Проектирование и апробация комплекса мероприятий исследовательской деятельности младших школьников по формированию познавательных универсальных учебных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование и апробация комплекса мероприятий исследовательской деятельности младших школьников по формированию познавательных универсальных учебных действий



 

На основе констатирующей части исследования была определена цель формирующего этапа: активизацияисследовательской деятельности младших школьников, направленной на формированиепознавательных универсальных учебных действий.

Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и осуществление мероприятий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника через исследовательскую деятельность. Формирующий эксперимент содержал в себе тестирование на тему «Я - исследователь», викторину «А в старину говорили так…», мозговой штурм «Что такое хорошая школа», самостоятельную работу на тему «Посмотри на мир чужими глазами».

Мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане:

Таблица 2.6 - Календарно-тематический план исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе

Дата Название мероприятия Цель мероприятия Познавательные УУД
18. 03. 2015 Тестирование «Я исследователь» Познакомить учащихся с основными элементами исследовательской деятельности; сформировать элементарные исследовательские навыки Строить речевое высказывание в устной и письменной речи; устанавливать аналогии
20. 03. 2015 Викторина «А в старину говорили так…»   Научить осуществлять поиск с использование ресурсов библиотек и Интернета устаревших названий предметов, которыми продолжают пользоваться Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выделение существенной информации из текстов р
24. 03. 2015 Мозговой штурм «Что такое хорошая школа» Познакомить учащихся с понятием «гипотеза»; формировать умение правильного выдвижения гипотез Выдвижение гипотез и их обоснование; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
26. 03. 2015 Самостоятельная работа «Посмотри на мир чужими глазами»   Учить учащихся видеть и ставить проблемы в соответствии с поставленной задачей Постановка и формулирование проблемы, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
С 18.03 по 28.03.2015 Учебные занятия Формирование общеучебных исследовательских умений у младших школьников Структурирование знаний; выбор критериев для критериев для сравнения, классификации объектов; выдвижение гипотез

18.03. 2015г. был проведен урок с использованием контрольно – оценочного задания – теста на тему: «Я - исследователь».

Цель задания: Познакомить учащихся с основными элементами исследовательской деятельности; сформировать элементарные исследовательские навыки.

Было предложено шесть вопросов, которые не вызвали особой сложности у детей. С ними дети познакомились на уроках проектной деятельности.

На вопрос «Кто такой исследователь?», Илья С., Оля К., Алина С., Кирилл М. ответили, что это человек, который исследует неизвестное. Вика П., Андрей С., Вова О., Андрей Г. ответили, что это человек, который просто исследует, а Виталик В., Илья Х. ответили, что это человек который ездит по странам и что-то новое рассматривает. 10 учащиеся ответили, что это человек, который расследует преступления и ищет преступников.

На вопрос «Зачем нужно проводить исследования?» Илья С., Аня К., Алина С., Вика П., Кирилл М. ответили для того, чтобы узнать, что еще неизвестное осталось на нашей земле; Женя Г., Алиса К. ответили для того, чтобы удовлетворить свое любопытство. 9 учеников ответили для того, чтобы изучить историю. Саша. М., Леша К., Данил Ж., Лиза Т. ответили, что для того чтобы найти виновных и посадить их в тюрьму.

Вопрос «Кто может стать исследователем?» все учащиеся ответили, что исследователем может стать человек, который хорошо учится.

На вопрос «Как стать исследователем?» все ученики ответили, что для этого нужно хорошо и много учиться в специальном институте.

На вопрос «Что можно исследовать?» Андрей Г., Илья С., Оля К., Кирилл М. и Андрей С. ответили, что изучать можно все на свете. Женя Г., Аня К., Вика П., Алина С. ответили, что исследовать можно отпечатки пальцев, динозавров, птиц, животных. 5 учащихся ответили, что изучать можно наше прошлое, историю народа. Данил Ж., Саша. М., Лиза Т., Женя Ц., Лена К. не смогли дать ответ.

На вопрос «Можно ли на уроках проводить исследования?» 16 учащихся ответили, что да, а вот 4 ученика ответили, что нет, т.к. ученики будут отвлекаться.

Отвечая на вопросы теста, пять учащихся использовали неполный объем знаний, не смогли установить связи и зависимости между исследованиями и жизнью, затруднялись ответить на вопросы теста (Данил Ж., Саша М., Лиза Т., Женя Ц., Леша К). Одиннадцать учеников имеют достаточные знания об исследовательской деятельности, но испытывают небольшие трудности при ответах на вопросы теста. Самые точные и полные ответы дали Андрей Г., Илья С., Оля К., Кирилл М.

20.03.2015 г. на уроке литературного чтения во время изучения произведения Б. В. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь и кузовок» учащимся нужно было самостоятельно найти устаревшие слова в произведении, узнать, что они обозначают, используются ли они в настоящее время. Вторым этапом нужно было найти все пословицы и определить их значение.

Цель задания: Научить осуществлять поиск с использование ресурсов библиотек и Интернета устаревших названий предметов, которыми продолжают пользоваться, разгадать смысл пословиц.

