Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений



Отличительной особенностью постановки проблемы межгруппо­вых отношений в западной социальной психологии является соче­тание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность кото­рой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи

Отличительной особенностью межгрупповых отношений яв­ляется субъективность, пристрастность межгруппового восприя­тия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (см. Д Манере, 1997).

Одним из первых ученых, обративших внимание на психоло­гические закономерности отношении между группами, был У Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народ­ные обычаи* феномен этноцентризма Этноцентризм проявляет­ся в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению л. другим

В концепции этноцентризма У Самнера (1906) преувеличение позитивных характеристик, приписываемых собственной этни­ческой группе, и чувство превосходства своего этноса над други­ми неотделимо от проявлений негативного отношения и враждеб­ности по отношению к представителям других этносов При этом собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качестве этало­на, центра восприятия и оценки других этнических групп У Сам­нер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса Изуче­нию закономерностей и факторов, влияющих на проявление эт­ноцентризма во взаимоотношениях между этническими группами посвящено значительное число эмпирических исследований (И Амир, С.Бочнер, Р Браун, Г.Трианидис, см 9)

Исследования, посвященные психологии межгрупповых от­ношении, можно условно объединить в рамках основных подхо­дов Так, уже в поздних работах 3 Фрейда (3 Фрейд, 1925) шла-

234 _______________________________________________ Глава 5

гается система взглядов на природу и функиии межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешнегрупповую враждеб­ность и внутригрупповую сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотиваиионной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испы­тывает ребенок по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идеи гифииируя себя с ним, а с другой — ис­пытывал ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным со­перничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме иден­тификации со «своей* группой и особенно с ее лидерами и враж­дебности по отношению к представителям других групп.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций исполь­зуется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследова­ний: авторитарной или этноцентрической личности {Т.Адорно, 1950), генершшзаиии агрессии, возникающей в результате фруст-рируюшего воздействия на личность (Л Берковитц, 1972), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между предста­вителями различных этносов и рас (Г.Олпорт, 5954, Т.Петтигрю, I95S, Л.Берковитц, 1962).

Т.Адорно показал, что враждебное отношение к представите­лям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авто­ритарной или этноцентрической личности: установка на неукосни­тельное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность сужде­ний и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне. И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализа­ции агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами же­стокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отно­шении представителей других групп, сходных с теми, кто высту­пал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстриру­емых актов жестокости. Эти исследования получили широкую из­вестность и оказали значительное влияние на общесгвенную жизнь стран Западной Европы и США.

С принципиально иных теоретических позиций подходит к

Психология межгрупповых отношений _________________________ 233

проблеме межгрупповых конфликтов М.Шериф. Истоки меж­групповой враждебности он видит в объективном конфликте це­лей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в си­туации конкурентного взаимодействия представителей этих групп (М.Шериф, К.Шериф, 1953, М.Шериф, 1961,1966).

Эксперименты М.Шерифа проводились в середине 50-х годов в американском местечке Роберс Кеиве, в летнем лагере для под­ростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследо­ваний было изучение влияния характера межгруппового взаимо­действия (кооперативно!о или конкурентного) на характер взаи­моотношений, складывающихся между группами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подростков таким образом, что­бы оно носило выраженный характер соревнования, в котором только одна из соревнующихся групп могла одержать победу. По результатам наблюдений и опросов исследователи зафиксирова­ли проявление межгруппоиои враждебности в отношениях между группами (агрессивность по отношению к представителям других групп, наативные стереотипы с восприятии других групп) и од­новременное усиление внутригрупповой сплоченности.

Формирование групп на разных этапах эксперимента осуще­ствлялось по-разному В одном случае в начале эксперимента подростки занимались общей деятельностью по уборке террито­рии лагеря и исследователи не вмешивались в стихийный процесс установления знакомства и формирования взаимоотношении между подростками. Однако затем подростков разделили на две группы таким образом, чтобы разрушить дружеские связи, сло­жившиеся во время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебности в отношениях между пред­ставителями разных групп до начала конкурентного взаимодей­ствия между ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, были заранее поделены на две группы, и в этом случае не­которые проявления межгрупповой враждебности или по крайней мере различия в установках по отношению к «своим» и «чужим» отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е в отсутствие конкурентного взаимодействия между группами В этот эксперимент исследователи ввели еше одну переменную: перпоначально разделенные и конкурирующие группы были затем поставлены в проблемную ситуацию, преодоление коюрой требо­вало объединения усилии обеих групп (поломка водопровода, не­исправность грузовика, подвозившего продовольствие). На этом

236 _______________________________________________ Глааа 5

этапе исследования авторы зафиксировали снижение межгруппо­вой враждебности, хотя устранить ее полностью так и не удалось. На основании результатов этих экспериментов М Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгруппо­вых конфликтов является характер взаимодействия — коопера­тивного или конкурентного — между группами

Полевые эксперименты М Шерифа положили начало экспе­риментальному направлению в исследовании психологии меж­групповых отношений. В них впервые была сделана попытка на­учного изучения межгрупповых отношении в естественных усло­виях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий Наконец, в исследованиях М Ше­рифа была теоретически обоснована и экспериментально доказа­на возможность снижения межгрупповои враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения)

