Вопрос. Основные этапы развития зп в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Основные этапы развития зп в России.



Одним из первых декретов Советской власти в 1917 году был "Декрет о земле". Данный декрет отменял помещичью частную собственность на землю и декларировал "божье право" на землю. Впервые в России государственная монополия на землю была объявлена первым земельным кодексом РСФСР 1922 года. В 1928 году национализация земли была провозглашена Земельным кодексом СССР, который фактически и закрепил основные черты земельных отношений в Советском Союзе до 1989 года.

Таким образом, все земли в СССР принадлежали государству. Все сделки с землей - купля-продажа, аренда, залог и проч. - были запрещены. Сельскохозяйственные предприятия получали землю в бесплатное и бессрочное пользование. Государство, являясь собственником, имело право перераспределять землю между предприятиями, изымать ее для несельскохозяйственного использования, распоряжаться иным способом. Сельскохозяйственные предприятия, в свою очередь, выделяли из данных им в пользование угодий, участки для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) сельскими жителями, около 0,20 гектара. Определенную часть земель хозяйства выделяли населению, своим работникам, в своих полях - для посадки картофеля, овощей. Эти земли не закреплялись за семьей, предоставлялись на сезон, часто обрабатывались коллективно. Кроме того, существовали коллективные выгоны, сенокосы для домашнего скота.

Адекватной формой сельскохозяйственного предприятия при такой системе аграрного производства стали колхозы и совхозы - крупные государственные предприятия с назначаемым руководителем, подотчетные государственным органам управления в своей деятельности и со значительным наемным персоналом работников. Данная система в основных своих чертах была сформирована в СССР в конце 1930-х годов и далее лишь трансформировалась в рамках сложившейся парадигмы. Шесть десятилетий развития продемонстрировали, с одной стороны, достаточную устойчивость ее внутренней структуры, адекватность решаемым задачам, но с другой стороны, выявили две ее основные проблемы, решение которых оказалось невозможным без изменения принципиальных основ системы государственного сельского хозяйства. Первая из этих проблем - недостаток эндогенных экономических стимулов хозяйственной деятельности предприятий. Второй проблемой являлось отсутствие действенного механизма мотивации труда внутри хозяйств. Обе проблемы были осознаны уже в 1950-е годы. В середине 1960-х годов был введен экономический регулятор - прибыль, которая немедленно превратилась в некоторый счетный бухгалтерский и статистический показатель, но так и не стала реальным стимулом для производства. Развивались попытки реформировать внутрихозяйственные отношения с целью создания более действенной трудовой мотивации для крестьян: начиная с пресловутой "безнарядки" до семейного и арендного подряда и даже арендного фермерства. Все эти нововведения, показав более или менее неплохие результаты в экспериментальных условиях, тут же нивелировались системой при всесоюзном распространении. Советское сельское хозяйство, несмотря на непрекращающийся процесс реформ, постепенно сползало в стагнацию. Таким образом, система государственного сельского хозяйства к 1990-м годам достигла предела своего саморазвития, она стала тормозом технического прогресса в отрасли, а ее реформирование упиралось в необходимость замены системообразующих принципов. Встал вопрос о необходимости создания в аграрном секторе производственных единиц, способных самостоятельно хозяйствовать в новых условиях, чего колхозы и совхозы в их прежнем виде делать принципиально не могли. Прежде всего, были созданы возможности для развития семейных фермерских хозяйств. В 1987 году в СССР начались эксперименты с фермерскими хозяйствами. С принятием кооперативного законодательства в 1988 году семейные хозяйства стали возникать под видом сельскохозяйственных производственных кооперативов. Первые фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы получили право арендовать землю у крупных хозяйств за плату. В 1989 году был принят Закон "Основы земельного законодательства СССР", в котором был введен новый титул на землю - пожизненное наследуемое владение. Его введение было обусловлено компромиссом между необходимостью дать определенную земельную самостоятельность нарождающимся частным сельскохозяйственным предприятиями и социально-политической невозможностью введения полномасштабной земельной собственности в стране.

Также Основы земельного законодательства 1989 года ввели земельную аренду в исключительных случаях и принцип платности землепользования. Впервые за все годы Советской власти был введен земельный налог.

Тем не менее, земельные отношения в стране оставались в своей основе прежними, радикальных изменений ни в структуре земельных отношений, ни в структуре сельского хозяйства не произошло.

В Законах РФ от 22 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и от 23 ноября 1990г. в соответствии с Конституцией было закреплено право частной собственности на землю. Работникам и членам колхозов и совхозов было предоставлено право на получение земельной доли при выходе из колхозов и колхозов для организации крестьянского хозяйства, то есть у них появилось право собственности на земельную долю. Предусмотрено также предоставление в частную собственность земельных участков гражданам для личных подсобных хозяйств.

