Канаматов Ильяс Зулкарнаевич (1905 – 1986гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канаматов Ильяс Зулкарнаевич (1905 – 1986гг.)



Ильяс был сильным, волевым человеком. Человеком, который имел большой авторитет и уважение в народе. Он оставил свой добрый след в истории не только родных аулов, но и Карачая. Особо надо отметить годы оккупации немецкими захватчиками и первые годы возвращения из ссылки.

Отца, Зулкарная, Ильяс потерял в 1936 году. Его раскулачили и посадили. Умер в 1939 году в тюрьме г. Харькове. После этого, будучи старшим, в семье, он принял на свои плечи бремя ответственности отца. Надо было всех вырастить, выучить и вывести на дорогу жизни. Их в семье было 9 детей: Ильяс, Джамболат, Мухаммат, Азрет, Аскербий, Иммолат, Касболат, Секинат и Марзий. Также на попечении находился дед Идрис, который прожил 125 лет. В то время, время потрясений и перемен требовало огромных усилий в части выживания, особенно с клеймом «сын кулака». Приходилось месяцами жить на отгонных пастбищах, не покладая рук работать с утра до ночи. Кроме своей семьи без отца остались и семья сестры отца Хаджият Мачуковой, состоящая из 5 детей. Все дети были маленькие и практически никакую посильную помощь не могли оказать своей матери, что требовало от Ильяса такого же отношения к ним, как и к своей семье.

Единственным промыслом выживания было в то время только животноводство. Приходилось месяцами уезжать из дома на отгонные пастбища, ухаживать за скотом, собирать запасы продуктов на зимнее время: тузлук, сыры, масло, сущенное мясо и т.д.

Благодаря трудолюбию и любви к своей семье он жертвуя собой, своим будущим вырастил и выучил своих младших братьев и сестер. Так, Азрет, Аскер окончили рабпедфак в г. Микоян-Шахаре и работали учителями в родном ауле, Джамболат окончил институт в г. Владикавказе, Казбулат окончил Пржевальский сельскохозяйственный техникум по специальности ветеринарный врач.

В колхозе Ильяс был постоянным членом правления колхоза (какого), звеньевым бригады косарей заготавливающих сено для колхоза. Других возможностей, занимать какой либо пост в исполнительной власти было практически не возможно из-за того, что он был из семьи кулака. Только неустанный труд, высокие производственные показатели в строительстве новой системы давали возможность не быть репрессированным, не дать возможность недругам писать кляузы в соответствующие органы.

В то время председателем колхоза был Казаков Дауд, который имел большое авторитет и уважение среди аульчан. Перед оккупацией Карачая во время второй мировой войны, Казакова Д., Канаматова И.З., Блимготова Х. К. пригласили в райком партии. В райкоме их встретил Шоштаев Исмаил Туганович, ответственный работник райкома и довел до их сведения план райкома партии на случай оккупации немецкими захватчиками. Одним из главных задач партийных работников, которое довели им сверху, было сохранение имущества колхозов и совхозов, оборудование заводов и фабрик. В части колхозного имущества было решение: имеющуюся на балансе колхозов и совхозов имущество: гужевой транспорт, лошадей, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот и другую живность раздать колхозникам, что бы потом при необходимости быстро собрать их обратно в колхозы и совхозы. Такая задача и было поставлено перед приглашенными. По мере приближения фронта райком партии довел сроки раздачи имущества колхоза. Весь имеющийся скот в кратчайшие сроки были розданы аульчанам, оговорены условия раздачи. Благодаря проведенным мероприятиям колхозу удалось в полном объеме сохранить имеющееся поголовье скота. После освобождения Карачая этим же активом полностью были собраны и возвращены колхозу его имущество. Но в это время НКВД арестовывают Шоштаева и Казакова Д, по доносу как врагов народа, и приговаривают к тюремному заключению… После расправы с ними по тому же доносу арестовывают и Ильяса Канаматова с Хызыром Блимготовым, людей которые верой и правдой служили своему народу и Родине. Дальше тюрьма, лагеря в Коми АССР сроком в 12 лет. После этого Средняя Азия, работа и возвращение на родину. По приезду всем репрессированным предлагали расселение в равнинных местах, но народ тянуло в свои родные аулы, расположенные в ущельях. Эта же участь ожидала и Ильяса Канаматова. Жители аула, которые первыми переехали на Кавказ встретили его на вокзале г. Черкесска (Баталпашинское), человека отца наставника и, не спрашивая его согласия, забрали своего наставника, уважаемого земляка, не спрашивая его согласия в а. Верхняя Мара, хотя это не входило в планы Ильяса.