Справедливо подчеркивая важную роль особенностей меж­группового взаимодействия в формировании межгрупповых отно­шений, концепция М Шерифа не может объяснить многочислен­ные факты, зафиксированные в экспериментальных исследовани­ях {в том числе самого М Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповои враждеб­ности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, воз­никающих, в отсутствие объективного конфликта интересов и во-обше предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

Экспериментальные исследования я теоретическое осмысле­ние этих феноменов (эксперименты по минимальной межгруппо­вой дискриминации) послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г Тэджфелд и Дж Тернера (Г.Тэджфел, 1970, Г Тэджфел, Дж Тэрнср, 1979, Дж Тернер, ХДжаилс, 1984}. Г Тэджфел, его сотрудники и последователи (М Билли г, Дж Тернер и др) провели серию лабораторных экспе­риментов, получивших в социальной психологии название «экспе­рименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по мини­мальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например, предпочте­ние одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или недооценке количества точек при их кратковре-

Психология межгрупповых отношений ______________________237

менном предъявлении на тахистоскопе и т.д-)- Исследователи спе­циально исключали из ситуации эксперимента все факторы, кото­рые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуе­мыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и г.д. На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуально рас­пределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение суммы, причитающей­ся другим участникам, производилось с помощью специально раз­работанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариан­тах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуе­мые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сум­ма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм), максималь­ное различие в пользу представителя своей группы (относительный ингрупповой фаворитизм) и, наконец, — интегральный ингруппо­вой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегии. В ре­зультате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максималь­ных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых Причем эта стратегия вы­биралась даже в тех случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше макси­мально возможного. То есть главной целью испытуемых было ус­тановление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой груп­пы, получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor— благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном слу­чае в форме внешнегрупповой дискриминации) По мнению Г.Тэджфсла внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дис­криминация являются универсальными феноменами психологии межгрупповых отношений.

Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных про-

238 _________________________________________________ Глава 5

iieccoB, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп:

Социальная категоризация — когнитивный процесс упорядочива­ния индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числеокружающих людей и себя само­го) по группам ("категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Социальная идентификацияпроцесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных призна­ков различных социальных групп, результатом которого является уста­новление различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Внутри труп повой фаворитизм и внешнегрупповая дискрими­нация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддер­жания позитивного образа «Я».

Исходя из такого, но преимуществу когнитивного, понимания природы межгрупповой предубежденности и враждебности, по-новому ставится и вопрос о предотвращении или уменьшении межгруппового конфликта. Так, С.Уорчел (1979) считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена кон­курентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и макси­мизация сходства между представителями разных групп, позволя­ющего им воспринимать себя как членов одной группы.

Теория социальной (групповой) идентичности позволяет бо­лее конструктивно подойти к проблеме межгрупповой дифферен­циации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономических изменений, связанных с появлением новых соци­альных групп и изменениями в социальной стратификации. Она, в частности, предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социаль­ной группе и субъективного осознания своего группового член­ства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентич­ности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкрешой социальной катего­рии) и свое отношение к представителям своей и других групп.

Подводя итоги анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать,

Психология межгрупповых отношений _________________________232

что в ней накоплен большой опыт исследований, выражающих различные теоретические и методические подхолы Они позволя­ют с разных точек зрения подойти к анализу теоретических про­блем и наметить различные подхолы к разрешению практических задач Вместе с тем в западной социально» психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и ре­шается именно как проблема межгрупповои враждебности. В тра­диционных положениях западной социальной психологии прояв­ление негативных установок по отношению к другим группам, определяемое терминами «межгрупповая дискриминация», «меж­групповая враждебность», понимается как универсальная соци­ально-психологическая закономерность, являющаяся обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе (внутригруппового фаворитизма, приверженности к груп­пе членства) Существуют лишь расхождения во мнении о том, какие социально-психологические процессы (межгрупповые или внутригрупповые) являются в данном случае исходными, опреде­ляющими, и о характере взаимосвязи явления внутригруппового фаворитизма с объективными противоречиями, возникающими в процессе межгруппового взаимодействия. В одних случаях внут-ригрупповой фаворитизм трактуется как их следствие (М.Шериф, 1966), в других— как причина (Г Тэджфел,!974)

Постановка и разработка теории межгрупповых отношении в западной социальном психологии во многом была обусловлена содержанием реальностей и проблем общественной жизни эко­номической, политической и культурной дифференциации обще­ства, социальных и этнических конфликтов Именно этим во мно­гом объясняется тот факт, что основное внимание в распростра­ненных на Западе концепциях межгрупповых отношений уделя­лось процессам, связанным с межгрупповои дифференциацией и дезинтеграцией, предубежденностью и враждебностью по отно­шению к представителям других групп, межгрупповыми конф­ликтами В гораздо меньшей степени в этих исследованиях затра­гиваются процессы и явления, выражающие тенденции к меж­групповой интеграции, т.е. установление связей и отношений между группами, способствующих их объединению в рамках более широкой общности как единого целого. Вопрос о динамике меж­групповых отношений в рассматриваемых исследованиях ставил­ся лишь в плане изучения влиянии той или иной переменной на степень выраженности эффекта внутригруппового фаворитизма и инешнегрупповои дискриминации. Недостаточно исследован

240 _______________________________________________ Глава 5

вопрос о соотношении процессов межгрупповой дифференциа­ции и интеграции в динамике внутригрупповьтх и межгрупповых

отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.179.138 (0.081 с.)