Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Относительная и абсолютная истина↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т.п. Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. Абсолютность и относительность истины характеризует степень точности и полноты знаний. Абсолютная истинаесть, как считают Алексеев П.В., Панин А.В. (См.: Философии: учеб.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608 с., С.229): а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов; б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком недостижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах (Презент. 10, слайд 3). Чем определяется неизбежная неполнота, ограниченность и неточность наших знаний? 1) самим объектом, природа которого может быть бесконечно сложна и многообразна; 2) изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания; 3) условиями и средствами познания: сегодня мы пользуемся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра – другими более совершенными; 4) субъектом познания: человек развивается соответственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно- растут его знания, совершенствуются познавательные способности и т.д. Согласно диалектике, абсолютная истина складывается из взаимодействия, взаимопроникновения относительных истин, при этом каждая часть целого (относительная истина) воспроизводит не полно, фрагментарно целый предмет (абсолютную истину). Заблуждение как противоположность истины. Агностицизм. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам. Заблуждения следует отличать от лжи, как преднамеренному искажению фактов. Для этого есть свои причины (Презент. 10, слайд 4). Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине (по сущности) существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на "ускользающую" сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность человеческого духа. На смену античному агностицизму впоследствии пришли многие другие. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма - юмизм и кантианство. Д. Юм утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств". И. Кант исследовал познавательные способности человека и специфику естественно-научного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение "субъективного" и "объективного" в познании. В процессе познания мы имеем дело фактически не с "вещами в себе", а с явлениями; "вещи в себе", т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. И. Кант считал, что каковы вещи могут быть сами по себе, "мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства. Одной из форм кантианского агностицизма являлся "физиологический идеализм" физиолога И. Мюллера (1801-1858), обосновывавшего свой агностицизм данными физиологической науки; родственна с мюллеровской концепцией "теория иероглифов", или "теория символов", немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821-1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854-1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными; но они (теории) не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе "технический агностицизм" Г. Башпяра (1884-1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть "квантово-механический", "кибернетический", "психиатрический", "социальный" агностицизм. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений. Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.- П. Сартра и др. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности, а релятивизм отрицает абсолютную истину и объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой относительности субъективна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.008 с.) |