Жизнь горных аулов очень сложна и трудна. Рельеф горной местности: трудно доступные места, отсутствие дорог и техники, удаленность сельскохозяйственных угодий, мизерное количество пахотных земель – все это создает тяжелые условия жизнедеятельности. Основным видом деятельности горцев было и остается животноводство. Еще с дореволюционных времен деды и прадеды практиковали аренду земель в равнинных местах, где в основном содержали скот в зимнее время года. Одним из таких мест рода Канаматовых был, земельный участок, расположенный южнее с. Пристань Прикубанского района. До настоящего времени этот участок в народе называется «Канаматовской балкой». С давних времен Канаматовы имели близких друзей в казачьем хуторе Пристань. Всегда были зваными гостями.

После возвращения на родину, по прошествии трех месяцев Ильяс твердо решает переехать в равнинные места и приезжает к своим друзьям в х. Пристань. В то время это был колхоз им. Красных партизан. Не секрет в то время отношения между казаками и горцами были не очень дружественными, и негласное было решение казачества не заселять карачаевцев в казачьих станицах и хуторах. Им не разрешали продавать дома, прописывать, устраивать на работу. Это коснулось и Ильяса, которому поставили условие – мы тебя принимаем в колхоз с условием, чтобы больше никого не было. Ильяс переехал, устроился в колхоз конюхом, купил дом. Было много родственников, друзей, которые очень стремились переехать ближе к Ильясу, человеку, который был для многих отцом, авторитетом.

В целях агитации аульчан в преимуществе проживания в равнинных местах, он грузил на свою подводу початки кукурузы, зерно и другие сельскохозяйственные продукты, выращенные в с. Пристань, и вез в аул В. Мара. Показывал людям все это и убеждал в необходимости расселения в более равнинных местах. В то время территории сел Знаменское, Чапаевское, п. Юбилейное, расположенные ближе к г. Черкесску, были малопродуктивными, болотистыми и непригодными для занятия животноводством.

Благодаря нему Пристань был заселен карачаевцами. Им были объединены два села: Пристань и Койдан. Они объединялись общими могилами, общим имамом и единой командой старейшин, которое бессменно возглавлял Ильяс Канаматов. Любые мероприятия, проводимые в обоих населенных пунктах, проводились по согласованию с ним. Там где был Ильяс, не было ни тамады, ни руководителя. К нему день и ночь тянулись люди, которые всегда находили помощь и поддержку. Особую заботу и помощь он оказывал женщинам-вдовам, которые потеряли своих мужей на фронте. Это заготовка дров и сена на зиму, распашка огородов и т.д. Идеал порядочности и трудолюбия. Как известно в селе люди рано встречают зарю, доят и выгоняют коров. Рано, пока роса, встают и едут на заготовку сена. Постоянно односельчане давались диву: «Когда Ильяс спит?». Тому была причина. Утром на рассвете пробуждается село, а Ильяс уже едет с груженной сеном или дровами подводе. Наступление весны и начало весеннее полевых работ – все ждут, когда Ильяс начнет сажать картошку или когда начать уборку, чтобы провести самим эти мероприятия. Для него было большим позором косить сенокосный надел косилкой, а не вручную, мотивируя это тем что вся листва, ценная часть травостоя, остается внизу и не поддается кошению сенокосилкой. Или другой – окучивание картофеля осуществляется механизировано или лощадью, он же на своем огороде окучивание проводил вручную. Но и урожаи того же сена или картофеля у него были в разы больше чем у других. Пример: с огорода в 0,25 га он собирал товарного картофеля до 11 тонн.

Баранья лопатка

 

Одним из традиционных древнейших обрядов карачаевцев было гадание на бараньей лопатке. Данный вид гадания распространялась на все стороны жизни горцев. По бараньей лопатке предсказывали будущее общества, надвигающиеся изменения и т.п. В народе бытует не мало интересных историй об этом гадании. Можно в них верить, можно отнестись скептически, но в любом случае, интересно. Не менее интересно и само происхождение гадания.

В традиционном застолье карачаевцев баранья лопатка считалась одной из самых почетных порций (юлюш) и подается самому почетному и старейшему гостю на торжественной трапезе (къурманлыкъда).

Тут же одним из обязательных процедур стола было и остается гадание и предсказания на лопатке. По лопатке можно говорить о доме, где проходит торжественное мероприятие и только в том случае, если баран пробыл в доме хозяина не менее 2-3 суток. Очень много интересных историй бытует в народе о предсказаниях на лопатках. Большим даром видения и предсказания на лопатках обладал и Ильяс Канаматов. Его предсказания и сегодня ходят в народе как легенда. Хочется остановиться на нескольких интересных историях, которые имели место в его жизни.

