Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какова сущность теоритического и эмпирического методов познания? ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Основой эмпирических методов являются чувственное познание и данные приборов. К числу этих методов относятся: § наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; § эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; § измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону; § сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: § анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); § синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; § классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); § абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); § формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); § аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; § моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); § идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); § дедукция - движение от общего к частному; § индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).
Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы: § метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами; § диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. 25. На вопрос, что является источником познания, британская школа настаивала на том, что конечным источником всякого познания является наблюдение, а континентальная школа утверждала, что источником этим является интеллектуальная интуиция ясных и отчетливых идей. Философия первых – это эмпиризм, философия вторых – рационализм.
Эмпиризм (сенсуализм) Представители - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Образцовая Наука - высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни.Главным шагом в реформе науки, предлагаемым Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции. Источники Знания - Бэкон проводит различение двух видов опыта: плодоносного и светоносного. К первому относятся такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, ко второму - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Критерий Истины - Бэкон так определял различие и особенности двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей. Роль чувств в познании - Диалектика процесса познания. Познание — это сложный исторический процесс формирования знания, в котором задействованы практически все способности человека. Среди них как важнейшие выделяются чувства и мышление. Через ощущения и восприятия сознание человека связано с внешним миром. Представление выступает переходной формой от чувственной ступени познания к рациональному познанию. Вершиной развития рационального познания является мышление, которое осуществляется в трех основных формах — понятии, суждении и умозаключении.
Роль разума в познании - Ценность разума - в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Основной метод познания и метод построения научной системы- Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение; эксперимент; измерение и сравнение. Рационализм Представители - Среди представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Образцовая Наука - Рационализм Декарта предусматривал объяснение устройства мира, представляя его в абстрактных и наглядных образах одновременно. Устройство мира предполагало возможность разделения его на компоненты, которые будут логически связаны между собой и математически точно описаны. Источники Знания - позиция рационалистов заключается в том, что мы обладаем двумя видами знания. В дополнение к опытному знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин. Спор рационализма и эмпиризма в основном ведется вокруг второго вида знания. Рационалисты утверждают, что с помощью рациональной интуиции мы получаем знание всеобщих истин (например, познаем Бога, человеческую природу и мораль). Критерий Истины - Критерием истинности познания является не эмпирическое обоснование, а идеи, которые предстают ясными и отчетливыми перед нашим разумом. Роль чувств в познании - Знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению Роль разума в познании - Рационалистический постулат «Я мыслю» является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность. Основной метод познания и метод построения научной системы - Познание есть сложный процесс, в котором можно выделить два уровня: чувственный и рациональный. Рациональное познание есть процесс познавания окружающего мира посредством естественного восприятия и мыслительной деятельности. Формы рационального познания обладают несколькими общими характеристиками: · отражают некие общие признаки и свойства познаваемых объектов; · абстрагированы от единичных особенностей объектов; · обусловлены точкой зрения субъекта на познаваемую реальность; непосредственно связаны с языком (в широком понимании) выражения мысли. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода. 1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. 3. В вопросе также должно содержаться нечто известное. Таким образом, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.178.221 (0.007 с.) |