Эмоциональное психическое истощение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное психическое истощение



- чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов,

- чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Часты фразы:

- «Я чувствую себя как выжатый лимон»;

- «Работа высасывает из меня все силы»;

- «Я словно сгораю на работе».

После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако, по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию, возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение – основной компонент синдрома эмоционального сгорания.

Личностная отстраненность

– межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный, или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, студентам, пациентам и т.п.), они становятся формальными, безразличными в контактах.

При синдроме эмоционального выгорания нарушаются равные отношения ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение – уделю внимание данному партнеру».

У человека с подобным синдромом возникает потребность в самооправдании:

- «Это не тот случай, чтобы переживать»;

- «Такие люди не заслуживают доброго отношения»;

- «Таким людям нельзя сочувствовать»;

- «Почему я должен за всех волноваться».

3) Ощущение утраты эффективности (достижений)

или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается веру в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.

Этапы развития СЭВ

Развитие СЭВ носит стадийный характер. Сначала наблюдается значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием: снижение интереса к своей работе.

СЭВ развивается согласно определенным фазам (М. Буриш (Burisch, 1994)) :

1. Предупреждающая фаза:

А) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);

Б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).

2. Снижение уровня собственного участия:

А) По отношению к сотрудникам, студентам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);

Б) По отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);

В) По отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);

Г) Возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущении, что другие люди используют тебя, зависть).

3. Эмоциональные реакции:

А) Депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);

Б) Агрессия (защитные установки, обвинения других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).

4. Фаза деструктивного поведения:

А) Сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);

Б) Мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции);

В) Эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участие в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).

5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.

6. Разочарования: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальная отчаяние, безысходность.

Социальные последствия СЭВ:

- ухудшение качества выполнения работы;

- утрачивается творческий подход к решению задач;

- увеличивается число конфликтов на работе и дома;

- частые прогулы;

- наблюдается переход на другую работу, смена профессии.

Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, т.к. способствуют большому количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и распространятся через неофициальные взаимодействия на работе.

СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами, пациентами, студентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи или друзей.

СЭВ может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.005 с.)