Россия в системе координат Больших пространств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в системе координат Больших пространств



Геополитические последствия распада СССР для России

В различных теориях и геополитических моделях Россия указывалась на геополитических картах в составе осевой области планеты (Хартленд). Характерной чертой сегодняшней России стало ее ослабление во многих областях мировой политики, но, все же, Россия остается крупной ядерной державой. Россия переживает трудный период развития в направлении к демократии, гражданскому об­ществу с его приоритетом прав человека над правами государствен­ной бюрократии.

Окончание «холодной войны» и распад СССР открыли новую фазу геополитического развития России. Геополитические изменения оказали существенное влияние на стратегический потенциал Рос­сийского государства.

С одной стороны, распад СССР имел негативные последствия для России, приведшие к потере ею прежнего геополитического влияния в мире. Она лишилась значи­тельной части портов, имеет ограниченный выход в Черное и Балтийское моря, хотя на Севере и Дальнем Востоке со­хранила широкий выход к морям открытого океана. Россия стала бо­лее северной страной и удалилась от ряда мировых транспортных путей. В экономическом отношении Россия слаба, ее, армия не от­вечает современным требованиям.

Россия потеряла свои геополитические зоны влияния в СНГ, так называемые «защитные оболочки», в которых происходит геополитическая переориентация, большими темпами идет процесс дезинтеграции. На границах и на периферии России появились «горячие точки». Россия, объявив себя правопреемником СССР и взяв на себя его внеш­ние долги и обязательства, не может избавиться от старых геополи­тических проблем.

Подписанный Россией 15 мая 1992 г. Договор о коллективной безопасности СНГ привел, например, к погружению России в этни­ческие, религиозные и политические проблемы Центральной Азии. Россия стала страной без настоящих государ­ственных границ на большом протяжении. Она вынуждена соблю­дать свои территориальные интересы, оставаясь на так называемых «имперских» границах и попадая в «ловушки» в Таджикистане, на Кавказе, в Крыму и Приднестровье.

Кроме того, Россия расплачивается за волюнтаризм в междуна­родных делах, в размещении производительных сил и т.п. Обвине­ния в том, что, будучи «центром» в рамках СССР, Россия якобы эксплуатировала периферийные республики, абсолютно беспочвен­ны. Характерной чертой прежней роли России был ее колоссальный безвозмездный вклад в развитие окраин, зачастую себе в ущерб. Россия при­лагала огромные усилия, чтобы вывести на столбовую дорогу европейской цивилизации все среднеазиатские республики, которые без этого остались бы на уровне Афганистана.

С другойстороны, несмотря на все территориальные и геополи­тические потери, Россия сохранила статус обширнейшей транс­континентальной державы с мощным поясом стран-соседей и с положением между Европой и Азией. Так, в пределах России остались лучшие по качеству, составу и конку­рентоспособности на мировом рынке естественные ресурсы. Здесь сконцентрированы самые мощные научные силы бывшего СССР.

Хотя континентальность территории России увеличилась, все же сохранились выходы в Черное и Балтийское моря: хотя бы по од­ному современному порту, причем в пределах областей, а не авто­номий Российской Федерации. С соотношением два к одному перевешивают морские границы: на 20,3 тыс. км сухопутных границ России приходится 38,8 тыс. км морских границ.

Россия сохранила контакты со всеми соседями из числа развитых стран. Страна по-прежнему остается уни­кальным транзитным коридором через Евразию. Однако, располагая сильным ледокольным флотом, Россия до сих пор не использует в интересах международной торговли Се­верный морской путь — кратчайшую водную трассу между Европой и Японией.

Факторы формирования геополитического кода современной России

Одна из самых трудных внутренних проблем России, определяющих выбор ее поведения на мировой геополитической арене, заключает­ся в незавершенности формирования современной государственной системы. Продолжается борьба по определению приоритетов на­циональных интересов, прежде всего между тради­ционалистами и демократами. Взгляды различны: от необ­ходимости восстановления СССР, возможно, в более широких про­странственных масштабах, до создания чисто однонационального русского государства, пусть даже за счет отказа от восточных ре­гионов, где русские живут уже около четырех столетий. Под лозунгом защиты отечества российские фундаменталисты, пре­жде всего коммунисты, борются за восстановление комму­нистической общественной системы, которая отождествляется ими с отечеством.

