Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана



Цель и задачи:

представить научную картину происхождения человека, возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана, а также охарактеризовать основные этапы его развития в период камня и бронзы.

План:

2.1 Общая характеристика камня. Антропогенез и социогенез.

2.2 Эпоха бронзы. Зарождение номадизма как типа цивилизации.

2.3 Культурогенез. Искусство позднего камня и эпохи бронзы.

Ключевые понятия: антропогенез, социогенез, культурогенез, палеолит, мезолит, неолит, бронза, неолитическая революция

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы 1996.

2. Археологические памятники древнего Казахстана. Алматы, 1978.

3. Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.

Алматы, 1988.

1. Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:

- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);

- бронзовый век (с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);

- железный век (с 1 тысячелетия до н.э.).

Первобытнообщинный строй – наиболее ранняя стадия развития человеческого общества и приходится на каменный и бронзовый века. Древнейший человек в своей эволюции прошел несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры.

Каменный век занял значительный временной отрезок, который делится, в свою очередь на три крупных периода – палеолит, мезолит, неолит. Именно тогда человек собственно и стал человеком – мыслящим, разумным существом, способным к абстракциям, преодолевшим животные инстинкты.

Эпоха палеолита – это эпоха древнего камня. Именно тогда совершился переход наших предков к прямохождению, а руки, освобожденные для новых операций, создали первые примитивные орудия труда из камня.

Древний каменный век, или палеолит делится на 3 длительных хронологических периода:

- ранний палеолит (дошелль, шелль, ашелль) – с 2,6 миллионов до 140 тысяч лет назад;

- Средний палеолит (поздний ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч лет назад;

- Поздний палеолит (ориньяк, соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч лет назад.

Хронологическая последовательность периодов каменного века:

- палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

На территории Казахстана очень много памятников эпохи палеолита. Два миллиона лет назад на территории Казахстана сложился новый тип климата, начался период антропогена, сформировался рельеф, в чем-то похожий на нынешний мелкосопочник. Климат был теплым и влажным, что способствовало росту богатой субтропической растительности. На основе геологических находок мы знаем животный мир, населявший территорию Казахстана в эпоху палеолита: верблюды-пребактерианы, мастодонты, шерстистые носороги, южные лесные слоны, лошадь Стенона, олени-маралы, бизоны, сайгаки. Древнейшей формой общественной организации первобытного человека являлось человеческое стадо.

Таким образом, появление человека на нашей территории пришлось на ранний или нижний палеолит, судя по находкам археологов в Южном Казахстане (в районе хребта Каратау), у поселков Конырдек, Борыказган, Танирказган. В это время отступали льды первого оледенения, которые при таянии превращались в реки, несшиеся вниз с гор, прокладывая русла в толще галечника. Речная галька стала одним из первых источников для изготовления первых простейших каменных орудий – рубил, скребков и других. Каменное рубило использовалось как универсальное орудие.

Археологические находки дают основания считать, что редкое в палеолите население Казахстана распадалось на десятки замкнутых общин. Археологами обнаружены первые стоянки первобытных людей в южном Казахстане. На территории Казахстана памятники позднего палеолита находятся в районе северного Прибалхашья, на склонах горы Каратау (стоянка Ачисай), в районе Бухтармы, Иртыша (Новоникольское). На раскопанных стоянках изучены инвентарь, жилища, захоронения. В большинстве общин умерших хоронили прямо между жилищами, в других случаях покойников зарывали в стороне от поселений. Захоронение сопровождалось обрядами, такими, как осыпание праха охрой, украшение его ожерельями из раковин, клыков животных и т.п.

Инвентарь стоянок позднего палеолита представлен скребками, резцами, остроконечниками. Каменные орудия позднего палеолита представлены такими инструментами как нуклеус, рубила, отщепы, скребла, резцы, ножи, наконечники копий. Из кости человек изготавливал шила, иглы, лопатки и т.д.

