Цель и задачи Службы ранней помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи Службы ранней помощи



Общие положения

1.1. Служба ранней помощи*— это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

* термины-синонимы: «служба раннего вмешательства», «служба абилитации».

1.2. Клиентами Службы ранней помощи** являются дети от рождения до 3 лет, которые:

- имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;

- входят в группу биологического риска,

- а также члены их семей или люди, заменяющие родителей.

** группы детей, являющихся клиентами службы ранней помощи, подробно перечислены в Приложении 1.

1.3. Результатом работы Службы ранней помощи является предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.

Цель и задачи Службы ранней помощи

2.1.Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

2.2.Задачами Службы ранней помощи являются:

2.2.1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

– создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

– междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

– отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

– раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

– консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

– предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

2.2.5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты

2.2.6. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.

Всеобщая декларация прав человека

- Ст. 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

 

- Ст. 26. Каждый человек имеет право на образование.

 

Конвенция о правах ребенка

 

- Ст. 23. п. 1. Государства — участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

- Ст. 23. п. 3. Цель по мощи представляемой неполноценному ребенку — обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования... который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

 

5.1.3. Конституция Российской Федерации

Глава 2

- Ст. 17 п. 1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

- Ст. 17 п. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

- Ст. 38. п. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

- Ст. 43. п. 1. Каждый имеет право на образование.

 

5.1.4. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.

 

- Ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования» п. 3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

- Ст. 4 «Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

п. 2. Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

п.6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

- Ст. 18. «Дошкольное образование»

п. 2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

п. 5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

- Ст. 50 «Права и социальная защита обучающихся воспитанников»

п. 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание, и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

п. 22. Государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.

5.2. Инициативы

 

Для создания и обеспечения функционирования Службы ранней помощи необходимо наличие подтвержденных решениями управляющих органов инициатив (федеральные, региональные проекты; общественные, частные инициативы). Это могут быть региональные, городские, районные и др. программы и проекты. (Например, городская социальная программа «Абилитация младенцев в Санкт-Петербурге», решение № 158 Малого совета Санкт-Петербургского Городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 г.)

Техническое оснащение

К необходимому техническому оснащению Службы ранней помощи относится следующее оборудование: компьютеры — 3; специальные клавиши (крупные кнопки) для работы на компьютере — 2; набор компьютерных развивающих игр для детей раннего возраста; телевизор — 1; видеомагнитофон —1; видеокамеры — 1; штативы для видеокамер — 1; одностороннее прозрачное зеркало — 1; специальные приспособления для вертикализации детей с двигательными нарушениями — стендеры (стояки) — 1 наклонный, 1 вертикальный, специальные кресла — 2.

Дидактическое оборудование

 

