения уничтожаются, а работа с документами долговременного и постоянного хранения продолжается.

Понятие электронного документа (ЭД).

Электронный документ – это материал, который зафиксирован на специальных носителях (диски, USB-флешки, дополнительное оборудование).

 

Виды ЭД

В электронный вид можно перевести почти любой документ. Но в первую очередь компании чаще всего переходят на электронные счета-фактуры, акты выполненных работ и товарные накладные ТОРГ-12, так как для этих документов ФНС разработала форматы. Поэтому они называются формализованными. Документы, для которых форматы не разработаны, называются неформализованными. Неформализованными документами можно обмениваться в любом виде, например, в формате pdf, doc и др.

ИЛИ

√ текстовые и графические

√ звуковые

√ мультимедийные (звук + изображение)

ИЛИ

Выделяют три типа форм электронных документов и технологий их применения:

1. Формы, предназначенные для сбора данных и последующей статистической обработки. При обработке бумажных форм из них извлекаются необходимые, заранее определенные данные для последующей обработки. При электронной технологии опрос осуществляется или по электронной почте, или через формы, размещенные на Web-серверах в Internet. В качестве преимущества последнего подхода нужно отметить отсутствие дорогостоящего оборудования для обработки, расходов по распространению форм, включая почтовые. Недостатком является относительная не распространенность электронной коммуникации и необходимость расходов на привлечение внимания к опросу.

2. Формы, предназначенные для сбора информации как внутри, так и вне предприятия, но требующие процедуры ознакомления, согласования и подтверждения. К такого рода формам можно отнести заказы на покупку, счета, отчеты о командировочных расходах и т. п. Отличительная особенность технологии их обработки — кроме извлечения собственно данных приходится маршрутизировать форму между сотрудниками, которые ответственны за принятие решения по этому документу.

3. Создание Web - форм, доступных удаленным пользователям, расширяет возможности групповой работы с партнерами, клиентами и заказчиками. Простой электронный доступ к общим формам, таким как кредитные приложения, заказ продуктов и регистрация лицензий, удерживает громадный потенциал для оптимизации объемных рабочих процессов, особенно если общие сетевые формы интеллектуальные.

 

Системы электронного документооборота (СЭД): назначение, архитектура, классификация и критерии выбора.

Основные задачи, решаемые системой электронного документооборота:

- обеспечение инструментами эффективного управления процессами и связанными сними документами;

- поддержка слаженной многопользовательской работы персонала на всех фазах подготовки, прохождения и архивирования информации о заданиях и документах;

- создание эффективных коммуникаций между участниками бизнес-процессов;

- автоматизация и повышение качества контроля исполнительской дисциплины;

- повышение производительности труда и сокращение времени общего прохождения документов и выполнения заданий;

- увеличение скорости работы с клиентами;

- поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям;

- упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счет наличия электронного архива;

- оптимизация бизнес-процессов, автоматизация механизма их выполнения и контроля;

- введение единых регламентов процессов прохождения документов и деятельности сотрудников.

 

Структурасистемы электронного документооборота может рассматриваться с точки зрения программно-аппаратного комплекса и с точки зрения выполняемых функций.

С точки зрения программно-аппаратного комплекса система электронного документооборота состоит из набора аппаратных и программных компонентов: серверы, рабочие станции, программное обеспечение, сетевое оборудование, дополнительное оборудование, предназначенное для выполнения специфических функций системы.

Сервер предназначен для выполнения необходимых операций с документами и информацией. Сервер может быть как выделенным, так и виртуальным, в зависимости от поставщика системы и применяемых технологий работы. Также, на сервере может размещаться база данных системы документооборота.

Рабочие станции обеспечивают взаимодействие пользователей с системой документооборота. Каждая рабочая станция обладает своим набором функций по управлению документацией и данными.

Программное обеспечение реализует необходимый набор действий по управлению документацией и является основой системы электронного документооборота. Программное обеспечение системы электронного документооборота, как правило, включает в себя функциональную часть, администраторскую часть и интерфейсную часть. Функциональная часть предназначена для управления и обработки информации. Администраторская часть обеспечивает необходимые настройки системы. Интерфейсная часть выполняет представление информации и данных в виде, доступном для конечных пользователей.

Дополнительное оборудование необходимо для реализации различных специфических функций системы электронного документооборота. К такому оборудованию могут относиться устройства ввода и вывода информации, системы кодирования и шифрования информации и пр.

