Тема 1. Сущность финансов предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность финансов предприятий



Тема 1. Сущность финансов предприятий

1. Сущность и формы проявления финансов предприятий

2. Функции финансов предприятий

3. Принципы организации финансов предприятий

4. Организация управления финансами.

5. Финансовый механизм предприятия

Функции финансов

 

Финансы на предприятии выполняют следующие функции:

1. Обслуживание денежными ресурсами кругооборота материальных средств;

Экономическое содержание этой функции состоит в обеспечении полного соответствия между движением денежных и материальных ресурсов. Это проявляется: а) на плановой стадии и б) оперативно. В первом случае, сопоставляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собственных источников, банковских ссуд и т.д.

Задача заключается в том, чтобы сформировать так денежные потоки на предприятии, чтобы все финансовые потоки эффективно.

2. Распределительная

Эта функция проявляется на различных стадиях. Например, какая доля дохода предпринимателей должна оставаться у производителей продукции (работ, услуг), какая — перечисляться в виде налогов в бюджет государства; какая часть средств предприятий должна идти на развитие производства, какая направляться на потребление. Сейчас, как известно, у большинства предпринимателей преобладает недальновидная политика максимизации потребления, стремление все “проесть”, которая возникает в основном из-за неустойчивой экономической ситуации в стране, а также из-за отсутствия налаженной правовой системы.

3. контрольная.

Третья функция финансов основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны деятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоотношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

 

 

Планирование затрат на производство и реализацию продукции

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший показатель работы предприятия. Она определяется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.

Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе —смете затрат на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предприятия смета затрат составляется на год с поквартальной разбивкой. Однако это возможно при стабильных и прогнозируемых условиях хозяйствования. В этих условиях полезным и вполне возможным является составление квартальных смет затрат на производство и реализацию продукции.

Смета позволяет рассчитать:

1) объем реализации продукции по с/с;

2) прибыль от реализации произведенной продукции;

3) оценить материалоемкость и трудоемкость;

4) спрогнозировать потребность в оборотных средствах и т.п.

на практике применяют два вида смет:

1) смета производства продукции (бюджет производства);

2) смета производства и реализации.

Для удобства и более полного обоснования с/с на практике могут использоваться годовые, квартальные и месячные сметы.

 

Тема 3 вЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1. Понятие выручки от реализации продукции.

2. Планирование выручки от реализации продукции, работ, услуг.

3. Использование выручки от реализации.

Планирование выручки от реализации продукции, работ, услуг.

 

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соот­ношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила пове­дения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Поэтому для определения прибыли возможно и. необходимо квартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продук­цию на денежные счета предприятия.

Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непро­мышленного характера.

Для определения выручки от реализации продукции необходи­мо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж (если имеет место наличноденежная выручка), торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяет­ся исходя из объема выполненных работ и соответствующих рас­ценок и тарифов.

Существуют два метода определения плановой выручки: пря­мого счета и расчетный;

1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции прихо­дится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наибо­лее достоверный метод планирования выручки, когда план выпус­ка и объем реализации продукции заранее увязаны с потребитель­ским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации (В) можно определить по следующей формуле:

В=Р*Ц.

где Р— объем сопоставимой реализованной продукции;

Ц— цена единицы реализованной продукции.

 

Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финан­совых результатов предприятие должно прилагать усилия к увели­чению выпуска продукции, расширению его ассортимента, произ­водства принципиально новых по потребительским качествам то­варов. Следовательно, объемы заказов на производимую продук­цию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции.

2. В этих условиях для планирования выручки применяется рас­четный метод, основой которого является объем реализуемой про­дукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планиро­вание выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:

 

В=Он+Т-Ок

где Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало плани­руемого периода;

Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

 

Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассо­вом методе учета выручки состоят из: готовой продукции на складе, в том числе товаров отгруженных, документы по которым не пере­даны в банк; товаров отгруженных, срок оплаты которых не насту­пил; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок; товаров на от­ветственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта.

При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе исходят прежде всего из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных — на последнюю отчетную дату, и ожи­даемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соот­ветствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.

Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты ко­торых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских: и иногородних расчетов и расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.

Планирование остатков товаров отгруженных, но не, оплачен­ных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается, на опе­ративные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.

На конец планируемого периода остатки нереализованной про­дукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из. необходимости их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализа­ции и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной про­дукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.

 

 

Функции прибыли.

1. оценочная;

2. стимулирующая;

3. основной доходный источник бюджетных средств государства.

Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным показателем, при планировании используется система показателей (относительных и абсолютных), которые влияют на прибыль, как на эффект. Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат. А на её динамику влияют как зависящие от деятельности предприятия, так и не зависящие факторы. Кроме того, часть факторов влияет прямо, а часть косвенно.

 

Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает принцип самофинансирования

(из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и реальное планирование). Только чистая прибыль показывает реальный источник финансирования, который может быть направлен на определённые цели.

 

Доходный источник бюджетов: 12%-Федеральный Бюджет, до 22%-бюджеты субъектов РФ.

 

Прибыль как чистый доход предприятия.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Финансовый менеджер, напротив думает о стабильности получения потока доходов, включая собственные финансовые ресурсы.

Упрощенно прибыль исчисляется как разница между предпринимательским доходом и текущими расходами на производство и реалихацию продукции. Прибыль и убыток называют финансовым результатом деятельности предприятия. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки —отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротства.