Наименование Коли-чество Количество наборов
  Погремушки разной текстуры и формы: Пластмассовые, деревянные, резиновые; с тонкими ручками - для самых маленьких не менее 15  
  Мобиль подвесной музыкальный    
  Центры активности (различного вида стимуляции, совмещенные на одной панели) для младенцев от 4 до 6 месяцев 1-2  
  Зеркало безопасное для младенцев    
  Мобиль контрастный (черно-белый) подвесной или контрастные изображения лица и геометрических фигур на пластике    
  Музыкальная шкатулка или любая механическая игрушка, издающая приятную музыку    
  Неваляшки (маленькая и большая)    
  Рама с подвесными игрушками    
  Пирамидки пластмассовые (маленькая и большая)    
  Мягкие погремушки и/или мягкие небольшие игрушки со звуковым подкреплением    
  Игрушки для хватания с шариками, кольцами    
  Браслетик-погремушка    
  Музыкальный мишка (игрушка с музыкальной шкатулкой, приводимая в действие вытягиванием веревки за кольцо)    
  Игрушки для исследования ртом: кольца, мягкие резиновые животные    
  Погремушка на присоске    
  Машина (или любая крупная игрушка с колесами), легко приводимая в движение. Желательны веревка с кольцом и звуковое подкрепление.    
  Заводная движущаяся игрушка со звуковым подкреплением    
  Центр активности для детей 6-12 месяцев с усложненными видами стимуляции для развития мелкой моторики 1-2  
  Игрушка для доставания и складывания (средних размеров неглубокая емкость с несколькими, удобными для захвата фигурками (предметами)    
  Игрушка с деревянным молотком: Пластиковая или деревянная коробка с отверстиями для шариков, которые заколачиваются внутрь и выкатываются наружу, или деревянная панель с отверстиями для деревянных палочек    
  Игрушки для дифференциации простых форм (квадрат, круг, треугольник)    
  Игрушки для дифференциации сложных форм    
  Несколько пирамидок из колец (шариков) Разных цветов на одной деревянной панели    
  Цилиндрические формы, вкладывающиеся одна в другую: маленького размера, большие (ведерко)      
  Коробочка для развития мелкой моторики - для захватывания мелких деталей: из коробочки вынимаются панели или диски    
  Любые игрушки с простой схемой действия, рассчитанные на игру с использованием обеих рук 1-3  
  Кукла в конусе - при движении стержня прикрепленная к ней кукла исчезает в конусе или появляется    
  Деревянные или пластмассовые шарики и любые другие формы с отверстиями для нанизывания на толстый пластиковый шнур    
  “Клоун в коробке” - любая игрушка, которая после нажатия одной кнопки позволяет получить привлекательный результат, например, из коробки выскакивает клоун    
  Изогнутый металлический стержень с надетыми на него деревянными разноцветными кольцами, закрепленный обоими концами в деревянной панели    
  Телефон игрушечный    
  Мяч маленького размера (диаметром около 10 см) из мягкой резины, легкий и удобный для хватания    
  Мяч легкий (диаметром около 20 см)    
  Мяч мягкий матерчатый (диаметром 10-13 см) с бубенчиком внутри    
  Мяч из тяжелой резины    
  Мяч надувной (диаметром около 40 см)    
  Мячик из тонких резиновых волокон    
  Игрушка для толкания перед собой (например, цилиндр с бубенчиками на длинном стержне)    
  Музыкальные игрушки    
  Барабан    
  Ксилофон с несколькими (3-4) крупными клавишами для самых маленьких    
  Ксилофон обыкновенный    
  Бубенчики (музыкальные погремушки) 2-3  
  Маракас пластмассовый, небольшой    
  Бубен    
  Колокольчик на ручке    
  Треугольник    
  Кастаньеты пластмассовые    
  Дудочка пластмассовая    
  Маленькое пианино, Любая музыкальная игрушка с клавишами, работающая от батареек    
  Вкладыши    
  Деревянный вкладыш с тремя формами - Круг, треугольник, квадрат (фигуры с крупными ручками для захвата)    
  Большой и маленький мишка или другая форма (фигуры с крупными ручками)    
  Четыре фрукта - яблоко, груша, банан, апельсин (фигуры с ручками)    
  Несколько домашних животных    
  Лицо    
  Части тела    
  Виды транспорта    
  Транспорт    
  Машина грузовая с кузовом    
  Машинки для младенцев Маленькие из мягкой пластмассы 2-3  
  Паровозик с вагонами    
  Автобус (или другая машина, куда можно посадить игрушки)    
  Самолет    
  Машины инерционные: большая и маленькая   2-3  
  Машинки маленькие    
  Мягкие игрушки    
  Собака большая и маленькая    
  Кошка 2-3  
  Медведь большой и маленький    
  Заяц и другие животные 1-2  
  Набор животных “Семья”    
  Куклы    
  Куклы мягкие, пластмассовые, резиновые, разных размеров (желательно иметь куклы, изображающие взрослых и детей, мужчин и женщин, В том числе одну куклу с набором одежды) не меньше 5-6  
  Кукольная кроватка    
  Посуда игрушечная    
  Тележка для катания кукол    
  Куклы на руку    
  Набор животных (кошка, собака и др.)    
  Мужчина, женщина, ребенок    
  Игрушки для мелкой моторики    
  Бусины от крупных до самых маленьких, Надевающиеся на специальный шнурок    
  Пуговицы крупные, надевающиеся на шнурок    
  Вкладыши – мозаика и/или мелкие цилиндры, Вкладывающиеся в панель с отверстиями    
  Дидактические материалы    
  Любое тактильное лото    
  Лото с картинками наиболее простых предметов    
  Домино с простыми картинками    
  Набор дидактических картинок с изображением Предметов, действий, понятий, и т.д.    
  Набор пиктограмм    
  Книжки для младенцев - Деревянные, моющиеся, матерчатые, картонные не меньше 5  
  Матерчатые мешочки разных размеров    
  Игрушка для развития навыков самообслуживания и мелкой моторики, различные виды застежек    
  Электронные игрушки и приборы    
  Электронные игрушки Для детей с хорошим контролем руки / пальца    
  Игрушки с выключателями, работающие от батареек, с различными видами стимуляции    
  Наборы    
  Конструктор Lego DUPIO    
  Магнитная доска с набором цветных магнитов и Фломастеров для рисования на ней    
  Домашние животные (деревянные или пластмассовые)    
  Дикие животные    
  Кубики разноцветные    
  Строительный материал (разноцветные детали из легкого нетоксичного материала)    
  Канцелярские наборы    
  Мелки восковые, нетоксичные    
  Краски акварельные для детей    
  Краски порошковые нетоксичные для младенцев (пальцевое рисование)   набор основных цветов
  Фломастеры водорастворимые нетоксичные    
  Клеящий карандаш    
  Липкая лента, скотч    
  Бумажный скотч    
  Набор цветной бумаги    
  Набор цветного картона    
  Кисти акварельные, толстые    
  Кисти для гуаши (жесткие) толстые    
  Пластилин    
  Пластик для лепки    
  Маркеры разноцветные основных цветов    
  “Мыльные пузыри”    
  Ножницы для самых маленьких    
  Коктейльные соломки толстые    
  Оборудование, крупные предметы    
  Креслице детское    
  Пластиковый тазик для игры с водой    
  Мяч для занятий двигательной терапией (диаметром 70-80 см)    
  Качели детские или гамак    
  Тележка тяжелая, устойчивая    

Приложение 1

Показания для направления детей в службу раннего вмешательства

 

В программу раннего вмешательства попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

 

Детский аутизм.

· Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса

Общие положения

1.1. Служба ранней помощи*— это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

* термины-синонимы: «служба раннего вмешательства», «служба абилитации».

1.2. Клиентами Службы ранней помощи** являются дети от рождения до 3 лет, которые:

- имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;

- входят в группу биологического риска,

- а также члены их семей или люди, заменяющие родителей.

** группы детей, являющихся клиентами службы ранней помощи, подробно перечислены в Приложении 1.

1.3. Результатом работы Службы ранней помощи является предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.

Цель и задачи Службы ранней помощи

2.1.Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

2.2.Задачами Службы ранней помощи являются:

2.2.1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

– создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

– междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

– отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

– раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

– консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

– предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

2.2.5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты

2.2.6. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.135 (0.038 с.)