В период незаконной депортации карачаевцев аул был переименован в С. Высокогорное, а с 1957 года стал вновь А. Верхняя Мара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период незаконной депортации карачаевцев аул был переименован в С. Высокогорное, а с 1957 года стал вновь А. Верхняя Мара.



 

Указанные новые селения располагались в горных долинах, намного ниже Большого Карачая и намного дальше от снежных вершин Главного Кавказа, что придавало ряд преимуществ для хозяйственной деятельности. Маринское ущелье неширокое, протекающая здесь речка того же названия сравнительно невелика. Здесь никогда не бывает ветра, но нередко ущелье окутывает туман, что не благоприятствует скотоводству. Невысокий перевал Гум-Баши (2040 м над уровнем моря) отделяет Маринское ущелье от Кисловодска, где маринцы осуществляли товарообмен, сбывали свой товар. Аналогично с окрестными станицами. Главное же состоит в том, что земля вокруг селений Верхняя и Нижняя Мара – настоящий клад для земледельца. Простор и широта земельных угодий Маринского ущелья была мечтой любого карачаевца, живущего в тесных ущельях.

До переселения карачаевцев все это ущелье пустовало. Здесь, как указано выше обитал род Канаматовых, под перевалом Гум-Баши. Также были несколько кошей, используемые сезонно для разведения животноводства. С началом освоения ущелья карачаевцы начали распахивать целину, которая долгое время не требовала даже внесения органических удобрений (навоза). Пашни в Маре на много превосходили сабаны (поля) Большого Карачая как по площади, так, безусловно, и по урожайности. Впервые здесь у карачаевцев привилось богарное земледелие.

Преимущество земельных угодий в Маре относительно Большого Карачая:

1. Отсутствие необходимости строительства оросительных каналов (илипинов).

2. Сама почва не требовала столько воды как в Большом Карачае (песчаная почва в Большом Карачае быстро впитывала влагу).

3. Количество осадков значительно больше, чем в Большом Карачае.

Впервые картофель завезли в это ущелье Канаматовы (начало ХIХ в.) и начал разводить в а. Верхняя Мара, которая впоследствии стала одним из основных продуктов питания карачаевского и балкарского народов. По сегодняшний день среди карачаевцев ходит шутка «Марачы-гардошчу». Лучше всего маринцы выращивали картофель, который славился не только на весь Карачай, но и далеко за его пределами. Картофель был популярным продуктом карачаевцев, из него готовили много различных блюд, не уступающих по своей употребительности и вкусовым качества мясным. Сама почва придавала маринскому картофелю особые вкусовые качестваv, и собирали его в довольно больших количествах, гораздо больше, чем нужно было для собственных нужд.

Помимо, картофельных полей богатство селений Маринского ущелья составляли сенокосные угодья, расположенные в непосредственной близости от селений. Прекрасные луга давали чудесное сено, которое по своему качеству, пожалуй, занимает первое место в Карачае. Этому способствовало месторасположение покосов – на пригреве (кюнбетде), где никогда долго не задерживался снег, что весьма благоприятствовало и содержанию здесь скота на подножном корму, особенно неприхотливых к пище овец карачаевской породы.

Еще одним, и не малым, богатством селений Маринского ущелья было знаменитое летнее пастбище Бийчесын, находившееся также очень близко от селений. Плато Бийчесын занимает одно из первых мест в мире по удобству для скотоводства. По настоящее время она используется в том же качестве не только карачаевцами, но и другими народами, проживающими на территории республики.

Большим преимуществом селений Маринского ущелья было изобилие леса. Вся северная сторона ущелья покрыта лесом, в котором преобладают породы твердых деревьев: бук, дуб, граб, ясень и т.д., которые употребляются в большом количестве и как строительный материал, и как топливо. В селениях Большого Карачая недостатка в дровах не испытывали только зажиточные слои, так как лес вблизи селений был уже вырублен и для постройки жилищ и хозяйственных построек и частично на дрова леса не хватало. Таким образом, и в вопросе снабжения дровами селения Маринского ущелья находились в самом выгодном положении относительно других селений Карачая.

Наличие богатых лесных угодий способствовало здесь развитию деревообработки и резьбы по дереву. Изделия Маринских резчиков охотно покупали на ближних рынках, а также в селениях Большого Карачая. Работы по дереву особенно популярны были в Карт-Джюрте, Учкулане и Хурзуке. Это были предметы домашнего обихода: деревянные ложки (къашыкъла), кадушки всевозможных размеров (джыккырла), чашки деревянные (агъач аякъла) и т.д. Высоко ценились маринские циновки (чий) для вяления шерстяных изделий. Мариинские чий намного превосходили по своим качествам изделия из Большого Карачая. Причиной тому было:

1. Прекрасная сырьевая база (лес твердолиственных пород).