Основным способом добычи пищи оставалась охота – загонная и облавная, возможная только при больших коллективах. Не теряло значения рыболовство, собирательство растительной пищи.

Мезолит (X-VII тыс. лет назад) связан с прогрессом в обработке камня. Рельеф местности, флора и фауна стабилизировались и стали близки к современным условиям. Изменения климатических условий привели к исчезновению крупных животных. Охота на более мелкую дичь требовала совершенствования оружия, орудий и приспособлений для охоты и рыболовства. Наконечники и лезвия ножей, топоров, гарпунов делались теперь из костяных или каменных вкладышей - микролитов (вкладышевая техника изготовления орудий труда). Одним из важнейших достижений стало изобретение лука – оружия дальнего боя. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки, бумеранги. К охоте и собирательству добавилось рыболовство.

Постоянные миграции травоядных животных – объектов охоты человека, более теплый климат привели к миграциям людей, освоивших в эту эпоху прибрежные зоны Ишима, Тобола, Иртыша, Приаралье и Прикаспий. Обнаружены мезолитические стоянки близ г. Петропавловска - Мичуринская, Боголюбова 2, Явленка 2; у Атбасара - Тельмана 7, 8а,9а,14а; у Караганды – Акимбек и Караганда; на берегу степной Чаглинки у Кокшетау –Виноградовка2а,12; в районе Торгайского прогиба – Дузбай 6; у Костаная – Дачная и Евгеньевка; Мангыстау – Кызылсу 1; Северо-Западный Устюрт (Айдабольская группа) и юго-западный Устюрт (Дефе-Чаганак).

В эпоху мезолита отмечены попытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных – собаки, лошади, овцы, козы и других. Именно в эпоху мезолита появляются ударные музыкальные инструменты, зарождается рисуночное письмо.

Хорошо изучен на территории Казахстана неолит. Природная среда в эпоху неолита приняла современный вид. Состав животных также приблизился к современному. Это бизоны, лошади, дикие козлы, сайгаки, зайцы, утки. Большое значение в эпоху неолита играли охота и рыболовство.

Начало неолита падает на V тысячелетие до нашей эры. Неолит стал эпохой расцвета в использовании камня. Появились новые технологии его обработки – шлифование, сверление, пиление, заточка. Из камня изготавливались не только орудия охоты, но и топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшая черта этой эпохи, вошедшая в историю под названием “неолитической революции” – зарождение скотоводства и земледелия, пришедших на смену охоте и собирательству. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества. С этого времени на территории Казахстана фиксируются глиняные изделия с острым дном.

Памятников неолита на территории Казахстана известно более 600. По типу расположения они делятся на 4 типа:

- Родниковые (временные, сезонные стоянки) – Ушбулак (ЮКО), северо-восточное Прибалхашье;

- Речные (наиболее распространенные в Казахстане) – Беркутты в Южном Казахстане, Космола (Приаралье), Кзыл-су (Восточно-казахстанская область);

- Озерные – Пеньки –1,2 (Павлодарское Прииртышье);

- Пещерные – Караунгур (ЮКО).

Особенность стоянок неолита на территории Казахстана состоит в том, что они все – открытого наземного типа. Инструментарий, найденный на стоянках разнообразен: это и наконечники стрел, и топоры, и долота, ножи, скребки и т.п. Здесь же в большом количестве найдены кости животных (медведя, оленя, кабана, архаров, зайцев, барсуков, фазанов, черепах и т.д.). Орудиями труда были скребки, нуклеусы, топоры. Очень много на стоянках орудий из кости – шила, иголки, украшений из костей, бус. В большом количестве найдены и керамические изделия, украшенные примитивным орнаментом. Причем орнамент очень разнообразный, ритмичный. На многих костяных и каменных предметах, на стенах пещер появляются рисунки солнечной ладьи, следовательно уже существовал солярный миф. В Чулакских горах обнаружены изображения “хороводов”, движущихся животных. Скорее всего, они несли культовый смысл. В это время появляются примитивные духовые и струнные инструменты. Исследованные памятники эпохи неолита относятся к трем археологическим культурам – кельтеминарской (юго-западный Казахстан), атбасарской (центральный Казахстан), маханджарской (северный Казахстан).