На микро- уровне чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли.Емким информативным показателем является балансовая прибыль.

1.2. Понятие балансовой прибыли, ее состав

Балансовая прибыль представляет сумму прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина “балансовая прибыль”связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненные элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

 

БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ = 1. ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗ.ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ + 2. ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗ. ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА + 3. ДОХОДЫ ОТ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ +

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) —это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ,услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.

Например, в строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. Она определяется по документам, являющимся основанием для расчета между заказчиками и подрядчиками (субподрядчиками). Для определения прибыли используется фактическая себестоимость сданных работ. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). Валовой доход исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для определения прибыли из него исключаются издержки обращения торговых, снабженческих, сбытовых организаций. На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам. В качестве себестоимости используется показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта (связи) с учетом расходов по экспедиционным и погрузо-разгрузочным работам.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия —это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций —это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен (см. Положение о составе затрат, относимых на себестоимость №552 и Закон о налоге на прибыль). Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.

 

 

Вопрос. 2. Планирование прибыли

Следующая стадия —планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Планирование прибыли —составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие —облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли в квартальном разрезе. Поскольку с 1993 г. планирование прибыли “привязано”к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной.Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

В наиболее общем виде прибыль —это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.

П = Ц — С,

где П —прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Ц —стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С —полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

П = В — С,

где П —планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;

В —планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость,акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С —полная себестоимость реализуемой в предстоящем периодепродукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

Пр = П' + П — П”,

где Пр- прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

П'- прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

П —прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

П”прибыль в остатках готовой продукции, которая не будетеализована в конце планируемого периода.

Рассмотрим, как же планируется прибыль от остатков нереализуемой продукции на конец планируемого периода:

В составе остатков продукции на конец планируемого периода рассчитываются только первые два элемента, так как товары, не оплаченные покупателем в срок и находящиеся на ответственном хранении у покупателей, являются следствием нарушения расчетной и договорной дисциплины, а потому не планируются. При определении остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. (В данном случае мы применяем метод прямого счета при планировании потребности в оборотных средствах и именно норматив на конец года по готовым изделиям). При годовом планировании используются данные IV квартала, при квартальном планировании —данные соответствующего квартала.

С = (С IV кв.: 90 дн.) х Д,

где С —производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода;

С IV кв. —производственная себестоимость товарной продукции IV квартала;

Д —норма запаса в днях.

Норма запаса в днях, хоты бы ориентировочно, может быть рассчитана на каждом предприятии. Она имеет разное содержание для остатков готовой продукции на складе и для товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. По готовой продукции на складе норма в днях —это количество дней, в течение которых продукция находится на складе. Она определяется как сумма дней, необходимых для подборки готовой продукции, ее комплектации, упаковки, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма в днях соответствует сроку документооборота, то есть времени, необходимого для пробега расчетных документов из банка поставщика в банк покупателя и обратно.

Во втором случае, если выручка планируется по отгрузке продукции, затраты на реализуемую продукцию планируются только с учетом остатков готовой продукции на складе предприятия.

Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации продукции.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета —метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был,по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

Содержание аналитического метода планирования прибыли рассмотрим кратко, лишь с той целью, чтобы показать его отличие от метода прямого счета*. В этом случае расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Р):

Р = (П: С) * 100%,

где П —ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще неизвестен);

С —полная себестоимость товарной продукции базисного года.

* Метод прямого счета и аналитический метод планирования прибыли достаточно подробно рассмотрены в учебной и справочной литературе.

ПРИМЕР:

Допустим, П составляет 100 млн руб., С —400 млн руб., тогда

Р = (100: 400) * 100% = 25%.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.

Если объем товарной продукции планируемого года по себестоимости базисного года составляет равна 500 млн руб., то прибыль ориентировочно будет равна: 500 * 25% = 125 (млн руб.). В этом расчете учтено влияние первого фактора —объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

1. Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году. Допустим, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимость продукции планируемого года по сравнению с базисным годом возрастет на 20 млн руб.;

2. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим, прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 млн руб.;

3. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 млн руб.;

4. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования. Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125 —20 + 25 + 30 = 160 (млн руб.);

5. Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало (10 млн руб.) и на конец планируемого периода (5 млн руб.): 10 + 160 —5 = 165 (млн руб).

В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

 

 

Вопрос 3. Показатели рентабельности

Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.

I.Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

II. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

III. Последняя группа показателей —рентабельность вложений в предприятие, которая определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется по отношению чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В целом ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

 

 

Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы предприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предна­значенных для выполнения финансовых обязательств предпри­ятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Следует выделить такое понятие, как капитал — часть финансо­вых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как пре­вращенная форма финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделя­ются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных ус­ловиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и посту­пающие в порядке перераспределения.

Собственные финансовые ресурсы включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельно­сти, выручку от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по его реализации, амортизационные отчисления.

Следует помнить, что не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту иму­щества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, ис­пользуется для решения социальных задач.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предпри­ятия, становясь внутренним источником финансирования как про­стого, так и расширенного воспроизводства, т.е. они не обособлены и постоянно находятся в денежном обороте предприятия.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансо­вых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступаю­щие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние ин­весторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является обра­зование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Ссудный капитал передается предприятию во временное поль­зование на условиях платности, срочности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.

 

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают:

средства от продажи собственных акций и облигаций, а также дру­гих видов ценных бумаг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.088 с.)