Соотношение знания и информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение знания и информации



С древних времен мыслители пытались дать определение, что такое знания. В работах философов Сократа, Аристотеля, Платона, Ф. Бекона, И. Канта, Г. Гегеля содержатся свидетельства того, что общественная сила накапливается через знания. Одним из первых мыслителей, инициирующих создание концепции знаний, был Платон. Знание, по Платону, – это доказанное истинное убеждение.

В современных научных концепциях по-разному трактуют взаимоотношения таких категорий, как "данные", "информация" и "знания". Трактовка зависит от области и ракурса исследования. Иногда "знания" и "информация" представляются как абсолютно тождественные понятия. В данном учебнике мы предлагаем опираться на следующую иерархию понятий: сведения – данные – информация – знания.

Сведения являются низшим уровнем иерархии и определяются как часть знаний, критерий истинности которых субъективен у различных участников познавательного процесса.

Под данными понимаются неупорядоченные наблюдения, числа, слова, звуки, изображения. Это набор дискретных, объективных фактов.

Например, структурированные записи о трансакциях (сколько, когда и кто купил, сколько и когда заплатил и пр.) являются данными. Эти данные не говорят о том, почему покупатель пришел именно сюда и придет ли он еще раз.

Когда данные организованы, упорядочены, сгруппированы и категоризированы, они становятся информацией.

Информация – это совокупность данных, упорядоченная с определенной целью, придающей им смысл.

Знание трактуется как информация, готовая к продуктивному применению, действенная, снабженная смыслом.

Знание представляет собой совокупность оформленного опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного понимания, составляющих основу для оценки и интеграции новых опыта и информации.

Под контекстуальной информацией понимается информация, связанная с функционированием системы, которая должна воспринять эту информацию, и необходимая для ее функционирования. Так, для предприятия контекстуальной будет являться информация о рыночных ценах на товар, товары-заменители, капитал, труд и т.п. К контекстуальной также можно отнести информацию об изменениях во вкусах потребителей или в уровне процентной ставки. Примером неконтекстуальной информации могут служить сведения об увеличении рождаемости в Народной Республике Бангладеш, если фирма не ведет международную деятельность, в частности в этой стране. Таким образом, говорят, что контекстуальной является информация, которая "при каком-то допустимом в реальности развитии событий может стать полезной".

Экспертное понимание подразумевает, что для отнесения неких данных или информации к разряду знаний они должны быть признаны в качестве знаний в рамках соответствующего института. Например, новая теория в физике должна быть доказана ученому сообществу и признана им, чтобы на ее основе продолжались исследования.

Взаимоотношения информации и знаний сложнее отношений между сырьем и продукцией. Знания не только располагаются на более высокой ступени обобщения, чем данные и информация, они выполняют также функцию структур, которые систематизируют и организуют данные. От характеристик уже имеющихся знаний зависит, будут ли определены как информация те или иные сигналы внешней среды. Например, народы Крайнего Севера различают огромное количество оттенков снега, и изменение этих оттенков позволяет им прогнозировать изменение погоды. Человек, живущий где-нибудь в южных широтах, вряд ли вообще заметит изменение оттенка снега, пока тот не начнет таять и чернеть у него на глазах, и тем более не сможет воспользоваться этим сигналом внешнего мира. Этого не может произойти, поскольку в культуре его народа не накоплены веками обширные знания о взаимосвязях опенков снега и погодных изменений. Или более простой пример: студент, не обладающий достаточными знаниями по математике, не сможет глубоко изучить экономические явления, которые описываются при помощи математических моделей (графиков, формул и уравнений).

Существует несколько классификаций знаний. Например, классификация по степени научности (научное и ненаучное знание) или разделение на индивидуальное и групповое знание. В 2003 г. Европейская комиссия представила классификацию, которая разделяет знания следующим образом:

• научные знания;

• технические (технологические) знания;

• инновации;

• человеческий капитал;

• квалификации (компетенции);

• информационно-коммуникационные технологии.

Существует разделение на формализованные и неформализованные знания, определенное Майклом Полани в 1966 г.

Формализованные знания – это знания, которые точно определены, а их детали могут быть воспроизведены, переданы и сохранены в каком-либо виде: вербальном, письменном, видео-, аудио- или электронном носителе, в форме текстов, графиков, формул, схем, цифр и т.п.

Неформализованное знание находится в памяти людей и организаций, доступно и может свободно передаваться другим, но передача его происходит посредством непосредственного наблюдения, повторения и т.п.

В научной литературе понятие формализованного знания тождественно понятиям кодифицированного и отделимого знания, а неформализованного – понятиям некодифицированного и неотделимого знания.

Неформализованное знание в значительной степени связано с субъективными свойствами системы (человека, коллектива), и его труднее передавать от системы к системе, а иногда и невозможно. Наглядным примером формализованного знания в быту может служить поваренная книга. Передача неформализованного знания происходит, например, когда мать учит дочку печь пироги. Ингредиенты и последовательность действий могут быть прочитаны в книге, но это блюдо у всех хозяек получается разным, поэтому мать показывает, как замешивать тесто, и говорит: "А чтобы хорошо промешать, надо делать вот так..." и далее следует процесс передачи неформализованного знания, который невозможно описать формализованным языком в учебнике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.006 с.)