Условно существуют три внутренних варианта трансформации России:

1) авторитарная империя, базу под которую подводят национал-большевики, с одной стороны, и коммунисты — с другой;

2) раскол России на конфликтующие друг с другом части;

3) строительство федеративного демократического (а не авторитарного, практически имперского) государства с параллельным созданием гражданского общества.

Первый вариант, имперский, неизбежно натолкнется на антироссийские движения и блоки у наших границ. Минимум, что ждет в этом случае Россию, — это многолетняя изоляция от мирового сообщества. Вряд ли он осуществим мирным путем. Новые независимые государства стремятся стать участниками исторического про­цесса. Любое силовое давление на них будет вести к бойкоту Рос­сии в мировом сообществе и изоляции ее в мировом хозяйстве. Это связано с ее дальнейшим технологическим отставанием и истоще­нием ресурсов, так как ни одно государство в мире не может разви­ваться, опираясь только на свои внутренние источники роста. В случае имперского вектора развития России мировое сообщество не сможет не учитывать угрозу со стороны России как источника распространения стратегических технологий, особенно ядерных (даже в демократической России это происходит во взаимоотношениях с Ираном, Китаем).

Второй вариант трансформации России (раскол на отдельные части) означает распад Хартленда в его классическом понимании, может произойти цепная реакция нарушения стабильности мирового масштаба.

В недопущении раскола России в существующей ситуации как раз и состоит ответственность перед мировым сообществом. К это­му надо добавить неизбежную активизацию дуги нестабильности («подбрюшья» России) Бжезинского, окружающей Россию с юга, где США и СССР ранее оказывали необдуманную с нынешних позиций поддержку некоторым режимам. И теперь здесь имеются безответст­венные этнократии, создающие потенциальную взрывоопасность для геополитического равновесия.

Укрепление интегрированности российского государственного пространства является сложным императивом. «Государственная масса» России очень неоднородна — в пре­делах России имеется много регионов разного уровня социально-экономического развития и различного этнокультурного состава.

Третий вариант - строительство федеративного демократического государства, позволит России не потерять свою целостность и создать такой геополитический код, который вернет России автори­тет в мире. Федеративное устройство с сильными горизонтальными связями, демократия и открытость экономики и гражданское общества должны рассматриваться как необходимые условия нового геополитического кода России, учитывающего меж­дународный баланс сил. Демократический вариант отвечает принципам геополитики взаимодействия, а такая геополитика стремлению народов этого обширного региона, веками живших вместе.

Военно-стратегическое и геополитическое положение России

Мировую геополитическую ситуацию относительно России доста­точно обобщенно можно представить в системе Больших про­странств (сфер), геополитических районов и великих держав, для чего можно использовать схему районирования мира Коэна и пред­ставления о внешних оболочках страны. При этом необходимо раз­делять два аспекта: военный (военно-стратегический) и геоэкономический.

В военно-стратегическом аспекте геополитическое окружение России таково:

» на западе НАТО, продвигающееся к границам России, практиче­ски взявшее контроль над Балканами и Центрально-Восточной Европой, т.е. над бывшей сферой влияния СССР;

» на востоке пограничный Китай, располагающий значительным военно-техническим потенциалом, Япония, которая не является военной державой, но опирается на военный союз с Америкой.

Геоэкономический аспект для России характеризуется следую­щими обстоятельствами:

♦ Россия находится в окружении экономической триады мира — на западе ЕС (более 20% от суммарного ВВП мира); на востоке Япо­ния (около 9% ВВП мира) и тесно связанные с ней инду­стриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); на крайнем северо-востоке к малообжитой части страны примыкает НАФТА;

NAFTA (North American Free Trade Agreement, ALENA, Accord de libre-échange nord-américain) — североамериканское соглашение о свободной торговле с 1 января 1994между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).