 

6 Вопрос. Земельное право как отрасль права и учебная дисциплина.

Земельное право как учебная дисциплина - это система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений, исходя из плановых учебных часов.

В учебной дисциплине наряду с основными положениями общей части земельного права обычно рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод, система земельного права, понятие и; особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии.

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования, и охраны земель; выявляет проблемы, противоречия, пробелы, и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами, высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства, разрабатывает научные основы его классификации и систематизации.

7. Земельное правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами земельного права. Ст. 3 ЗК РФ определяет предмет земельного права через отношения, регулируемые земельным законодательством. Последнее регулирует «отношения по использованию и охране земель в российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)» (п.1 ст.3 ЗК РФ).

Земельные правоотношения имеют следующую структуру:

1. норма земельного права, которой оно урегулировано;

2. субъекты, которые участвуют в отношениях;

3. объект, по поводу которого возникло отношение;

4. содержание, которое определяется правами и обязанностями

5. участников отношений.

Целесообразно классифицировать земельные правоотношения с учетом ст. 3 ЗК РФ на два вида:

· земельные правоотношения в сфере использования и охраны земель; · межотраслевые земельные правоотношения.

Можно также подразделить земельные правоотношения на следующие виды: 1) правоотношения по охране земель; 2) правоотношения по мониторингу земель, землеустройству, государственному земельному кадастру, по переводу земель из одной категории в другую; 3) правоотношения по земельному контролю; 4) правоотношения в сфере правового режима земель сельскохозяйственного назначения; 5) правоотношения в сфере правового режима земель поселений; 6) правоотношения в сфере правового режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; 7) правоотношения в сфере правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов; 8) правоотношения в сфере правового режима земель лесного фонда, водного фонда, земель запаса.

 

8. Согласно ст. ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений — часть по- верхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок

Законодатель назвал землю как природный объект в качестве объекта земельных отношений для того, чтобы, во-первых, определить производность любых земельных отношений от оценки (характеристики) земли в качестве природного объекта. Во-вторых, при регулировании природоресурсных, экологических отношений надо исходить из того, что земля является всеединым объектом, на котором находятся все другие объекты

Для характеристики объектов земельных отношений большое значение имеет деление земель по категориям. Так ст. 7 ЗК РФ определяет следующие категории земель: «1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5)земли лесного фонда; 6)земли водного фонда; 7)земли запаса.

Субъекты земельных правоотношений составляют: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В какой-то мере исключение могут составлять иностранцы и лица без гражданства, так как их земельная правосубъектность ограничена земельным законодательством. П. 2 ст. 5 ЗК РФ установлено, что «права иностранных, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами». В соответствии с п. 2 ст.15 «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридически лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на пограничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».

 

9. Основаниями для возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты и события

Классификацию юридических фактов по видам:

1. Правоустанавливающие юридические факты, при наличии которых возникают земельные правоотношения. Так, при заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли;

2. Правоизменяющие факты, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:

· - по объекту земельного правоотношения. Например, при деградации земель сельскохозяйственного назначения, делающей невозможным восстановить в ближайшее время плодородие почв, данный земельный участок консервируется в порядке, устанавливаемом правительством, а в связи с изменением правового статуса этого объекта изменяются и земельные правоотношения в отношении его;

- по субъектам земельных правоотношений. Так, в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства, т.е. данный факт изменяет субъектный состав;

- по содержанию правоотношения. Например, появление на земельном участке водной или ветровой эрозии становится юридическим фактом, порождающим для лиц, использующих этот участок, обязанность осуществлять комплекс защитных мероприятий по устранению этого неблагоприятного явления

Правопрекращающие факты, с возникновением которых прекращаются земельные правоотношения. Так, в земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов — оснований прекращения правоотношений по использованию земель. 1) добровольный отказ от земельного участка или его части;
2) истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
3) прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
4) использование земли не по целевому назначению;
5) прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
6) нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
7) использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
8) систематическая неуплата земельного налога, арендной платы в установленные договором аренды сроки;
9) неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
10) выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
11) переход права собственности на строение, сооружение;
12) изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
13) смерть землевладельца, арендатора.

 

1 0. Соотношение п. 3 ст. 3 ЗК РФ и ст. 8 ГК РФ позволят обосновать возникновение прав на землю из сделок. Возникновение прав из сделок, виды и формы сделок с землями и участками регулируются гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ: «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством». Следовательно, все отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством. Но при этом необходимо руководствоваться нормами земельного законодательства, которое регулирует специфические отношения, обусловленные земельным правом. Права, возникающие из сделок с земельными участками, зависят, прежде всего, от оборотоспособности этих участков.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.016 с.)