2. Близость соседних народов (черкесов, абазин, казаков), у которых производство различных циновок имело несравненно большее распространение, чем у карачаевцев.

Изделия из дерева были, пожалуй, единственным товаром, который жители селений Маринского ущелья регулярно привозили на Учкуланский базар, как на обмен, так и на продажу. Ассортимент обмена и продажи зависел от времени года. Так, например, осенью деревянные изделия обменивались на сушеное мясо, медь, киизы, бурки, а весной на шерсть и т.д.

Как заселялось Маринское ущелье?

Верхняя и Нижняя Мара расположены в южной, хорошо прогреваемой солнцем, стороне ущелья. В ущелье большое количество родников, что способствовало поселенцам строить свои дома ближе к ним, чтобы иметь воду для питья и для других хозяйственных нужд. Расселение проходило гораздо просторнее, чем в Большом Карачае. Какой-либо планировки заселения не наблюдалось – каждый занимал участок, какой мог. Переселение в Маринское ущелье проходило не в один год, а потому первые поселенцы образовали здесь свою элиту и захватили лучшие участки для усадеб, а также лучшие пашни, покосы и пастбища.

В новых селениях не могла быть и речи о тукъумном расселении.

Подлинное преобразование и процветание маринских карачаевцев началось с конца XIX века, когда эти селения были связаны колесной дорогой с Баталпашинском и Кисловодском через перевал Гум-Баши. Карачаевские селения были связаны между собой и со всем внешним миром лишь узкими горными тропами. Горные тропы надолго становились недоступными, закрываясь, как замок, с выпадением больших осадков, в частности снега. Семь месяцев в году карачаевцы не могли общаться с закавказскими соседями. Во второй половине ХIХ века не было еще ни одного настоящего моста, ни внутри селений Большого Карачая, ни за его пределами. Дорога до Большого Карачая дошла только в 1879 году. Отсутствие дорог являлось первостепенной причиной духовного и экономического упадка в жизни Большого Карачая.

Документы дореформенного периода показывают, как постепенно шел процесс сближения народов Карачая и Черкесии с русским народом. Первые же документы дают сведения о политической поддержке, которую оказывала Россия населению Северного Кавказа. Одновременно завязывались и крепли экономические и торговые связи, началось проникновение русской литературы в среду горского населения. Все это вело к усилению тяги горских народов к России, переходу их в русское подданство.

Присоединение Карачая к России вело к прекращению феодальных распри, содействовало развитию экономики, развитию земледельческого хозяйства.

Для упрочения торговых связей между русскими и горским населением были открыты меновые дворы. Документы показывают, что торговля на меновых дворах имела для горцев не только экономическое, но и политическое значение, способствуя их сближению с Россией. Свидетельством этому являются архивные документы «Из записки главного попечителя Кавказских меновых сношений с горцами В.В. Швецова о состоянии меновых дворов и торговле на Кавказской линии в 1847 году.

«Бургустанский меновой двор нарочито учрежден для карачаевского народа. В нем меновой промысел в мануфактурных изделиях не может быть удовлетворен: одно железо в кусках, медь и чугун с прочими дозволенными к выпуску горцами мелочами потребны карачаевскому народу. Здесь важный промысел со стороны этого народа заключается в сосновом лесе, который до открытия меновых сношений они по невежеству своему тщательно сохраняли ».

Основными предметами вывоза из Карачая были продукты скотоводства: овчины, бурки, холсты, сукна, кожи, масло, сало, мясо и живой скот. Торговля проводилась на ярмарках, которые открывались Один-два раза в год в городах Кавказских Минеральных Вод, Ставрополе, Георгиевске, а также в ст. Суворовской.

Основным востребованным карачаевским товаром была шерсть, которая имела спрос не только на Кавказе, но и на рынках Украины и Центральной России. Скупщик шерсти был одновременно и купцом, в обмен на шерсть он предлагал дешевые ситцы, щелка и другие товары.

 

Мухаджирство

 

О причинах и последствиях вынужденного переселения в чужую страну (мухаджирство) и его страшных последствиях для малочисленных народов Северного Кавказа писали многие.

Слово «мухаджирство» происходит от арабского слова (muhadceret), что означает переселение, эмиграция.

Карачаевцы, как кабардинцы и кумыки, другие горские народы Северного Кавказа, во второй половине XIX – начале XX вв. пережили очередной трагический период своей истории – переселение части народа в Турцию. Имперско-шавинистическая политика правительства Александра III и протурецкая агитация духовенства способствовали тому, что в 1885 – 1887 гг. некоторая часть карачаевцев, кабардинцев, кумыков целыми семьями вынуждена была отправиться в далекий, полный опасностей путь «на мусульманскую землю».По дороге многие, в особенности, обессиленные трудным путешествием люди преклонного возраста и дети, гибли или страдали от различного рода болезней.