Следующим, как бы переходным этапом от камня к первому металлу, был энеолит - медно-каменный век (III-II тыс. до н.э.). Появляются первые изделия из меди. Сначала человек использовал самородную медь, а затем бронзу. К каменным и костяным орудиям неолита добавились более твердые и острые орудия из бронзы, что повышало производительность труда, повышало урожайность. Энеолит в Казахстане представлен Ботайской культурой Кокшетауской области. Для нее характерно появление плоскодонной посуды, богато орнаментированной керамики. Начался постепенный переход от матриархата к патриархату.

Подводя краткие итоги вышесказанному, мы видим, что в эпоху камня произошли коренные изменения. Фактически, человек стал человеком с только ему присущими интеллектуальными, нравственными, психологическими признаками.

2. Эпоха бронзы наступает во II тысячелетии до нашей эры. В Казахстане хронологические рамки этой эпохи могут быть обозначены как XVIII – начало VIII века до нашей эры. Археологи делят это тысячелетие на три этапа:

- ранняя бронза – XVIII – XVI века до нашей эры;

- средняя бронза – XV – XII века до нашей эры;

- поздняя бронза – XII – начало VIII века до нашей эры.

Важнейшими изобретениями этой эпохи стали колесо, гончарный круг, ткацкий станок, повозка, жесткое седло. Человек начал осваивать золото и серебро. Все это вело к имущественной дифференциации, выделению трех основных социальных слоев – военоначальников, жрецов, рядовых общинников. Все это вело постепенно к разложению первобытнообщинного строя.

На территории Казахстана в эпоху бронзы существовали родственные по происхождению племена, оставившие яркие, самобытные культуры – срубную, андроновскую, бегазы-дандыбаевскую.

Рассмотрим для начала андроновскую культуру, названную так по первой находке у села Андроново в Красноярском крае известным археологом Андреяновым. Хронологически андроновская культура соответствует раннему (XVIII – XVI вв. до н.э.) и среднему (XV – XII вв. до н.э.) периодам эпохи бронзы. На территории Центрального Казахстана обнаружено более 150 могильников и 30 поселений андроновской культуры. В эпоху ранней бронзы появляются протогорода примером которых, могут служить поселения Аркаим, Кент и другие.

Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга «Авеста» длает названия андроновских племен ариев, туров, дана, сайрима, саина, даха, хьона. Они населяли просторы не только Казахстана, но и Средней Азии.По данным археологических изысканий, андроновцы вели, в основном, оседлый образ жизни.

Важнейшую роль в жизни андроновских племен играло горное дело и металлургия. Казахстан в силу огромного количества полезных ископаемых еще в эпоху бронзы стал одним из центров горнорудного дела. Камень также оставался необходимым материалом для производства ступок, жерновов, пестиков. Широко использовались и костяные предметы – иглы, лопатки, трубчатые кости, из плюсневых костей лошади делали коньки.

Большое развитие у андроновцев получили домашние промыслы – ткачество, гончарное ремесло. Керамические изделия лепились вручную ленточной техникой, имели плоское дно.

Отличительная черта андроновцев – их погребальный обряд. Родовые кладбища располагались вблизи поселений. Погребальные сооружения андроновцев возводились в виде каменных оград (прямоугольных, круглых, овальных).

В области общественных отношений у андроновцев существовал патриархальный род с сильными пережитками матриархата.

В области верований мы видим у андроновцев культы огня, луны, солнца, звезд, духов предков, земледельческие и скотоводческие культы. Широкое распространение получило жертвоприношение.