♦ к юго-восточной границе примыкает Китай с динамично раз­вивающейся экономикой (доля его экономики в суммарном ВВП мира составит в 2015 г. около 18%, а США — 16,5%, России — более 3%).

Суммируя два вида потенциалов, получаем следующую панорам­ную картину Больших пространств.

Первое - по военной и геоэкономической мощи ведущим выступает Северо-Атлантический сектор.

Второе представляет Китай со значительным военно-стратегическим комплексом, динамично развивающейся эконо­микой, самым значительным в мире демографическим потенциалом (около 1,2 млрд человек, или более 1/5 человечества), со стремле­нием доминирования в АТР или хотя бы в пределах так называемой Большой китайской экономики, включающей страны с большими китайскими диаспорами.

Третье представляет Азиатско-Тихоокеанский регион, рассматриваемый как огромное тихо­океанское кольцо, в которое входят и Соединенные Штаты. Россия также принята в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанский форум экономи­ческого сотрудничества), который стремится превратить АТР в сво­бодную торговую зону.

Обозначенные Большие пространства не объединяются по канонам классической геополитики. К концу XX в. они трансформировались и взаимодействуют под влиянием все­общего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в соче­тании с процессами глобализации финансов, транснационализации различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

В связи с этим для России важно прежде всего принятие серь­езных решений в области геоэкономики, а не только реформа армии для повышения ее дееспособности.

Геоэкономика означает в первую очередь переход на экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая со временем даст России рычаги влияния на мировые тенденции и процессы. Такая модель развития страны предполагает ориентир в экспорте и импорте на страны-лидеры. Высокоразвитые страны должны сыграть роль «повышающего транс­форматора» для России при подключении к мировому хозяйству. Страна-последователь обеспечивает страну-лидера товарами, кото­рые она производит дешевле, но на уровне мировых стандартов, причем нередко с помощью инвестиций, поступивших из стран-лидеров. Этот путь прошла Япония, проходят новые индустриаль­ные страны и Китай.

Параллельно России предстоит решать проблему перевода внеш­неэкономических связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики, что является одной из главных национальных целей. Для обеспечения своей глобальной устойчивости и перераспределения в свою пользу миро­вого продукта ТНК (транснациональные компании) исходят из представления о мире как едином внутреннем рынке, в рамках которого они создают мировые вос­производственные циклы и вступают друг с другом в стратегиче­ские альянсы.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Современное мировое хозяйство — это совокупность экономик национальных государств, связанных между собой обменом товарами и факторами производства, а также воспро­изводственные цепи открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных группировок. У многих высокоразвитых стран, использующих геоэкономические стратегии, все больше стираются грани между внутренней и внешней (так называемой «второй») экономикой. В какие геоэкономические пространства может впи­саться Россия — в Объединенную Европу, Большое пространство Тихого океана или НАФТА— зависит от многих факторов, включая волю и аналитические способности российских политиков.

Угрозы геополитическому статусу России

Геополитические перспективы России в мире в значительной мере определяются ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалам страны. Геополитиче­ский статус России детально может быть рассмотрен в контексте иерархии угроз, на которое следует ответить в соответствии с ее геополитическими интересами. В соответствии с геополитическим кодом России такие угрозы условно можно ранжировать на уровни.

Первый уровень. Это уровень региональных вызовов, формируемых странами ближнего зарубежья, которые в зависимости от их внеш­неполитической ориентированности распадаются на сектора.

Прибалтика (государства Балтии). Прежде всего, все три страны — члены НАТО, а потому являются потенциальными противниками России. Основные противоречия с ними каса­ются дискриминации живущих в них этнических русских, особенно в Эстонии и Латвии. Эти государства опасаются, что их русское население может сыграть на каком-то этапе роль «пятой колонны», опасаются они также возможной ассимиляции национального насе­ления с русскими.

Белоруссия. Образовано Союзное государство России и Белорус­сии. Для белорусской элиты подобное образование является формой торга для поставок в страну дешевых ресурсов из России. Поэтому само новообразование представляется фантомом: многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике или посто­янно откладываются на будущее. Ситуация в предвыборной компании президента Беларуси 2010 года показывает политическую нестабильность связей России и Беларуси.