Сетевое оборудование необходимо для осуществления совместной работы пользователей системы и взаимодействия различных компонентов системы электронного документооборота.

С точки зрения выполняемых функций, структура системы электронного документооборота включает в себя модули, которые реализуют следующие действия: ввод данных, индексирование, обработка документов, управление доступом, маршрутизация документов, системная интеграция, хранение.

Модуль ввода данных необходим для внесения в систему электронного документооборота исходной информации. Эта информация может поступать из различных источников: бумажных документов, сканеров, почты, online – форм и пр. Данный модуль обеспечивает получение и первоначальную обработку данных.

Модуль индексирования. Он обеспечивает регистрацию и систематизацию данных. С его помощью система электронного документооборота может организовать хранение и поиск необходимых документов в соответствии с потребностями пользователей.

Модуль обработки документов. После ввода данных в систему они должны быть обработаны и сохранены для дальнейшей работы. Данный модуль обеспечивает распределение информации и документов по заданным правилам.

Модуль управления доступом. За счет этого модуля обеспечивается распределение информации и документов по пользователям. Каждый пользователь системы может работать только с тем набором документов, которые ему необходимы.

Модуль маршрутизации необходим для организации работы с документами. В этом модуле заданы правила движения и обработки документов. Для создания маршрутов движения документов предварительно должны быть определены процессы документооборота.

Модуль системной интеграции. Как правило, системы электронного документооборота работают во взаимосвязи с другими системами управления (например, CRM, ERP, OLAP системами). Модуль системной интеграции обеспечивает передачу данных между такими системами.

Модуль хранения документов и данных. Этот модуль реализует функции базы данных документов. За счет данного модуля обеспечивается хранение, архивирование, восстановление, резервное копирование документов.

Виды:

В зависимости от применяемых технологий работы можно выделить четыре вида систем электронного документооборота:

· Клиент-серверные системы. В данном виде систем основные модули управления документацией и данными размещаются на выделенном сервере. Клиентская часть представляет собой интерфейс взаимодействия пользователей с системой. Преимуществом данного вида систем является их быстрота и надежность.

· Системы на основе баз данных. Эти системы, как правило, интегрированы с базами данным типа SQL или Oracle . Вся информация хранится в этих базах данных. Для обработки информации применяются отдельные модули. Преимуществом таких систем является возможность хранения большого объема информации.

· Системы на основе web технологий. Эти системы обеспечивают работу на основе удаленного доступа к серверу. Преимуществом этой технологии является возможность отказаться от клиентских приложений. Доступ к системе документооборота с рабочих мест пользователей может осуществляться посредством web браузеров.

· Системы на основе «облачных» технологий. Данные системы похожи по своей сути на системы с web технологиями. Отличие заключается только в том, что в качестве сервера системы электронного документооборота используется сервер хостинг-провайдера.

В зависимости от степени интеграции, системы электронного документооборота можно разделить на следующие виды:

· Универсальные системы электронного документооборота (EDMS системы). Это независимые системы документооборота, полностью предназначенные для автоматизации процесса управления документацией. Как правило, такие системы используют клиент-серверную технологию работы.

· Системы управления групповой работой. Эти системы обеспечивают распределенную работу с документами и данными группы пользователей. Их основное назначение – обеспечить совместную работу. Поэтому, системы управления групповой работой имеют значительно меньший функционал, чем EDMS системы.

· Встроенные модули в составе информационных систем управления. Такие модули имеют все ERP системы. Данные модули также имеют ограниченный функционал (в сравнении с EDMS системами) и, как правило, без внедрения базового функционала ERP системы не работают.

 

Критерии выбора:

· Требования по объему хранения. Необходимо выбрать систему документооборота, поддерживающую иерархическое структурное хранение. Этот механизм хранит наиболее активно используемые данные на наиболее быстрых, но и наиболее дорогих носителях, в то время как реже используемая информация автоматически переносится на медленные и дешевые носители.

· Наличие формализуемых процедур, требующих поддержки их выполнения и автоматизации контроля (подготовки документов определенного типа, выполнения стандартных функций организации и т.д.).

· Необходимость автоматизации административного управления организацией. Степень сложности организационной структуры.

· Наличие территориально распределенных подразделений. Этот фактор накладывает определенные требования к удаленному доступу, к репликации данных и т.д.