Поздняя бронза (XII – начало VIII века до нашей эры) соответствует Бегазы-Дандыбаевской культуре, которая представляет собой дальнейшее, закономерное и последовательное развитие культуры бронзы Казахстана. Это новый, более высокий этап развития общества. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие. Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.

Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива. Ориентированы поселки, как правило треугольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, в направлении господствующих ветров. В долинах рек Токраун, Нура, Сарысу, Атасу, Ишим, Селеты и других густо располагались поселки древних рудокопов и металлургов.

3. В палеолитическое время человек уже жил достаточно сложной духовной жизнью, у него появляются объекты поклонения – культы. Один из древнейших зафиксированных культов – культ женщины родоначальницы, хозяйки очага. Изображения палеолитических женщин покажутся нам несколько грубыми – зачастую голова только намечена, основной акцент делался на отличительные женские признаки. В это же время получает распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в то, что через образ животного, воплощенного в рисунке, можно завладеть самим животным. Очень яркое отражение этот культ получил в первобытном искусстве. Росписи и гравировки на скалах, скульптуры из камня, глины, кости посвящены как правило либо женщине, либо промысловым животным. Какой бы памятник мы не взяли – всюду чувствуется мастерство художника. Многие палеолитические навыки изобразительного искусства утеряны человечеством.

Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка.

Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д.

Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди).

В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов.

Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству.

Переход к яйлажному, то есть полукочевому скотоводству привел к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. В то же время население занималось ирригационным земледелием.

Эпоха поздней бронзы стала переходом от эпохи первобытности к эпохе государств. Усложнялись социальные отношения. Постепенно выделяется слой жрецов, появляется имущественная дифференциация, обособляются воины, особенно - воины-колесничие.

Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации. Древние племена эпохи бронзы были потомками неолитического населения Казахстана и в то же время стали предками сакских, усуньских, канглинских племен, к истории которых мы теперь перейдем.

Ключевые понятия: аридность, патриархат, яйлажное скотоводство, менгиры, цисты, скальные мавзолеи.

Тесты к теме № 2

1. Древнейшая форма общественной организации первобытного человека:

а) человеческое стадо

б) племя

в) народность

2. Где обнаружены первые стоянки первобытных людей в Казахстане:

а) центральный Казахстан

б) восточный Казахстан

в) южный Казахстан

3. Расположите в хронологической последовательности периоды каменного века:

а) палеолит, мезолит, неолит, энеолит

б) мезолит, палеолит, энеолит, неолит

в) палеолит, мезолит, энеолит, неолит

4. Каменное рубило использовалось древними насельниками Казахстана:

а) как универсальное орудие

б) для охоты на хищных животных

в) для разделки мяса

5. Неолитическая революция это:

а) изобретение микролитов

б) переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию

в) переход от патриархата к матриархату

6. Какой вид камней был наиболее распространен в эпоху палеолита в качестве сырья для изготовления орудий труда?

а) речная галька

б) кремний

в) слюда

7. Что такое микролиты?

а) мелкие каменные вкладыши-лезвия, вставлявшиеся в костяную или деревянную направляющую

б) мелкая галька – сырье для изготовления орудий

в) мелкие каменные орудия

8. Бронза это сплав:

а) меди и золота

б) меди и серебра

в) меди и олова

9. Ранней и средней бронзе соответствует культура:

а) андроновцев

б) бегазы-дандыбаевцев

в) саков

10. Важнейшими изобретениями эпохи бронзы стали:

а) колесо, жесткое седло, освоение металла

б) колесо, освоение железа, рубила из камня

в) колесо, микролиты, чопперы

 

Тема № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа

Цель и задачи:

- Изучить этнические, политические, экономические и культурные процессы эпохи раннего железа.

План:

3.1. Политическая история и общественный строй сакского племенного союза.

3.2. Усуни и кангюи.

3.3. Культура и хозяйство государств раннего железного века.