В 1936 году будучи юношей он взял лопатку от зарезанной овцы и предсказал, что семью ожидает беда, которая будет исходит от государственных органов. Действительно на третий день был арестован и репрессирован органами НКВД, глава семьи Зулкарнай, который впоследствии умер в Харьковской тюрьме.

Было им предсказано начало Великой Отечественной войны, выселение карачаевского народа и т.д.

Особой популярностью пользуется случай, произошедший в родном селе Пристань. Это было в 1970 году. Год, когда Абазалиев Ахмат Идуевич играл свадьбу единственного сына Бориса. На свадьбу были приглашены буквально все жители села, было очень много гостей из других сел и аулов. Были на этом мероприятии и двоюродные братья Ахмата: Пиляров Магомет и Абазалиев Асхад, работавщие в то время чабанами колхоза им. Красных Партизан. В тот злополучный день взрослые пришли на свадьбу, а вместо себя оставили в кошу своих сыновей и внуков. Свадьба шла на широкую ногу, народ веселился и гулял. Как всегда Ильяс сидел тамадой за столом старейших, благословляя своими тостами молодых и их родителей. Как и положено, на карачаевских застольях, для завершения торжественного стола подали мясо (къурманлыкъ). Ильясу, как тамаде подали баранью лопатку, у которого была привычка большим пальцем с узкой стороны раскраивать баранью лопатку, при котором практически мясо полностью отделяется от кости. Ильяс в очередной раз провел указанную процедуру, посмотрел бегло на лопатку изучил его и обратился к своему самому близкому другу и товарищу Блимготову Хызыру: «Пришла или вот-вот придет какая-то беда, быстро надо расходится и не омрачать свадьбу». Нашлись головы, которые очень хотели продолжения веселья и пытались сделать замечание тамаде, что бы он не завершал стол. При этом он уже на весь стол объявил о своем видении лопатки и предложил разойтись. После всего этого Ильяс как положено тамаде сказал завершающий тост, пожелал молодым счастья и процветания и завершил застолье. Было много высказано обид со стороны гостей, хозяев дома, но Ильяс вместе с Хызыром собрались и ушли домой. Жили они на противоположной стороне села, на расстоянии двух километров. Дорога до дома заняла порядка 20 – 30 минут. Не успел Ильяс прийти домой и раздеться, как раздался свист. Выйдя на улицу увидели гонца на лошади, который принес весть о несчастном случае с летальным исходом. Дети, которые остались на кошу, случайно из висевшего на стене охотничьего ружья застрелили сына Пилярова Хасанбия.

Другой случай, связанный с гаданием на лопатке. Это было в далекой Киргизии, в годы депортации Карачаевского народа. Тогда семья Ильяса Канаматова попала в с. Военно-Антоновка, Кызыл-Аскерского района Киргизской ССР, что расположена в пригороде г. Фрунзе. Во время одной свадьбы в 1954 году Ильяс предсказал по лопатке смерть вождя всех народов И.В. Сталина. Буквально, через несколько дней умирает И.В. Сталин. Время комендатур и цензур. Предсказания Ильяса каким-то образом доходят до коменданта и его арестовывают. С большим трудом всем селом упросили и отбили его от тюрьмы.

В 1962 году Ильяс сильно заболел. Одна единственная городская и областная больница в лице нынешнего городского, куда он и попал на лечение. В то время родственник Маджир Канаматов только окончил учебу и работал молодым хирургом, а самым именитым врачом в то время был главный врач Кузнецов. После проведенных исследований и анализов ставят диагноз: язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Кузнецов настаивает на обязательной операции, а Маджир говорит по родственному «Не соглашайся на операцию, никогда не поздно оперироваться, попробуй лечится медикаментами». Болезнь не проходит и после неоднократных убеждений врач Кузнецов ставить вопрос: или операция или выписка. В тот же день приезжает проведать брат Мухаммат. Ильяс говорит ему: «Очень хочется съесть мясо баранины. Дома есть валух трех лет (описывает) зарежь его, свари хорошо и привези мне лопатку, только рано утром». Мухаммат выполняет данное поручение и на второй день привозит в больницу баранью лопатку рано утром первым автобусом. Ильяс разворачивает лопатку, изучает его, ни одного кусочка не кушает и просит, чтобы пригласили врача Кузнецова. Ильяс, долгое время отказывающийся от операции, просит врача сегодня же провести операцию. После всего этого Мухаммат понял, с какой целью был зарезана баран. Ильяс по лопатке определил исход операции, и смело согласился на его проведение.

Почитание бараньей лопатки и гадание на ней является важной отличительной особенностью карачаевцев и в прошлом и в наши дни. Причина, на мой взгляд, в том, что в традиционной жизни карачаевцев овцеводство всегда было развито и являлось одним из самых приоритетных направлений в развитии экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.18 (0.012 с.)