· Наличие бумажного архива большого объема. Некоторые системы документооборота поставляются с уже интегрированными подсистемами массового ввода документов.

· Наличие не удовлетворяющей текущим потребностям системы документооборота.

· Необходимость в развитой маршрутизации документов, в управлении потоками работ. Как продолжение этой необходимости потребность в поддержке произвольных бизнес-процессов, возможно работающих совместно с прикладными системами поддержки этих процессов.

· Требования по срокам хранения документов. При больших сроках хранения (десятки лет) стоит серьезно подумать об организации параллельного архива на микрофильмах.

· Требования к "открытости", расширяемости системы. Возможность интеграции с существующими информационными системами и использования имеющегося оборудования.

· Необходимость хранения изображений документов. Использование в организации специфических форматов хранения документов. Необходимость поддержки инженерных и конструкторских задач, других особенностей деятельности предприятия.

· Необходимость развитых средств поиска информации. Полная поддержка системой языков имеющихся в организации документов.

· Требования к безопасности (шифрование, организация доступа, и т. д.). Возможность использования уже имеющихся в информационной инфраструктуре организации механизмов доступа в системе документооборота.

· Требования по соответствию определенным стандартам: внутренним, отраслевым, ГОСТ, международным стандартам по контролю качества, уровню организации хранения информации.

 

Рынок СЭД в России

Объем рынка СЭД в России, по разным оценкам, составляет порядка 26 млрд рублей, из которых порядка 75% приходится на услуги по внедрению и около 25% – непосредственно на продажи лицензий. В структуре рынка большая часть продаж приходится на долю крупных предприятий (порядка 45–50%). Госсектор практически полностью занимает другую половину рынка (порядка 40–45%), оставляя SMB не более 10–15%.

Конкуренция на рынке СЭД сегодня довольно плотная. При этом более 60% рынка контролируют пять компаний: EMC, Cognitive Technologies, «1С», Directum и Microsoft (по данным IDC за 2013 год) по оборотам. При этом известно, что EMC и Microsoft представлены на рынке СЭД тиражируемыми решениями компаний-партнеров.

 

Отечественный рынок КИС.

На данный момент на рынке корпоративных информационных систем России одними из основных тенденций являются:

· интеграция отечественных и зарубежных систем;

· рост интенсивности конкуренции российских разработчиков КИС;

· рост интенсивности конкуренции в сегменте средних предприятий;

· следование общемировым тенденциям в сфере развития рынка КИС;

· переход систем российской разработки к стандарту MRP II.

Ряд российских программных систем также реализуют в той или иной мере функциональность вышеперечисленных ERP. Так, систему 1С:Управление производственным предприятием 8.0 некоторые считают полнофункциональной ERP-системой. Еще примеры российских ERP системы Фрегат – Корпорация, АВА Системы.

 

Проблемы внедрения КИС.

Необходимыми условиями для того, чтобы компания смогла внедрить КИС самостоятельно, являются:

1. Понимание высшим руководством компании целей внедрения КИС.

2. Наличие у компании ресурсов, в первую очередь - персонала, который может составить основу проектной команды.

3. Наличие сильного лидера, являющегося инициатором и вдохновителем проекта.

4. Готовность сотрудников проектной команды работать много и напряженно ради великой цели («готовность к подвигу»).

При отсутствии понимания со стороны высшего руководства, команда внедрения может оказаться без опоры и поддержки. При отсутствии человеческих ресурсов, способных посвящать проекту от 20% до 100% своего рабочего времени (в зависимости от роли в проекте), компания проект «не потянет». В такой ситуации целесообразно поручить выполнение работ стороннему подрядчику.

Наличие сильного лидера дополнительно мотивирует персонал компании к внедрению. Лидер - инициатор и идейный вдохновитель проекта, верящий в его успех, способный повести за собой команду. Если такого человека в компании нет, то вероятность успешного завершения проекта невелика.

Собственные ИТ - специалисты, на которых обычно и возлагаются основные надежды компании по внедрению КИС, чаще всего уделяют первоочередное внимание изучению методик настройки выбранного решения, а вовсе не его функционалу. Недостаточное понимание функциональных возможностей выбранной системы может привести к тому, что компания сделает неправильные шаги на самом первоначальном этапе проекта.

 

Если

Оператор условного выполнения.