Ключевые понятия: раннее железо, военная демократия, звериный стиль, полихромный стиль, переселение народов.

Литература:

1. История Казахстана с древнейщих времен до наших дней в 5 томах, Т. 1,

Алматы, 1996.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата, 1992.

3. Акишев К.А. Курган Иссык. М. 1978.

4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. А. 1983.

1. История Казахстана эпохи раннего железа – история кочевых племен, освоивших степи между Волгой и Алтаем. След, оставленный кочевыми народами зачастую бывает зыбким, непрочным, поскольку кочевникам сложно хранить и постоянно перевозить книги. Но, тем не менее, мы имеем широкий круг письменных источников по истории племен эпохи раннего железа, так как они принимали активное участие в событиях мировой истории своего времени. О них писали историки, политики, географы - представители оседлых цивилизаций.

Эти источники можно условно разделить на три группы:

- Персидские: а) «Авеста» (начало I тыс. до н.э. или в пределах VII-начала VI в. До н.э.), священная книга зороастрийцев – в ней кочевые племена, населявшие степи Казахстана именовались “туры с быстрыми конями”;

- Античные источники (римские и греческие): «История» Геродота, завершенная между 430-424 годами до н.э.; работы Ктесия Книдского (V-IV века до нашей эры), в особенности сочинение, посвященное истории Персии и ее соседей; Полиена, греческого историка из Македонии;

- Китайские источники, относящиеся к истории гуннов и кангюев – летописи Хань, труды Сыма цяня и др.

После кропотливой работы историков, археологов были соотнесены названия сакских племен персидских и античных источников. Так, саки-тиграхауда соответствуют массагетам. По свидетельству этих источников саки говорили на восточноиранских диалектах индоевропейских языков. В языке саков были уже и тюркские включения за счет миграций племен из Внутренней Монголии.

Перейдем к политической истории саков, их хозяйственным и культурным связям, общественным отношениям.

Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида).

Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию.

Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка. Сакские племена поддерживали тесные взаимоотношения с Большим Хорезмом и Бактрией. Саки вступали в контакты с родственными племенами Алтая, Хакассии, Тувы. На северо-востоке и севере саки тесно общались с предками народов ханты и манси.

Саки Казахстана были прямыми потомками ариев. В то же время, антропологами установлено, что внешний облик саков по сравнению с андроновцами изменился. Началось смешение европеоидной и монголоидной рас.

В области хозяйственного уклада произошли значительные изменения. Окончательно сложился кочевой тип скотоводства, что вовлекло в хозяйственный оборот неосвоенные ранее междуречные степные пространства. Переход саков к кочевому скотоводству было обусловлено повышением аридности климата.

Перейдем к общественному устройству саков. Сакское общество не было однородным, в нем были бедные и богатые. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить погребения царей и рядовых членов сакского общества. На высшей ступени общества стояли “цари” и “царицы”.

Наличие большого материального достатка не играло решающей роли. Главными были личное мужество и воинская доблесть. Естественно, что сакский царь зависел от войска.

На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам.

2. Теперь перейдем к истории усуней и кангюев, которые стали непосредственными продолжателями сакских традиций во II веке до нашей эры в южном и юго-восточном Казахстане. Племена усуней пришли в Казахстан из центральной Азии. Территория государства усуней на севере доходила до озера Балхаш, на западе – до Таласа, на востоке –до Бешбалыка. Центром усуней была Илийская долина в Семиречье. Ставка усуньских правителей – город Чигучен на побережье Иссык-куля, играла большую роль в становлении Великого шелкового пути.

Западнее владений усуней, в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение Канглы или Кангюй. Численность кангюев доходила до 600 тыс. чел, войско насчитывало 120 тыс. воинов. Ставкой кангюев был город Битянь. Главный признак развития внутреннего рынка у кангюев являлась регулярная чеканка монет.