Активную роль в агитации за переселение в Турцию и другие страны Ближнего Востока сыграла политика Турции и Англии в отношении жителей горских народов Кавказа, а также местное духовенство и горские предводители, поддерживающие призывы к переселению.

Вторая волна мухаджирства приходится на начало XX в., особенно на 1904 – 1905 гг. Представители царской администрации предпринимали попытку отговорить карачаевцев и даже пресечь мухаджирство. Власти опасались, что с уходом местного населения прекратится всякая хозяйственная деятельность в высокогорьях, приносившая определенную экономическую выгоду государственной казне (Карачай занимал первое место среди народов нагорной полосы по количеству скота и производству продукции животноводства). К тому же власти сознавали, что русское население не пожелает обживать высокогорье и менять свой земледельческий хозяйственный уклад. Однако, несмотря на это, часть карачаевцев переселилась за пределы России.

Второй поток переселенцев был более сильным, чем первый. Для мухаджиров, решивших оставить родную землю, это переселение было не менее драматичным, чем исход пересмеления в 1880-х гг. Материальные потери, Болезни, умершие в пути, трудности атаптации к новым условиям и климату – все это имело место и в этот раз. Да и само по себе расставание с родиной, землей предков, близкими людьми было трагедией. Не случайно тема мухаджирства заняла значительное место в целом ряде карачаевских народных песен, описавших тяготы людей, лишившихся родины.

Массовый характер мухаджирства, затронувший многие народы Северного Кавказа, изменил этнополитическую картину всего региона и нанес не восполнимый ущерб генофонду Северного Кавказа. Род Канаматовых не стал исключением. Далко от исторической родины оказались Канаматовы – карачаевцы и Канаматовы-кумыки.

В отличии от других народностей Кавказа карачаевцы сами изъявляли желание переселится в Турцию, которые поддаваясь агитации духовенства. Они переезжали с единственной целью сохранения своего мусульманства и его ценностей.

Карачаевцы переселялись в Турцию и страны Ближнего Востока в два этапа: 1865 и 1905 годы.

По утверждению переселенцев (Канамат Озбай, Баучу Токъай, Карабаш Зугул Ибрагим и др.) проживающих в Турции Османская империя, в отличие от других народностей Кавказа, карачаевцев приняла как самых близких людей. Причиной тому было сходство языка.… По приезду в Турцию к падишаху Ататюрк была организована и направлена делегация из карачаевцев. Их встретили тепло и очень дружественно. По поручению падишаха из переселенцев, только карачаевцам, дали свободу выбора места жительства.

Изначально карачаевцы обосновались под г. Стамбулом, на окраине г. Ялуа, которые славились плодородной землей, прекрасными садами и виноградниками. Местность была холмистой, абсолютно не схожей по рельефу с территорией Карачая. Пожили некоторое время, и снявшись переехали восточнее. Таким образом, переезд до конечного места обоснования у карачаевцев заняло семь лет. Последнее место было горной местностью, напоминающей Кавказ. Это были сеения Килиса и Джазлык Къая.

В этих населенных пунктах занимаются исключительно скотоводством, аналогично мест проживания на Кавказе.

В первой волне (1865 год) переселенцы Канаматовы попали в Турцию, откуда эмигрировали в Сирию. Эти данные достоверны, но их местожительство до настоящего времени не установлено.

Канаматовы попали также под вторую волну переселения, т.е. на 1905 год и компактно попали в селение Башуюук губернии Кония. Село находится на расстоянии 20-25 км от г. Кония. В селении проживает около пяти тысяч человек. Компактно живут карачаевцы и балкарцы.

Основная масса Канаматовых пишутся Къанамат, часть Токъбай, часть Огъурлу. На начало 1996 года Канаматовых, проживающих в Турции, насчитывается около 200 человек.

Все они являются гражданами Турции, носят родные и турецкие фамилии (Огъурлу), говорят на родном карачаевском языке, а также на государственном турецком языке, однако все они помнят, что являются выходцами из Кавказа, помнят свои карачаевские фамилии, знают свои генетические корни. Значительное большинство говорит на родном карачаевском языке, сохранили обряды, традиции, хотя не имеют ни письменности, ни радио и телевидения на родном карачаевском языке.

Только огромная любовь к Кавказу, к своему родному Карачаю, к своему языку, память о предках, помогли им сохранить и пронести свое этническое самосознание.

От Канаматовых в Турции часть эмигрировали и проживают в странах Западной Европы: Голландиии, Германии и Швейцарии. Несколько семей эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Австралию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.144.68 (0.02 с.)