Синтаксис:

Если <Логическое_выражение> Тогда

//операторы;

[ИначеЕсли <Логическое_выражение> Тогда]

//операторы;

[Иначе]

//операторы;

КонецЕсли;

Англоязычный Синтаксис:

If <Логическое_выражение> Then

//операторы;

[Elsif <Логическое_выражение> Then]

//операторы;

[Else]

//операторы;

Endlf;

Параметры:

<Логическое_выражение> Логическое выражение.
Тогда Операторы следующие за Тогда вы­полняются, если результатом логиче­ского выражения в конструкции Если является истина.
//операторы Исполняемый оператор или последова­тельность таких операторов.
ИначеЕсли Логическое выражение, следующее за ключевым словом ИначеЕсли вычис­ляется только тогда, когда условия в Если и всех предшествующих ИначеЕсли оказались ложными. Опе­раторы следующие за конструкцией ИначеЕсли — Тогда выполняются, если результатом логического выраже­ния в данном ИначеЕсли является ис­тина.
Иначе Операторы, следующие за ключевым словом Иначе выполняются, если ре­зультаты логических выражений в кон­струкции Если и всех предшествующих конструкциях ИначеЕсли оказались ложными.
КонецЕсли Ключевое слово, которое завершает структуру оператора условного выпол­нения.

 

Описание:

Оператор Если управляет выполнением программы, основываясь на ре­зультате одного или более логических выражений. Оператор может содер­жать любое количество групп операторов, возглавляемых конструкциями

ИначеЕсли — Тогда.

Пример:

Если (РабочаяДата() > '01.01.95') И (Сег = "Понедельник") Тогда

Сообщить("Сегодня" + " " + Сег + " " + РабочаяДата());

КонецЕсли;

Пока

Оператор выполнения цикла.

Синтаксис:

Пока <Логическое_выражение> Цикл

//операторы;

КонецЦикла;

Англоязычный Синтаксис:

While <Логическое_выражение> Do

//операторы;

EndDo;

Параметры:

<Логическое_выражение> Логическое выражение.
Цикл Операторы, следующие за ключевым сло­вом Цикл, выполняются, пока результа­том логического выражения является истина.
//операторы; Исполняемый оператор или последова­тельность таких операторов.
КонецЦикла Ключевое слово, которое завершает структуру оператора цикла.

Описание:

Оператор цикла Пока предназначен для циклического повторения операто­ров, находящиеся внутри конструкции Цикл ... КонецЦикла. Цикл выполняет­ся пока логическое выражение — истина. Условие выполнения цикла все­гда проверяется вначале, перед выполнением цикла.

Пример:

Док = СоздатьОбъект("Документ.БригадныйНаряд");

// Будем просматривать документы в интервале дат

Док.ВыбратьДокументы('11.01.88', '11.01.99');

// Цикл по всем Документам

Пока (Док.ПолучитьДокумент() = 1) Цикл

// отобразим Документ в строке состояния

Состояние(Док.Вид() + " " + Док.НомерДок + " " + Док.ДатаДок);

Док.ВыбратьСтроки();

// вложенный цикл по всем строкам Документа

Пока(Док.ПолучитьСтроку() > 0) Цикл

Если Док.КодРабот = 104 Тогда

Сообщить(" " + Док.НомерДок);

КонецЕсли;

КонецЦикла;

КонецЦикла;

Для

Оператор выполнения цикла.

Синтаксис:

Для <Имя_переменной> = <Выражение1> По <Выражение2> Цикл

//Операторы;

КонецЦикла;

Англоязычный Синтаксис:

For <Имя_переменной> = <Выражение1> То <Выражение2> Do

//Операторы;

EndDo;

Параметры:

<Имя_переменной> Идентификатор переменной (счетчика цикла), значение которой автоматически увеличивается при каждом повторении цикла.
<Выражение 1> Числовое выражение, которое задает на­чальное значение, присваиваемое счетчику цикла при первом проходе цикла.
По Синтаксическая связка для параметра <Выражение2>.
<Выражение 2> Максимальное значение счетчика цикла. Когда переменная Имя_переменной стано­вится больше чем <Выражение2>, выпол­нение оператора цикла Для прекращается. Величина приращения счетчика при каж­дом выполнении цикла равна 1.
Цикл Операторы следующие за ключевым сло­вом Цикл выполняются, пока значение переменной Имя_переменной меньше зна­чения <Выражение2>.
//Операторы Исполняемый оператор или последова­тельность таких операторов.
КонецЦикла Ключевое слово, которое завершает струк­туру оператора цикла.

