Проблема источников познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема источников познания.



Что является основным источником познания?

Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт (эмпиризм), либо разум (рационализм).

Сторонники концепции эмпиризма утверждают, что основным источником познания является чувственный опыт. Основателем эмпиризма является Фрэнсис Бэкон.

Согласно эмпирикам, наш разум представляет собой чистейший резервуар (он совершенно пустой), поэтому разум должен быть заполнен какими-то данными извне. А данные из внешнего мира мы можем получить только посредствам наших чувств. Условно каждое чувство представляет собой своеобразный канал. Таких чувств у нас пять:

· Зрение;

· Обоняние;

· Слух;

· Осязание;

· Вкус.

Все эти органы чувств представляют собой своеобразные каналы, по которым информация из внешнего мира поступает в наш разум.

К примеру, воспринимая какое-либо животное, мы изучаем его с помощью зрения, то есть мы видим определённый образ четвероногого мохнатого животного. Далее мы воспринимаем отдельные звуки, которые издает животное, с помощью нашего слуха. При необходимости, используем органы осязания.

Таким образом, вся окружающая реальность попадает в наше сознание через данные, которые нам передают органы чувств.

Главным деятелем эмпиризма является Джон Локк.

Знаменитый тезис Джона Локка: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах».

Рационализм. Основателем этого учения является Рене Декарт.

Рационализм утверждает, что главной целью познания является разум: он первичен. Возникает противоречие: «каким образом разум может быть первичен, если вся информация, как известно, поступает с помощью органов чувств? Как разум может играть первичную роль?»

На все эти вопросы рационалисты отвечают следующим образом: сами по себе чувства (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус) хаотичны и неопределенны, они не могут дать нам никакой конкретной информации. Все эти чувства не привязаны ни к какому предмету, именно поэтому они не дают нам информации.

Наш разум, согласно рационалистам, непостоянный, то есть он выполняет функцию некой схемы (некой призмы), которая организует всё чувственное восприятие и придаёт ему некую форму. Только благодаря тому, что наш разум – это своеобразная призма, он фильтрует огромное количество чувственных восприятий и организует их определённым образом. Благодаря этому, у нас получается представление о предмете.

Чувства, с точки зрения рационализма, - это сырой, необработанный материал. Только разум организует эти чувства и, таким образом, организуется познание.

Одним из основных тезисов рационализма является высказывание Лейбница: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах, кроме самого разума».

То есть сам разум, с точки зрения рационализма, не пустой: в нём присутствует некоторая структурная схема, категория, матрица, которая формирует наше восприятие.

 

Истины – искомое познание.

Истина - соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний.

В познании необходимо исходить из тождества и различия обыденных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются друг в друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыденной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования.
Конкретность истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится с этой реальностью. Всякая истина и относительна, и абсолютна.

Абсолютная истина, т.е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Теории и знания людей носят относительный характер, они формируют истину в каких-то исторически конкретных теориях, высказываниях.

Относительная истина - такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и в дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Развитие познания - это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. А так называемые «вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, аккумулирующими в себе твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты

Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, т.е. неполными, приблизительными. Относительные истины - это истины, нуждающиеся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, словом, в дальнейшем развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.004 с.)