Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм.
Учение о биосфере. Идея ноосферы. (В.И.Вернадский, А.Леруа, П.Т. де Шарден и др.). Эволюция биосферы и пределы ее устойчивости. Понятие и представление об устойчивом развитии и использовании природных ресурсов. Концепция глобального (универсального) эволюционизма (В.С.Стенин). Человек и биосфера: проблемы коэволюции и неоднозначность футурологических «сценариев будущего» (эволюционизм и эсхатологизм).
3.3. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе. Человек как единство биологического, социального и духовного. Проблема генезиса человека. Современная наука о факторах, закономерностях и этапах антропосоциогенеза. Биологические предпосылки возникновения социальности. Культура как фактор регуляции агрессии. Роль социальных факторов в становлении человека. Социобиология и проблема генно-культурной коэволюции. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии.
Социальный аспект биологического познания. Биотехнологии, биоинженеринг и современное производство. Достижения и возможные негативные следствия развития биотехнологии.
Биология, экономика и право: поиск путей развития, сохраняющих целостность природы. Ресурсы биосферы и демографические проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Научное знание: аберрации общественного сознания. Явление искаженного отражения в общественном сознании. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности. Феномен антинауки в современной культуре. Популяризация науки и научное просвещение. Амбивалентный статус СМИ в актуализации научного знания. Проблема общественного понимания науки. Понятие о технонауке. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности. Естествознание и технологии. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира. Моделирование социокультурных явлений.
ІІІ. (1) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания» специальности «Коммерческая деятельность» дневной формы обучения
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
| Лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| самостоятельная работа студентов
| | Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
|
| |
| |
| | В.(1)
| Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры.
1. Естествознание в системе форм общественного сознания
2. Предмет, задачи, структура курса «Основы
современного естествознания»
3. Философия, математика, гуманитарные и естественные
науки и их объекты
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и
взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога
естественных и гуманитарных наук
|
|
| |
| Мультимедийная
презентация
| № 1
| Коллоквиум
| В.(2)
| Взаимодействие естественнонаучного и
гуманитарного знания Естествознание и
нравственность.
1. Тенденции интеграции различных типов научного
знания
2. Появление и развитие новых областей знаний
3. Ценностные ограничения свободы научного поиска
4. Результаты науки и ответственность ученых
5. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных
проектов
|
|
| |
|
| № 1
|
| 1.
| РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1.(3)
| Особенности физического описания реальности.
Движение. Современные представления о пространстве - времени.
1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин
3. Движение и его виды. Относительность движения
4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира
5. Пространство и время как основные свойства материи
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2
| Фронтальный опрос
| 1.2.(4)
| Теплота. Порядок-хаос.
1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики
2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
4. Неравновесные системы и их характеристики.
5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2; 5
| Писменная контрольная работа
| 1.2. (5)
| Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы.
1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона).
2. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
3. Квантовая инженерия в наномире.
4. Современные представления о строении атома
5. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
6. Элементы современной космологии (физическая вселенная)
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 5; 6
| Тестовые задания
| 1.2. (6)
| Элементарные частицы и физический эксперимент
1. Современные ускорители
2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
3. Виды взаимодействий фундаментальных частиц
4. Теория кварков
5. Виртуальные частицы: квантовый вакуу
|
|
|
|
|
| № 2;5;:6
| Тестовые задания
| 1.2. (7)
| Физическая Вселенная: современная космология.
1. Космические объекты и методы их исследования
2. Солнечная система в мире галактик
3. Модель Большого взрыва
4. Реликтовое излучение и его роль в понимании устройства Вселенной
5. Звезды и их эволюция
6. Земля в свете антропного принципа
|
|
|
|
|
| № 2; 5;6
|
| 2.
| РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
|
|
| |
| | | | 2.1. (8)
| Система современного химического знания
1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)
2. Классификация химических веществ
3. Растворы и их особенности
4. Химическая идентификация
5. Химические процессы
6. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 15
| коллоквиум
| 2.1.(9)
| Растворы. Химическая идентификация
1. Растворы и их особенности
2. Химическая идентификация
3. Химические процессы
4. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
|
| №15
|
| 2.1. (10)
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Масштабы современного химического производства
2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
3. Химические процессы и материалы
4. Материалы для создания носителей информации
5. Химия и нанотехнологии
|
|
|
|
|
| №15
|
| 2.1. (11)
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Роль современной химии в экономике
2. Химические процессы и материалы
3. Химия и нанотехнологии
4. Роль химии в обеспечении экологии
5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 15
| Тестовые задания
| 3.
| РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
| |
| | | | 3.1. (12)
| Особенности современного биологического знания и его эволюция
1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
2. Фундаментальные и частные биологические теории
3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
4. Генетическая революция в биологии
5. Синергетическая теория эволюции
6. Этические проблемы современной биологии
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 9
| Индивидуальный опрос
| 3.1. (13)
| Современные концепции происхождения и сущности жизни
1..Феномен жизни и его исследование
2. Отличительные особенности живой и неживой материи
3. Структурные уровни организации живой материи
4. Основные концепции происхождения жизни
5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)
6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
|
|
|
|
|
| № 9
|
| 3.1. (14)
| Сущность концепция структурных уровней организации живой материи
1. Уровни организации живой природы:молекулярно-генетический,тогенетический, надорганизменный, популяционно-биоценотичкекский
2. Биосферный уровень организации живой материи
3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
4. Материальные основы появления жизни на Земле
5. Возникновение и роль много клеточных организмов в формировании биосферы Земли
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| № 9
| Писменная контрольная работа
| 3.1. (15)
| Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
3. Культура как фактор регуляции агрессии человека
4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
5. Биотехнологии и их роль в современной экономике
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, рефераты
| № 5; 9
| Защита рефератов
| 3.1. (16)
| Социальный аспект биологического познания
1. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
2. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы
3. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
|
|
|
|
|
| № 5; 9
|
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
|
| |
|
| | | З. (17)
| Социальное измерение современного естествознания
1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
3. Наука и СМИ
4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности
5. Естествознание как основа современных технологий
6. Проблема моделирования социокультурных явлений
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2; 9; 15
| Фронтальная беседа
| | Всего
|
|
| |
|
| | |
(2) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания» специальности «Коммерческая деятельность» заочной формы обучения
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
| Лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студентов
| | Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
| | |
| |
| | В. (1)
| Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры.
1. Естествознание в системе форм общественного сознания
2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания»
3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
|
| | |
| Мультимедийная
презентация
| № 1
| коллоквиум
| 1.
| РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1.(2)
| Особенности физического описания реальности.
Движение. Современные представ-ления о пространстве- времени.
1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
2.Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин
3.Движение и его виды. Относительность движения
4.Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира
5.Пространство и время как основные свойства материи
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2
| Фронтальный опрос
| 1.2.(3)
| Теплота. Порядок-хаос.
1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики
2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
4. Неравновесные системы и их характеристики.
5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2; 5
| Писменная контрольная работа
| 1.2. (4)
| Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы.
1. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
2. Квантовая инженерия в наномире.
3. Современные представления о строении атома
4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
5. Элементы современной космологии (физическая вселенная)
|
|
|
|
| Электронная презентация, тестовые задания
| № 5; 6
| Тестовые задания
| 2.
| РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
|
|
| |
| | | | 2.1. (5)
| Система современного химического знания
1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)
2. Классификация химических веществ
3. Растворы и их особенности
4. Химическая идентификация
5. Химические процессы
6. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 15
| коллоквиум
| 2.1. (6)
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Роль современной химии в экономике
2. Химические процессы и материалы
3. Химия и нанотехнологии
4. Роль химии в обеспечении экологии
5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 15
| Тестовые задания
| 3.
| РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
| |
| | | | 3.1. (7)
| Особенности современного биологического знания и его эволюция
1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
2. Фундаментальные и частные биологические теории
3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
4. Генетическая революция в биологии
5. Синергетическая теория эволюции
6. Этические проблемы современной биологии
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 9
| Индивидуальный опрос
| 3.1. (8)
| Современные концепции происхождения и сущности жизни
1. Феномен жизни и его исследование
2. Отличительные особенности живой и неживой материи
3. Структурные уровни организации живой материи
4. Основные концепции происхождения жизни
5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)
6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| № 9
| Писменная контрольная работа
| 3.1. (9)
| Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
3. Культура как фактор регуляции агрессии человека
4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
Биотехнологии и их роль в современной экономике
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, рефераты
| № 5; 9
| Защита рефератов
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
| | |
|
| | | З. (10)
| Социальное измерение современного естествознания
1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
3. Наука и СМИ
4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности
5. Естествознание как основа современных технологий
Проблема моделирования социокультурных явлений
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
|
| Фронтальная беседа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Всего 110 часов
|
|
| |
|
| | |
(3) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания» специальности «Бизнес-администрирование» дневной формы обучения
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
| Лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студентов
| | Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
|
| | | |
| | В.(1)
| Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры.
1.Естествознание в системе форм общественного сознания
2.Предмет, задачи, структура курса «Основы
современного естествознания»
3.Философия, математика, гуманитарные и естественные
науки и их объекты
4.Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и
взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
5.Проблема постнеклассического межкультурного диалога
естественных и гуманитарных наук
|
|
| |
| Мультимедийная
презентация
| № 1
| Коллоквиум
| В.(2)
| Взаимодействие естественнонаучного и
гуманитарного знания
1. Тенденции интеграции различных типов научного
2. знания
3. Появление и развитие новых областей знаний
4. Ценностные ограничения свободы научного поиска
5. Результаты науки и ответственность ученых
6. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных
7. проектов
|
|
| |
|
| № 1
|
| 1.
| РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
|
|
|
| |
|
|
| 1.1.(3)
| Особенности физического описания реальности.
Движение. Современные представления о пространстве- времени.
1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
2.Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин
3.Движение и его виды. Относительность движения
4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира
Пространство и время как основные свойства материи
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2
| Фронтальный опрос
| 1.2.(4)
| Теплота. Порядок-хаос.
1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики
2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
4. Неравновесные системы и их характеристики.
Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2; 5
| Писменная контрольная работа
| 1.2. (5)
| Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы.
1. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
2. Квантовая инженерия в наномире.
3. Современные представления о строении атома
4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
5. Элементы современной космологии (физическая вселенная)
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 5; 6
| Тестовые задания
| 1.2. (6)
| Элементарные частицы и физический эксперимент
1. Современные ускорители
2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
3. Виды взаимодействий фундаментальных частиц
4. Теория кварков
Виртуальные частицы: квантовый вакуум
|
|
|
|
|
| № 2;5;:6
| Тестовые задания
| 1.2. (7)
| Физическая Вселенная: современная космология.
1. Космические объекты и методы их исследования
2. Солнечная система в мире галактик
3. Модель Большого взрыва
4. Реликтовое излучение и его роль в понимании устройства Вселенной
5. Звезды и их эволюция
Земля в свете антропного принципа
|
|
|
|
|
| № 2; 5;6
|
| 2.
| РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
|
|
| | | | | | 2.1. (8)
| Система современного химического знания
1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)
2. Классификация химических веществ
3. Растворы и их особенности
4. Химическая идентификация
5. Химические процессы
6. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 15
| коллоквиум
| 2.1.(9)
| Растворы. Химическая идентификация
1. Растворы и их особенности
2. Химическая идентификация
3. Химические процессы
4. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
|
| №15
|
| 2.1. (10)
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Масштабы современного химического производства
2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
3. Химические процессы и материалы
4. Материалы для создания носителей информации
5. Химия и нанотехнологии
|
|
|
|
|
| №15
|
| 2.1. (11)
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Роль современной химии в экономике
2. Химические процессы и материалы
3. Химия и нанотехнологии
4. Роль химии в обеспечении экологии
5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 15
| Тестовые задания
| 3.
| РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
| | | | | | 3.1. (12)
| Особенности современного биологического знания и его эволюция
1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
2. Фундаментальные и частные биологические теории
3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
4. Генетическая революция в биологии
5. Синергетическая теория эволюции
6. Этические проблемы современной биологии
|
|
|
|
| Электронная презентация
| № 9
| Индивидуальный опрос
| 3.1. (13)
| Современные концепции происхождения и сущности жизни
1. Феномен жизни и его исследование
2. Отличительные особенности живой и неживой материи
3. Структурные уровни организации живой материи
4. Основные концепции происхождения жизни
5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)
6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
|
|
|
|
|
| № 9
|
| 3.1. (14)
| Сущность концепции структурных уровней организации живой материи
1. Уровни организации живой природы:молекулярно-генетический,тогенетический, надорганизменный, популяционно-биоценотичкекский
2. Биосферный уровень организации живой материи
3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
4. Материальные основы появления жизни на Земле
5. Возникновение и роль много клеточных организмов в формировании биосферы Земли
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| № 9
| Писменная контрольная работа
| 3.1. (15)
| Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
3. Культура как фактор регуляции агрессии человека
4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
5. Биотехнологии и их роль в современной экономике
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, рефераты
| № 5; 9
| Защита рефератов
| 3.1. (16)
| Социальный аспект биологического познания
1. Биотехнологии и современное производство
2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы
4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
|
|
|
|
|
| № 5; 9
|
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
|
| | |
| | | З. (17)
| Социальное измерение современного естествознания
1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
3. Наука и СМИ
4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности
5. Естествознание как основа современных технологий
6. Проблема моделирования социокультурных явлений
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2; 9; 15
| Фронтальная беседа
| | Всего
|
|
| | |
| | | (4) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного естествознания» специальности «Бизнес-администрирование» заочной формы обучения
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
| Лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студентов
| | Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
| | |
| |
| | В. (1)
| Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры.
1. Естествознание в системе форм общественного сознания
2. Предмет, задачи, структура курса «Основы
современного естествознания»
3. Философия, математика, гуманитарные и
естественные науки и их объекты
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и
гуманитарного типов культур
5. Проблема постнеклассического межкультурного
диалога естественных и гуманитарных наук
|
| | |
| Мультимедийная
презентация
| № 1
| коллоквиум
| 1.
| РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1.(2)
| Особенности физического описания реальности.
Движение. Современные представления о пространстве- времени.
1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
2.Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин
3.Движение и его виды. Относительность движения
4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира
5. Пространство и время как основные свойства материи
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2
| Фронтальный опрос
| 1.2.(3)
| Теплота. Порядок-хаос.
1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики
2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
4. Неравновесные системы и их характеристики.
Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 2; 5
| Писменная контрольная работа
| 1.2. (4)
| Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы.
1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона).
2. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
3. Квантовая инженерия в наномире.
4. Современные представления о строении атома
5. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
6. Элементы современной космологии (физическая вселенная)
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 5; 6
| Тестовые задания
| 2.
| РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
|
|
| |
| | | | 2.1. (5)
| Система современного химического знания
1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)
2. Классификация химических веществ
3. Растворы и их особенности
4. Химическая идентификация
5. Химические процессы
6. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 15
| коллоквиум
| 2.1. (6)
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Роль современной химии в экономике
2. Химические процессы и материалы
3. Химия и нанотехнологии
4. Роль химии в обеспечении экологии
5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| № 15
| Тестовые задания
| 3.
| РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
| |
| | | | 3.1. (7)
| Особенности современного биологического знания и его эволюция
1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
2. Фундаментальные и частные биологические теории
3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
4. Генетическая революция в биологии
5. Синергетическая теория эволюции
6. Этические проблемы современной биологии
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| № 9
| Индивидуальный опрос
| 3.1. (8)
| Современные концепции происхождения и сущности жизни
1. Феномен жизни и его исследование
2. Отличительные особенности живой и неживой материи
3. Структурные уровни организации живой материи
4. Основные концепции происхождения жизни
5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)
6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| № 9
| Писменная контрольная работа
| 3.1. (9)
| Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
3. Культура как фактор регуляции агрессии человека
4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
5. Биотехнологии и их роль в современной экономике
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, рефераты
| № 5; 9
| Защита рефератов
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
| | |
|
| | | З. (10)
| Социальное измерение современного естествознания
1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
3. Наука и СМИ
4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности
5. Естествознание как основа современных технологий
6. Проблема моделирования социокультурных явлений
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
|
| Фронтальная беседа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Всего 138 часов
|
|
| |
|
| | |
|