Социально-экономические отношения усуней. Для усуньского общества было характерно сочетание кочевого скотоводства с земледелием.

Одним из признаков существования родовой и семейной собственности служит появление на рубеже новой эры каменных, глиняных, металлических печатей.

3. Наконец, перейдем к рассмотрению крупнейшего племенного образования, кардинальным образом изменившего этническую и политическую карту не только казахстанских степей, но и всей Евразии.

В IV- III вв. до н.э. на северных границах Китая в Центральной Азии сложился хуннский племенной союз. В 47 году до н.э. Гуннское государство распалось на южную и северную части. Южные подчинились Китаю, а северные во главе с Чжичжи-шаньюем перешли Тянь-Шань и вошли в соприкосновение с кангюями. Вторая волна гуннского проникновения на территорию Казахстана началась в в 1 веке н.э. В 93 году гунны переместились до Тарбагатая. Началось смешивание их с местными племенами. Во втором веке гунны создали в Восточном Казахстане и Семиречье государство Юэббань, просуществовавшее до 5 века. Часть племен Казахстана перекочевывала на запад. Этот процесс длился более трех веков, пока в IV веке кочевники не достигли степей Восточной и Центральной Европы. Этот период принято называть в истории “Великим переселением народов”.

У гуннов было хорошо организованное войско. В гуннском обществе существовало имущественное неравенство. Низшей прослойкой были рабы из числа военнопленных. Они использовались как домашние слуги. В основе гуннского войска лежал принцип круговой поруки.

У гуннского царя существовал сложный аппарат управления. С населения взимались налоги, для чего при гуннском царе Лаошане был составлен кадастр (всеобщая перепись населения). При Лаошане гуннское государство достигло такого уровня развития, что китайский император Сяо Вэнь-ди писал ему в 162 году: “Хань (т.е. Китай) и Хунну суть два соседних равных государства”.

Гунны, смешиваясь с различными племенами, сошли с арены истории как самостоятельное государство, но вошли в состав многих тюркских народов 6-12 веков.

Завоевания гуннов ознаменовали наступление эпохи, которая стала связующим звеном между древностью и средневековьем. Гунны, усуни и кангюи стали еще одним звеном в истории древнего Казахстана.

4. Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично.

Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”. Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака.

Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы.

Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие.

Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.

Материальная культура кангюев получила условное название каунчинской, Джетыасарской и отрарско-каратауской культур (Каратау). Интересны находки на поселении Актобе неподалеку от Чардары. В Отрарском оазисе на левом берегу Арыси имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров-тобе. Самый крупный – Кок – Мардан –городской центр.

Дома кангюев строились из кирпича и камня. У кангюев преимущественным видом хозяйства было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством.

Тесты к теме № 3

1. Своеобразная изобразительная форма прикладного искусства – «звериный стиль» – существовала:

а) у андроновцев

б) у саков

в) у кипчаков

2. Какой из перечисленных предметов говорит о наличии частной собственности у усуней:

а) печати из металла, керамики

б) ювелирные изделия

в) орнаментированная керамика

3. Главный признак развития внутреннего рынка у кангюев:

а) регулярная чеканка монет

б) караванные пути

в) наличие городов

4. Сакские племена были современниками:

а) Чингисхана

б) эмира Тимура

в) Александра Македонского

5. Что обусловило переход саков к кочевому скотоводству:

а) повышение аридности климата

б) хозяйственный опыт населения

в) способность лошадей и овец к тебеневке

6. Почему в сакскую эпоху происходит вытеснение керамической посуды на деревянную и кожанную?

а) в связи с переходом к кочевому образу жизни

б) в связи с истощением запасов глины и вырубкой лесов

в) в связи с табу на керамику

7. На территории какого племенного союза появились первые города на территории Казахстана?

