Виды сделок с земельными участками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды сделок с земельными участками



    1. купля-продажа земельных участков;
    2. ипотека (залог) земельных участков;;
    3. аренда земельных участков;
    4. переход прав на земельные участки по наследству;
    5. дарение, мена и рента земельных участков;
    6. внесение земельных участков в уставный капитал организации;
    7. доверительное управление земельными участками

Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме (исключение: аренда на срок до одного года - ст. 609 ГК РФ).

Так как предметом договора может быть только индивидуально определенное имущество, к договору в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка (если участок ранее не ставился на кадастровый учет). Отсутствие паспорта влечет признание сделки недействительной (ст. 554 ГК РФ).

В настоящее время обязательное нотариальное удостоверение установлено законом для следующих видов сделок с земельными участками:

· завещание, в том числе содержащее завещательный отказ или завещательное возложение (ст. 1124, 1137, 1139 ГК).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" все сделки с землей подлежат обязательной государственной регистрации территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

 

11. Право собственности на землю - это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

Под правом собственности на землю понимается право, включающее в себя три правомочия - владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции Рф)

Владение - основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Пользование - это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п.

Распоряжение - это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

понятие собственность нужно рассматривать в юридическом и не юридическом смысле. Государство не вправе навязывать собственнику земельного участка, равно как и землевладельцу, землепользователю, приемы обработки почвы (производить вспашку, осуществлять безотвальную обработку с одновременным боронованием и т.п.), но если применяемая собственником технология ведет к снижению плодородия почв и ухудшению экологической обстановки, то закон допускает вмешательство соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

12. Виды и формы земельной собственности

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве различаются формы земельной собственности:

Частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ)

Муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования.

13. Основания приобретения земельных участков в собственность:

1) в частную собственность (по Гражданскому кодексу РФ)

1. на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218);

2. в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218);

3. в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217);

4. по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу приобретательной давности.

2) в государственную собственность (ст. 17, 18 ЗК РФ):

1. по федеральным законам;

2. процедура разграничения государственной собственности на землю;

3. гражданско-правовые основания;

4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

3) в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

1. по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;

2. процедура разграничения государственной собственности на землю;

3. гражданско-правовые основания;

4. безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Изменение земельных правоотношений:

  1. в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств;
  2. изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.

Прекращение земельных правоотношений:

  1. основанием прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка;
  2. основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд;
  3. прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров

14. Особое место в комплексе вопросов, связанных с прекращением прав на земельный участок, занимают конфискация и реквизиция. Под конфискацией понимается безвозмездное бессрочное изъятие земельного участка у его собственника. Основанием для конфискации земельного участка служит вступившее в законную силу решение суда. Эта санкция может применяться к гражданам за совершение, как преступлений, так и иных правонарушений.

В отличие от конфискации, реквизиция — это временной изъятие земельного участка, предусматривающее обязательно! возмещение его собственнику причиненных убытков. Реквизиция земельного участка допускается для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от угроз, возникающих при:

• стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях;
• иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Решение о реквизиции земельного участка принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти. О реквизиции земельного участка его собственнику выдается надлежащим образом оформленный документ.

После отпадения причин, в силу которых проводилась реквизиция, земельный участок подлежит возврату его собственнику. В тех случаях, когда возврат не представляется возможным, собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка либо (с согласия собственника) предоставляется равноценный земельный участок, в том числе расположенный в другой местности.

Гражданин, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке. Оценка, в соответствии с которой компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, а также убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением прав, могут быть также оспорены гражданином в судебном порядке.

Вопрос.

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю",

другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда,

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти

- подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

- сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

Вопрос.

Источник зе­мельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер­ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв­ляющийся элементом системы земельного законодательства.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:

1.

1. международные договоры;

2. Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;

3. федеральные законы, законы РФ;

4. подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);

5. законы субъектов РФ.

1. по территории действия:

· федеральные (НПА для всей страны - Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);

· региональные (НПА для одного субъекта федерации);

· местные (НПА для одного муниципального образования).

2. по кругу субъектов:

· общие;

· специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками).

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям:

·

· ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

· ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

· ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

· ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

· ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

·

· ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;

· ст. 1, 7 -- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;

· ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

· ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;

· ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

· ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;

· ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.036 с.)