В. Теория воспитания на основе потребностей человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Теория воспитания на основе потребностей человека.



(Созонов В.П.).

 

Автор – против социоцентрической модели воспитания.

Он предлагает подходить к воспитанию: - не от общества, - а от ребёнка, -не от коллектива, - а от самосознания каждого отдельного члена

- не от общественных потребностей, -

- а от потребностей и внутренних проблем ребёнка.

Базовые потребности человека, считает автор, - есть главная ЦЕЛЬ, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы.

«Воспитание – есть деятельность педагога, направленная на создание психолого – педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника, а именно:

1) потребности в творческой деятельности, 2) потребности быть здоровым, 3) потребности в защищённости, безопасности, 4) потребности в уважении, признании, необходим социальном статусе 5) потребности в смысле жизни, 6) потребности в самореализации (самоосуществление), 7) потребности в удовольствии, наслаждении ».

 

Исходя из такого понимания воспитания, автор предлагает основными направлениями содержания воспитательной деятельности считать целенаправленное создание условий для удовлетворения вышеназванных потребностей.

 

 

Г. Теория самовоспитания школьников.

(Селевко Г.К.).

 

Автор стоит на позициях Выготского Л.С., что «воспитание» есть в конечном счёте «самовоспитание». Поэтому центральной в его концепции является категория «самовоспитания» (а не воспитания).

«Самовоспитание» - есть процесс осознанного, управляемого самой личностью, развития, в котором в субъектных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

Тогда цель воспитания – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина; просвещённого, культурного человека; заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Для достижения этой цели педагог должен ставить и решать определённые задачи в 4х направлениях: 1) в области обучения, 2) в области воспитания, 3) в области психического развития, 4) в области социализации.

(см.: Степанов Е.Н., …Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.-М.:2002,с69-70.)

Например, в области воспитания автор предлагает решать следующие задачи: - осуществлять личностный подход, -превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание, -развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности, -формировать умения самовоспитания и самообразования, -обеспечить ребёнку условия для максимальной самореализации, -формировать веру в себя, -создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

Содержание воспитания – это знания, умения и навыки, позволяющие ребёнку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. (см. с72-75).

 

Гуманитарная парадигма.

Приходя на смену гуманистической, гуманитарная парадигма ставит в центр воспитания ЦЕЛОСТНОГО человека во всём многообразии его связей и отношений с окружающим миром. А цели воспитания ставятся и от человека, и от общества.

Гуманитарная парадигма делает акцент на субъектности человека (не исключая при этом личностных и индивидуальных качеств).

Главная характеристика гуманитарной позиции педагога- диалогичность.

Цель гуманитарного подхода в воспитании – развитие в ребёнке «человеческого качества», т.е. того, что составляет истинно человеческую сущность в её соотнесении с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.

Гуманитарная парадигма означает признание следующих факторов:

1)- целостного характера педагогических процессов и явлений;

2)- обусловленность любых педагогических процессов и явлений их внутренними закономерными причинами самодвижения и саморазвития;

3)- признание нелинейного, кризисного характера саморазвития;

4)- необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека.

Гуманитарная парадигма понимает воспитание сквозь призму КУЛЬТУРЫ, ибо именно культура выделяет человека из животного мира, именно культура определяет человеческое качество любого общества.

То есть, воспитание вообще понимается как воспитание Человека в контексте Культуры.

Понимание культуры как педагогической категории, позволяет понять ТРИ аспекта воспитания:

1)- социально-нормативный аспект воспитания - он раскрывает социальное значение воспитания, а именно- присвоение ребёнком социальной культуры (социализация);

2)- индивидуально-смысловой аспект – он раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном самостановлении человека, которое невозможно без поисков смысла собственной жизни. И эти смыслы- в культуросообразной среде воспитания;

3)- ценностно-деятельностный аспект – он раскрывает ведущий механизм воспитания как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.

 

Таким образом, выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный процесс становления человеческого качества в человеке.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Гуманитарная педагогика часто называется бытийной (онтологической) педагогикой, или- педагогикой духовности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)