Западное Причерноморье. В этом секторе главная проблема для России — возможность пользования проливами между Черным и Средиземным морями. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море — турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танке­ров. Запреты для России пользоваться проливами — это нарушение международной конвенции, принятой в Монтре (Швейцария), со­гласно которой черноморские страны проводят через проливы ко­рабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.

Кавказский сектор. Он стал зоной столкновения интересов России и США. Для России здесь необходимо решить две главные про­блемы:

достичь политической стабильности в северокавказских автономиях и обеспечить целостность России;

интегрировать в сферу геополитического влияния России новые кавказские государ­ства, вместе взятые и порознь (православная Грузия, шиитский Азербайджан, монофизитская Армения).

Решение этих проблем осуществляется в крайне неблагоприят­ных условиях усиления американской экспансии. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой ее ответственности. Грузия активно стремится в НАТО. США провозгласили Каспий­ский регион зоной своих национальных интересов. Азербайджан заявил о возможности создания на его территории американских и турецких военных баз. Не соответствуют российским интересам, особенно ее урало-сибирским нефтеносным районам, некоторые конкретные проекты.

Проект ТРАСЕКА должен соединить Среднюю Азию с Центрально-Восточной Европой и далее с Европейским Союзом и НАТО.

Проект ТРАСЕКА - это возрождение евроазиатского шелкового пути, которое расшифровывается как ТРАнспортный Коридор ЕвропаКавказАзия. Принят на конференции в Брюсселе в мае 1993г. В настоящее время государствами-участниками ТРАСЕКА являются Армения, Болгария, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Румыния, Таджикистан, Туркмения, Турция, Украина.

Этот проект увязывают с освоением нефтяных месторождений Каспия и Прикаспия и с предполагаемыми нефтепроводами, альтернативными нефтепроводу Баку—Новороссийск. Проект ТРАСЕКА имеет явный геополитический вызов России, поскольку экономически он вряд ли целесообразен из-за множества таможенных рубежей, необходимости многократных пере­грузок с наземного транспорта и наоборот. Другой проект нефтепровода Баку—Джейхан через Турцию во многом также имеет геополитический характер, хотя экономически он целесообразен. Откровенно антирос­сийский характер имеет объединение ГУАМ (Грузия—Украина-Азербайджан—Молдова), постепенно трансформирующееся в оборонное соглашение. В 1999 г. к этой оси присоединился Узбекистан, который, правда, после событий в Ферганской долине, затем вышел из альянса.

Средняя Азия и Казахстан. После провозглашения суверенитета в бывших республиках СССР рост национального самосознания здесь происходил в самых разных формах, часто в этом регионе он сопровождался острыми этническими конфликтами. Затем возник­ли проблемы внутриполитического и межгосударственного характе­ра, проявляемые часто как приграничные столкновения. Благодаря близости с Афганистаном, в этом регионе проходит самый корот­кий наркотрафик. На эти деньги содержатся оппозиция, а также террористы.

Нельзя забывать о возможных претензиях исламистов на внутренний восток России — Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ.

Большую геополитическую активность в регионе Закавказья и Средней Азии проявляет Турция. Утверждение здесь Турции абсолютно неприемлемо для России. Однако геополитика взаимодействия диктует в этом случае развивать сотрудничество и взаимопонимание с Турцией как черноморской державой. Эта ли­ния уже сейчас согласуется с проектами российско-турецких газо­проводов: уже прокладываемого «Голубого потока» и проектируемо­го через Западную Грузию и Армению.

Второй уровень. Это уровень глобальных вызовов, формируемых взаи­модействием с государствами дальнего зарубежья. Пока на них Россия просто не в состоянии ответить. В отношении стран дальнего зарубежья Рос­сия придерживается стратегии сбалансированной равноудаленности, предполагающей преимущественно политику, следующую за событиями.

Арктический сектор. К Арктике прилегают территории пяти го­сударств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Россия и Норвегия оспа­ривают несколько десятков тысяч квадратных километров в Баренце­вом море, потенциально богатых залежами газа и нефти. На участке шельфа, именуемого российскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти — равные запасам Тимано-Печорского месторождения. В 1997 г. Россия ра­тифицировала Морскую конвенцию ООН. Проблема состоит в том, что Морская конвенция ООН (1982 г., вступила в силу в 1994 г.) не имеет секторально­го принципа определения статуса. Чтобы ее решить был принят Федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации».