 

Описание:

Оператор цикла Для предназначен для циклического повторения операто­ров, находящиеся внутри конструкции Цикл ... КонецЦикла. Перед началом выполнения цикла значение <Выражение1> присваивается переменной <Имя_переменной>. Значение <Имя_переменной> автоматически увеличи­вается при каждом проходе цикла. Цикл выполняется пока значение перемен­ной <Имя_переменной> меньше или равно значению <Выражение2>. Вели­чина приращения счетчика при каждом выполнении цикла равна 1. Условие выполнения цикла всегда проверяется вначале, перед выполнением цикла.

Пример:

// Выведем все строки текста

Выв = СоздатьОбъект("Текст");

Выв.Открыть("ТТТ");

Для i = l по Выв.КоличествоСтрок() Цикл

Сообщить(Выв.ПолучитьСтроку(i));

КонецЦикла;

Попытка

Обработка исключительных ситуаций.

Синтаксис:

Попытка

// Некоторые действия;

Исключение

// Обработка исключительной ситуации;

КонецПопытки;

Англоязычный Синтаксис:

Try

// Некоторые действия;

Except

// Обработка исключительной ситуации;

EndTry;

Параметры:

// Некоторые действия Исполняемый оператор или последова­тельность таких операторов.
// Обработка исключительной ситуации Исполняемый оператор или последовательность операторов, которые обраба­тывают исключительную ситуацию.
Исключение Операторы, следующие за ключевым словом Исключение выполняются, если при выполнении последовательно­сти операторов <// Некоторые действия> произошла ошибка времени вы­полнения.
КонецПопытки Ключевое слово, которое завершает структуру оператора обработки исклю­чительных ситуаций.

Описание:

Оператор Попытка управляет выполнением программы, основываясь на возникающие при выполнении модуля ошибочные (исключительные) ситуации и определяет обработку этих ситуаций.

В качестве ошибочных (исключительных) ситуаций воспринимаются ошиб­ки времени выполнения модуля. Не предусмотрено определяемых пользовате­лем исключений.

Если при выполнении последовательности операторов <// Некоторые действия> произошла ошибка времени выполнения, то выполнение оператора, вызвавшего ошибку прерывается и управление передается на первый оператор последовательности операторов <// Обработка исключительной ситуации>. При этом управление будет передано даже в том случае, если ошибку вызвал оператор, находящийся в процедуре или функции, вызванной из <// Некото­рые действия>. Если ошибка произошла в вызванной процедуре или функции, то ее выполнение будет прервано, а локальные переменные уничтожены. Это справедливо для любой вложенности вызовов. После выполнения последова­тельности операторов <// Обработка исключительной ситуации> управление передается на следующий за ключевым словом КонецПопытки оператор. Если же последовательность <// Некоторые действия> выполнилась без ошибок, то последовательность операторов <// Обработка исключительной ситуации> будет пропущена и управление также будет продолжено с оператора, следующе­го за ключевым словом КонецПопытки.

Конструкции Попытка-Исключение-КонецПопытки могут быть вложен­ными. При этом, при возникновении исключительной ситуации управление будет передано на самый «внутренний» обработчик, начинающийся с ключево­го слова Исключение. Последовательность операторов <// Обработка ис­ключительной ситуации> может содержать оператор ВызватьИсключение (англоязычный синоним Raise). Выполнение данного оператора прекращает выполнение последовательности <// Обработка исключительной ситуации> и производится поиск более «внешнего» обработчика. Если таковой есть, то управление передается на его первый оператор. Если нет, то выполнение моду­ля прекращается с выдачей сообщения о первоначально возникшей ошибке. Оператор ВызватьИсключение может встречаться только внутри операторных скобок Исключение ... КонецПопытки.

В выдаче диагностики помощь может оказать встроенная функция ОписаниеОшибки() (англоязычный синоним GetErrorDescription). Эта функция не имеет параметров, а в качестве значения возвращает описание ошибки, такое же, как было бы выдано в окне сообщений, в случае отсутствия обработчика исключительной ситуации, за исключением описания модуля и строки, в которой ошибка возникла. Применять данную функцию имеет смысл только при выполнении последовательности операторов <// Обработка исклю­чительной ситуации>, так как в ином случае она вернет пустую строку.