а) Усунь

б) Кангюй

в) Саки

8. Главное различие между хозяйственными типами кангюев и усуней:

а) кангюи вели оседлый образ жизни, усуни – кочевой

б) кангюи занимались торговлей, усуни – кочевым скотоводством

в) кангюи вели оседлый образ жизни, усуни контролировали важнейший участок Шелкового пути

9. При каком гуннском правителе был составлен кадастр населения?

а) при Лаошане

б) при Моде

в) при Чжи-чжи

10. Какой принцип лежал в основе гуннского войска?

а) принцип демократии

б) принцип единоначалия

в) принцип круговой поруки

 

 

Тема №4: Государства раннего железного века в системе международных отношений

Цель и задачи: изучить динамику международных отношений в раннем железном веке.

 

4.1. Особенности международных отношений в древности.

4.2. Сакско-персидские отношения. Походы Александра Македонского в Среднюю Азию.

4.3. Китайский фактор во внешней политике усуньского и кангюйского государств.

4.4. Хунну в истории Центральной Азии и их место в мировой истории. Великое передвижение народов.

Ключевые понятия: международные отношения, влияние, Великое передвижение народов

Литература:

1. История Казахстана с древнейщих времен до наших дней в 5 томах, Т. 1,

Алматы, 1996.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата, 1992.

3. Акишев К.А. Курган Иссык. М. 1978.

4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. А. 1983.

История международного права неразрывно связана с историей международных отношений, с историей человеческой цивилизации, в частности с возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. В древности к ним относились районы Древнего Китая, Древней Индии, долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Греция и Рим. По мере развития человеческого общества появились и иные центры международной жизни (в Африке, Азии и др.). Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообразные отношения между собой, что вело к возникновению международно-правовых норм.

Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения государств, расположенных в региональных центрах, носили преимущественно двусторонний характер, однако наряду с ними существовали и нормы регионального характера. Общее в развитии государств различных регионов предопределило появление сходных международно-правовых норм.

Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели различные изменения и вошли в современное международное право, например некоторые нормы, относящиеся к дипломатическому праву и к праву международных договоров.

В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. Хотя периодизация истории международного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: международное право в древности, международное

История международного права неразрывно связана с историей международных отношений, с историей человеческой цивилизации, в частности с возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. В древности к ним относились районы Древнего Китая, Древней Индии, долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Греция и Рим. По мере развития человеческого общества появились и иные центры международной жизни (в Африке, Азии и др.). Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообразные отношения между собой, что вело к возникновению международно-правовых норм.Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения государств, расположенных в региональных центрах, носили преимущественно двусторонний характер, однако наряду с ними существовали и нормы регионального характера. Общее в развитии государств различных регионов предопределило появление сходных международно-правовых норм.Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели различные изменения и вошли в современное международное право, например некоторые нормы, относящиеся к дипломатическому праву и к праву международных договоров.В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. Хотя периодизация истории международного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: международное право в древности, международное право в средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г., завершившего Тридцатилетнюю войну) и международное право в новое время. Последний период можно подразделить на международное право с 1648 года до Венского конгресса 1815 года, которым завершилась эпоха наполеоновских войн, с 1815 года до окончания Первой мировой войны и Версальского мирного договора 1919 года; с 1919 года до завершения Второй мировой войны и создания в 1945 году Организации Объединенных Наций. В настоящее время развитие международного права происходит под знаком системы ООН, в которую кроме самой ООН входят специализированные учреждения ООН. Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на международное право и являлся определенной вехой в его развитии.

Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида).

Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию.

Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка. Сакские племена поддерживали тесные взаимоотношения с Большим Хорезмом и Бактрией. Саки вступали в контакты с родственными племенами Алтая, Хакассии, Тувы. На северо-востоке и севере саки тесно общались с предками народов ханты и манси.

Саки Казахстана были прямыми потомками ариев. В то же время, антропологами установлено, что внешний облик саков по сравнению с андроновцами изменился. Началось смешение европеоидной и монголоидной рас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.148 (0.152 с.)