Понятие судебной власти и ее место в системе разделения властей. взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие судебной власти и ее место в системе разделения властей. взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной



В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.

Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин «власть» все же следует понимать как способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам – судам – и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона.

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами судами (ст.11 Конституции РФ).

2. Исключительность судебной власти признак, тесно связанный с предыдущим.Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст.118 Конституции РФ, ст.1 закона «О судебной системе РФ»).

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст.118 Конституции РФ, ч.1 и 2 ст.5 закона «О судебной системе РФ»).

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст.118 Конституции РФ и ст.5 закона «О судебной системе РФ».

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.

6.  6 место прокуратуры в системе разделения властей

Прокуратура основана Петром Первым. Прежде всего, она была основана для того, чтобы надзирать за сенатом, за государевыми людьми, чтобы они меньше воровали. При Александре Первом прокуратура, как таковая, потеряла надзорные функции. Тогда она была уже не нужда непосредственно для того, чтобы надзирать за теми, кто был у власти. Почему? Воровать было легче. При Александре Втором практически пошли ростки прокуратуры, надзорные функции. Но там тоже не так все просто. Перед Александром Вторым, при Екатерине Первой, функции менялись. Доходило до того, что единственное, чем занималась прокуратура, она практически занималась только уголовным преследованием. Практически с Александра Второго прокуратура в таком виде дошла до 1917 года. Основные ее черты дошли до сегодняшних дней. Естественно, после 1917 года прокуратура в том виде, в котором она была до ревобную систему, хотя она никакого отношения не имеет к судебной системе. И не может этого быть, потому что прокуроры никогда не занимались судебными вопросами. Они только надзирали или принимали участие. В нашей нынешней Конституции роль и место прокуратуры отведено. «Прокуратура Российской Федерации составляет единую, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам». То есть, неподчинение местным органам власти. В то же время генеральный прокурор назначается советом федерации по представлению президента. Без представления президента он уже не может быть назначен. Прокуроры субъектов федерации, местные прокуроры, назначаются генеральным прокурором только с согласия местного руководителя.
Чем сегодня занимается прокуратура? Прежде всего, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов. Это надзор за всеми организациями, органами.
Сейчас идет речь об усилении. Хорошо это или плохо? С одной стороны, для сильного государства это хорошо. С другой стороны, для всевластия, для того, чтобы могли совершаться беззакония, нет никакого гражданского контроля, это уже совершенно другое, это хуже. Как хотели бы это изменить? Прежде всего, полностью поставить финансирование, назначение, и так далее через президента. Только президент. То есть, оторвать от всех. Получается подчиненность одному человеку, одной власти. Фактически контроля со стороны других ветвей власти или гражданского контроля не прописано и не продумывается в этом законе.
Второе направление, это прокуратура по французскому типу - прокуратура должна заниматься, начиная с возбуждения уголовного дела, доведения до суда, должна надзирать за этим процессом. То есть, она должна быть свободной от того, чтобы участвовать в расследовании уголовного дела, руководить расследованием уголовного дела. Куда денется общий надзор, надзор за исполнением законов? У нас очень много контролирующих органов. Колоссальное количество. Прежде всего, начнем с самого главного: министерства Юстиции. Практически любой акт сейчас регистрируется в министерстве Юстиции. Соответственно, контроль от имени государства должны осуществлять они. Нет никакой необходимости в том, чтобы кто-то еще что-то осуществлял. Скорее всего, они должны осуществлять контрольные функции. А прокурор здесь не нужен. Почему? Потому что, так или иначе он будет заинтересован в том или ином.
Действительно, прокуратура должна заниматься только уголовным преследованием и надзирать за этим. Она будет самостоятельным участником процесса во время предварительного следствия, во время судебного следствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.006 с.)