А. Идеи личностно-ориентированного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Идеи личностно-ориентированного воспитания



-проф. Сериков В.В.

Автор исходит из ценностей личностного подхода, которые в общем виде можно определить как: ребёнок, культура, творчество.

Разрабатывает теорию личностно ориентированного образования.

Ц елью ЛОО автор считает воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности.

Принципы ЛОО - *личностный подход, *природосообразность, *социализация, *культуросообразность.

Содержание ЛОО должно быть центрировано на ценности мировой, национальной и региональной культуры.

«Воспитание – есть процесс педагогической помощи и поддержки ребёнка в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации и жизненного самоопределения.

Личностный подход в воспитании понимается как: опора на личностные качества ребёнка, такие как: -направленность личности, -ценностные ориентации личности, -её жизненные планы, -сформировавшиеся установки, -доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Известно ли это педагогу? – Важна роль диагностики!

 

Личностно ориентированное воспитание есть деятельность педагога, которая:

- охраняет и поддерживает Детство и Ребёнка с целью его развития, саморазвития, самореализации;

- сохраняет, передаёт и развивает культуру и общечеловеческие ценности,

-- создаёт творческие среды развития ребёнка;

-стимулирует индивидуальное и коллективное творчество;

- способствует успешной социализации и созданию положительного образа «я» в окружающем мире.

Кроме этого, педагогу нужно помнить, что, чтобы осуществлялось развитие и саморазвитие ребёнка, необходимо создавать определённое пространство свободы личности, так как развиваться можно, только будучи свободным человеком. Это одинаково важно как для ученика, так и для педагога.

Воспитания должно стать фундаментом жизни человека – жизни духовной, культурной, социальной, индивидуальной.

Компоненты личностно ориентированного воспитания:

-ценностный, мировоззренческий компонент (система ценностей или жизненных смыслов);

-культурологический компонент (освоение ребёнком культуры);

-компонент социализации (накопление общественного опыта, опыта гражданского поведения личности);

-природосообразный компонент (связанный со здоровьем, экологией, физическим развитием);

-личностный компонент (связанный с развитием способности личности к самопознанию, саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации).

Эти компоненты должны отражаться в содержании и основных направлениях воспитания.

Наряду с этим, в основе воспитательной деятельности должна лежать специфическая технология построения личностно развивающей ситуации.

Виды личностно развивающих ситуаций:

- ситуация выбора,

-ситуация критической оценки и самооценки,

-ситуация свободного выражения своей позиции,

-ситуация проявления собственного видения и смысла,

-ситуация рефлексии (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своей деятельности и поведения),

-ситуация самостоятельной творческой инициативы,

-ситуация независимости от мышления других,

-ситуации самообразования, самовоспитания, самоуправления.

В личностно ориентированной и развивающей ситуации педагог перестаёт решать за воспитанника зачем, чему и как его учить и воспитывать. Стержневым является вопрос о принятии такого опыта (деятельности, нормы, правила, взгляда), который заставляет его в чём-то изменить представление и мнение о себе. Без этого противоречивого момента не может быть личностного развития.

 

 

Технологически, при создании подобных ситуаций, предлагается опираться на три основные (сущностные!) характеристики:

 

1) личностно ориентированная развивающая ситуация должна способствовать вхождению предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы воспитанника и способствовать решению жизненно значимых задач;

 

2) способом освоения личностного опыта должен быть диалог (поскольку другого способа проникновения чего-либо в личностную сферу просто не существует);

 

3) формой создания ситуации личностного развития должна быть игра, так как личность развивается, творя собственный мир, особое пространство, «проигрывая» в нём свои роли и модели реальности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.009 с.)