Центральная и Восточная Европа. В этом регионе Россия потер­пела наибольший геополитический и геоэкономический урон. На всем протяжении истории государства Центрально-Восточной Ев­ропы, имея промежуточное положение, сильно зависели от измен­чивого баланса европейских сил. Сейчас за счет стран Центрально-Вос­точной Европы происходит расширение НАТО.

Китай. С этой страной Россия имеет одну из наиболее протя­женных границ — около 4200 км. Некоторые эксперты полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных облас­тей Сибири и Дальнего Востока. Разрыв демографического потен­циала между двумя государствами — на порядок: в 2000 г. в России насчитывалось 145 млн человек, а в Китае — около 1,3 млрд.

Геополитические интересы Китая пока преимущественно направлены не в сторону России и Казахста­на, а в Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Юго-Восточной Азии, где он пытается закрепить свои прочные позиции государст­ва-лидера, используя такой благоприятный фактор, как широкое распространение здесь хуа-цяо — многочисленных и предприимчи­вых китайских диаспор. В перспективе с ростом индустрии КНР потребуются огромные ресурсы промышленного сырья, в результате чего будет осуществляться поворот в сторону сырьевых ресурсов близлежащих районов России — Сибири, Дальнего Востока, а так­же Казахстана и Центральной Азии, потому что другие ресурсные районы мира уже геоэкономически поделены.

Россия — Япония. Эти отношения упираются в проблему Куриль­ских островов (конкретно — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хибомаи). В 1875 г. Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Курильской гряды взамен Япония признала право России на весь остров Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией.

Однако в результате русско-японской войны 1904—1905 гг. Япо­ния получила половину Сахалина (южнее 50° с.ш.). В 1945 г. СССР по договору с союзниками в Ялте (1943) вступил в войну с Японией и занял ее «северные территории». В настоящее время Россией не отрицается наличие территориальной проблемы между двумя госу­дарствами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий японской стороны, а как воз­можный акт доброй воли ради упрочения добрососедских отноше­ний и заключения мирного договора.

Россия — США. В геополитическом плане своими дей­ствиями США последовательно действуют в русле разрушения гео­политических основ положения России как великой державы. Политика односторонних уступок М.С. Горбачева и далее Б.Н. Ельцина при­вела к значительным потерям России. США и Запад в целом практически ничего не потеряли, а в России и быв­ших союзных республиках разразился экономический кризис, рас­пад системы союзнических связей и вывод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств.

Евразия стала центром геополитических и геоэконо­мических интересов США. Россия в этих планах теперь не выступает как равноправная держава, как это было во времена сотрудничества Рейгана и Буша с Горбачевым, а как «нормальная» страна, какими для США являются Великобритания, Германия, Япония, не помыш­ляющие об отходе от американского геополитического кода. Россия нужна Соединенным Штатам по ряду причин, но в первую очередь как противовес Китаю.

Расширение НАТО на восток является формой давле­ния на Россию. США занялись пе­рестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе в частно­сти. Такие действия воспринимаются Россией как ущемление ее государственных интересов.

Россия — Европейский Союз. С 1994 г. В данном случае речь идет об экономической сфере в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудни­честве. На первый взгляд, ЕС установил для России значительные торговые льготы: около 80% российского экспорта (главным образом энергоносите­ли) ввозятся беспошлинно, еще 10% попадает под общую систему преференций. При этом России предоставлено право защищать свой рынок от импорта некоторых товаров до момента вступления в ВТО. Как следствие средневзвешенный тариф ЕС в отношении России не превышает 1%, тогда как в России этот показатель оста­ется на уровне 16—18%. Хотя рынок ЕС широко открыт для экс­порта топливно-сырьевых товаров из России, на практике меры по «индустриализации» российского экспорта продолжают наталки­ваться на дискриминационные ограничения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.034 с.)