Пример:

Процедура СформироватьВЕхсеl()

Попытка

// пытаемся обратиться к программе MS Excel

Табл = СоздатьОбъект("Excel.Application");

Исключение

Предупреждение(ОписаниеОшибки() +

"; Excel не установлен на данном компьютере!");

Возврат;

КонецПопытки;

// Формирование отчета

...

КонецПроцедуры

Основы программирования

Ссылка на справочник

Поиск элемента справочника

 

7.7

 

//например, в приказе об увольнении

СпрСотр.НайтиЭлемент(Сотрудник);

 

СпрСотр.НайтиПоКоду(123);

СпрСотр.НайтиПоНаименованию("Иванов Иван Иванович");

СпрСотр.НайтиПоРеквизиту("Оклад", 5000);

 

//если элемент найден, он становится текущим и его можно прочитать так:

 

Если СпрСотр.НайтиПоНаименованию("Иванов Иван Иванович")=1 Тогда

........НайденныйСотр = СпрСотр.ТекущийЭлемент();

КонецЕсли;

 

 

8.0

 

//в версии 8.0 если элемент найден, то он возвращается, иначе возвращается Неопределено

 

НайденныйСотр = СпрСотр.НайтиПоКоду(123);

НайденныйСотр = СпрСотр.НайтиПоНаименованию("Иванов Иван Иванович");

НайденныйСотр СпрСотр.НайтиПоРеквизиту("Оклад", 5000);

 

//далее нужно проверить найденное значение

 

НайденныйСотр = СпрСотр.НайтиПоНаименованию("Иванов Иван Иванович");

Если НайденныйСотр = Неопределено Тогда

.....//элемент не найден

КонецЕсли;

 

Родитель

Перебор элементов внутри группы. Группа в терминах 1С -- это "родитель".

 

7.7

 

СпрСотр.НайтиПоНаименованию("Работающие");

Работающие = СпрСотр.ТекущийЭлемент();

СпрСотр.ИспользоватьРодителя(Работающие);

//дальше, например, цикл по сотрудникам (см. выше)

...

 

 

8.0

 

СпрСотр = Справочники.Сотрудники;

ГруппаРаботающие = СпрСотр.НайтиПоНаименованию("Работающие");

выборка = СпрСотр.Выбрать(ГруппаРаботающие);

Пока выборка.Следующий() = 1 Цикл

... //действия с очередным элементом

...Сообщить("Сотрудник " + выборка.Наименование);

КонецЦикла;

 

 

Владелец

Периодические реквизиты

Создание нового документа

НовыйЗаказПокупателя = Документы.ЗаказПокупателя.СоздатьДокумент();

// Установим текущую дату создания документа

НовыйЗаказПокупателя.Дата = ТекущаяДата();

// Установим свой номер для документа

НовыйЗаказПокупателя.Номер = "Документ 1";

// Определим вид операции

НовыйЗаказПокупателя.ВидОперации =

Перечисления.ВидьЮперацийЗаказПокупателя;

// Добавим комментарий

НовыйЗаказПокупателя.Комментарий = "Образец создания нового документа";

 

Запись документа

НовыйАвансовыйОтчет = Документы.АвансовыйОтчет.СоздатьДокумент(); // Установим текущую дату создания документа

НовыйАвансовыйОтчет.Дата = ТекущаяДата(); // Установим свой номер для документа

НовыйАвансовыйОтчет.Номер = "00004"; // Запишем документ НовыйАвансовыйОтчет.Записать();

 

Запись и проведение документа_

НовыйЗаказПоставщику = Документы.ЗаказПоставщику.СоздатьДокумент(); // Установим текущую дату создания документа НовыйЗаказПоставщику.Дата = НачалоДня(ТекущаяДата()); // Запишем и проведем документ

НовыйЗаказПоставщику.Записать(РежимЗаписиДокумента.Проведение); // Отменим проведение документа

НовыйЗаказПоставщику.Записать(РежимЗаписиДокумента.ОтменаПроведения);

 

Удаление документа

// Создадим новый документ

НовыйСписаниеТоваров = Документы.СписаниеТоваров.СоздатьДокумент();

// Заполним дату документа

НовыйСписаниеТоваров.Дата = ТекущаяДата();

// Запишем документ в базу

НовыйСписаниеТоваров.Записать();

// Пометим документ к удалению

Если НЕ НовыйСписаниеТоваров.ПометкаУдаления Тогда

НовыйСписаниеТоваров.УстановитьПометкуУдаления; КонецЕсли;







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.049 с.)