Понятие метода. Основные методы научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метода. Основные методы научного познания.



Метод – совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основные методы научного познания разделяют на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.
Всеобщие методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека: диалектический и метафизический. Диалектический метод – это метод, исследующий развивающуюся, изменившуюся реальную действительность, признаёт конкретность истины и предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания. Метафизический метод – противоположен диалектическому, рассматривает мир таким, какой он есть в данный момент, то есть без развития, как бы застывшим.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, то есть имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. В частности они делятся на две группы: методы теоретического и эмпирического исследования.

Частнонаучные методы – методы, применимые только в рамках отдельных наук или исследования конкретного явления. В частнонаучных методах могут присутствовать общенаучные методы, частонаучные методы тесно связаны с ними и включают в себя специфическое их использование в конкретной области объективного мира.

 

9.Понятие «научная картина мира». Основные научные картины мира, принципы их построения.
Научная картина мира – это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Научная картина мира даёт самое широкое представление о мире, включая важнейшие достижения науки. Научная картина мира задаёт систему принципов и установок освоения мира, она носит парадигмальный характер, так как в её основе лежит некая устоявшаяся парадигма. Содержание научной картины мира обуславливает способ видения мира.
Основные научные картины мира:
Общенаучная – общенаучное представление о вселенной, живой природе, обществе, человеке, она формируется на основе синтеза знаний, полученных в различных областях.
Социальная и естественнонаучная картины мира – обобщают знания гуманитарных и естественных наук, включая представления об обществе и природе.
Специальное научное познание – это представление о предметах отдельных наук (биологическая, физическая картина мира)

10.Понятие «научной революции» по Т. Куну. Специфика научных революций
Научная революция – процесс смены парадигмы. В период нормальной науки учёные находят решение поставленных задач в рамках существующей парадигмы. Однако рано или поздно возникают задачи, которые невозможно решить в рамках данной парадигмы, по Куну – аномалии. Наличие одной или нескольких аномалий ещё не вызывает смены парадигмы, однако со временем их число растёт, и становится очевидным, что прежняя парадигма не может справиться со своими задачами, по Куну – кризис. Период кризиса – это период конкуренции между альтернативными теориями, по Куну – ненормальный период. Кризис заканчивается, когда одна из альтернативных теорий приведёт к наибольшему решению аномалий. Такая теория закладывает основы новой парадигмы.

11.Зарождение науки в Древней Греции. Донаучный период развития естествознания
Донаучный период развития естествознания охватывает период от античности до становления экспериментального естествознания в XVI-XVII веках. Представителями донаучного периода развития естествознания были: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Евклид, Архимед, Гиппократ, Демокрит, Птолемей и другие. Важным достижением древнегреческих учёных стало умение мыслить в понятиях. Суть античного научного познания, определялась как изучение процесса превращения хаоса в космос. Первые древнегреческие учёные стремились к поиску первоначала, первоосновы из которой всё произошло. Они установили рационалистическую позицию познания, которая основывалась на утверждении: человеческий разум – единственный инструмент познания. Начало Евклида содержит в себе основы математики и геометрии. Гераклит выдвинул свой тезис о физическом мире: «Всё течёт, всё изменяется» В этот же период зарождаются атомистические представления о мире Демокрита. Космология Аристотеля и его принципы центрального и неподвижного положения Земли закрепили устоявшуюся концепцию устройства космоса на несколько веков. А геоцентрическая картина мира была повторно подтверждена Птолемеем.

12.Научная революция XVI – XVII и проблема научного метода
Первая научно-естественная революция произошла в 1543 году и была вызвана выходом книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер». Теория Коперника ознаменовала переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели вселенной, тем самым открыла новый этап в развитии естествознания. Галилей заложил основы динамики, науки о движении тел под действием приложенных сил. Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Кеплер сформулировал законы: Планеты движутся не по круговым орбитам, а по эллипсам в одном из фокусов которого находится солнце; Планеты движутся со скоростью в которой радиусы векторы описывают одинаковые площади в равные времена; Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. Философия приобретает современных характер, а целью науки становится достижение таких знаний, которые бы увеличивали власть человека над природой. Основной проблемой периода научно революции стал поиск методов познания, как способа достижения цели. Развернулась полемика о путях нахождения истинного знания либо через знания, либо через опыт. Из за этого сформировались два подхода к получению знаний эмпирический и подход рационалистический (теоретический)

13. Формирования механической картины мира (основные принципы, ключевые понятия)
В период формирования механистической картины мира, мир представлялся в виде гигантского механизма, он функционировал на основе вечных и неизменных законов механики. Любую науку пытались построить по образцу механики, свести любые процессы, происходящие в мире к механическим процессам, это следует из теорий основоположников данной картины: Декарта, Галилея и Ньютона. Редукционнизм – объяснение сложных процессов простыми процессами механики. Метафизичность – предметы и явления, рассматриваются вне их развития, а изменения, которыми с ними происходят, считаются лишь количественными, связь между предметом игнорировалась, объекты рассматривались отдельно друг от друга. Детерминизм - возможность точного и однозначного определения системы, случайность полностью исключалась из природы, а всё в мире считалось строго предопределённым предыдущем состоянием системы. Симметричность процессов во времени, которая выражалась в обратимости, отрыв материи от форм её существованию. В механике Ньютона отрыв - независимость существующего пространства и времени от материи, а также в принципе дальнодействия - передача действия тел друг на друга происходит мгновенно, на любом расстоянии без каких-либо звеньев в пустоту.

14.Электромагнитная картина мира (основные принципы…)
Главная идея электромагнитной картины мира – это естественнонаучный материализм, а ее ядро – теория электромагнитного поля. Основные идеи: непрерывность материи (континуальность), материальность электромагнитного поля, неразрывность материи и движения, связь пространства и времени как между собой, так и с движущейся материей. Материя существует в двух видах: вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно. Главным является поле, основным свойством материи является непрерывность (континуальность) в противовес дискретности. Создание СТО привело к отказу от эфира, как части объективного мира. Из постулатов СТО следовала относительность длины, времени и массы, т.е. их зависимость от системы отсчета. Из преобразований Лоренца, выведенных для перехода от одной инерциальной системе отсчёта к другой, следовало, что пространство и время связаны между собой и образуют единый четырехмерный мир. В период становления и развития электромагнитной картины мира физика знала два взаимодействия – гравитационное и электромагнитное. В рамках этой картины мира оба эти взаимодействия объяснялись исходя их понятия «поле». Это означало, что и то и другое взаимодействие передается с помощью промежуточной среды, т.е. поля со скоростью, равной скорости света.
Основными принципами электромагнитной картины мира являются принцип относительности Эйнштейна, близкодействие, постоянство и предельность скорости света, эквивалентность инертной и гравитационной масс, причинность. Большое значение имело установление взаимосвязи массы и энергии (E=mc2). Масса стала не только мерой инертности и гравитации, но и мерой содержания энергии. В результате два закона сохранения – массы и энергии – были объединены в один общий закон сохранения массы и энергии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.011 с.)