С первым задание – найти устаревшие слова – все учащиеся справились. Больше всех слов нашли Оля К. и Андрей С. Этот этап задания вызвал затруднения у Леши К., Лизы Т. И Саши М. При поиске значений слов 11 учащихся пользовались только Интернетом, 5 учащихся использовали словари и 4 учащихся пользовались и словарем, и Интернетом.

На втором этапе у всех учащихся затруднения возникли при определении значения пословицы «Работа любит не молодца, а незалежливого». Не все ученики догадались, что название произведения тоже пословица. Костя Н., Саша М. и Лиза Т. принимали за пословицы незнакомые им словосочетания такие, как «мастер молярного дела», «выходило красовито и нарядно», «радость подмывает». Особую активность проявили: Илья С., Вика П., Аня К. и Кирилл М. Виталий В., Андрей Г., Оля К., Лена К. отвечали только, когда их спрашивали, особой активностью не отличались. 9 учеников признались, что при выполнении задания пользовались помощью родителей.

24.03.2015 г. был проведен мозговой штурм на тему «Что такое хорошая школа». Учащиеся должны были высказывать свои предположения о том, как, по их мнению, должна выглядеть хорошая школа, что нужно для этого сделать.

Цель задания: Познакомить учащихся с понятием «гипотеза»; формировать умение правильного выдвижения гипотез.

Вначале учащиеся познакомились с определением слова «гипотеза», поупражнялись в формулировании гипотез на различные темы. Далее учащиеся сами формулировали гипотезы на тему «Что такое хорошая школа» самостоятельно.

По результатам данного мероприятия можно сделать вывод, что большая часть класса справилась с задание. Гипотезы и предположения были сформулированы четко, грамотно. В своих гипотезах ученики говорили о том, что хорошая школа, это та школа, которой добрые учителя, которые не ругаются на учеников. Лучше всех с задание справились Илья С., Андрей Г., Оля К., Вика П., Виталик В., Андрей С, они предложили по 5 гипотез. 9 учеников предложили по 3 гипотезы. Затруднения с выполнением задания возникли у 5 учащихся (Лиза Т., Костя Н., Алина С., Леша К., Саша М.). Они в недостаточной степени правильно формулировали гипотезы, в основном опирались на нереальные, фантастические предположения, такие как: отсутствие домашних заданий, короткие уроки, учителя разрешают разговаривать на уроках и не ругают за провинности.

26. 03. 2015г. во время урока проектной деятельности учащимся было дано задание «Посмотри на мир чужими глазами», в котором они должны были высказать свое мнение от лица другого человека. (Приложение 7)

Цель задания: научить учащихся видеть и ставить проблемы в соответствии с поставленной задачей.

Каждый ученик должен был ответить на пять вопросов, высказав свое мнение.

В процессе выполнения данного задания Лена К., Женя Ц., Данил Ж. Женя Г., Вова О. не смогли поставить себя на место других людей и в связи с этим опирались, только на свое видении проблемы, на вопросы отвечали одним словом, не объяснив свою точку зрения.

Больше всех проблем предложили Вика П., Илья Х., Андрей С., Вова О., Оля К., Андрей Г. Поставленные ими проблемы были сформулированы достаточно грамотно и отражали их мнение, по данным вопросам.

Во время учебных занятий также делался акцент на развитие общеучебных исследовательских умений.

19.03.2015г. на уроке русского языка учащимся было дано задание, сгруппировать ниже приведенные слова в два столбика: существительное, дополнение, определение, глагол, местоимение, подлежащее, прилагательное, сказуемое. Ученики, при выполнении данного задания, должны были продемонстрировать свои знания по пройденным темам, а также показать свои умения при структурировании знаний, что является признаком сформированности общеучебных познавательных УУД.

При выполнении задания трудности возникли у 2 учащихся (Костя Н., Саша М.), они не могли выбрать критерии, по которым необходимо было разбить слова. Быстрее всех с заданием справились Илья С., Андрей Г., Женя Г., Вика П. Остальные учащиеся справились с заданием.

На уроках математики учащимся давались задания, направленные на формирование умений построения логических цепей рассуждений, установления причинно-следственных связей, выбора наиболее эффективных способов решения задач.

23.03.2015г. на уроке математики учащимся было дано задание, закончить задачу, подобрать вопрос, который удовлетворял бы решение задачи (учебник математики Моро 3 кл., 2 часть. № 5 стр 56). При выполнении данного задания, учащиеся должны были продемонстрировать знания при выдвижении гипотез, постановке и формулировании проблем. Трое учеников – Леша К., Лиза Т. и Костя Н. – не смогли правильно подобрать вопрос, поставленные ими вопросы расходились с условием задачи. Вопросы подобранные Данилом Ж., Алисой К., Леной К., Женей Ц. полностью меняли условия задачи. Илья С., Андрей Г. И Вика П. подобрали два вопроса, при этом ответить на второй вопрос было возможным, только при условии решения первого вопроса. Остальные 10 учеников подобрали по одному вопросу.

26.03.2015г. состоялся урок окружающего мира на тему «Что такое Бенилюкс?», на котором было дано домашнее задание подготовить сообщение об одной из стран, входящих в состав Бенилюкса. Условием составления сообщения было не использовать материал, изученный на уроке. Ученики должны были не только найти нужную информацию, но и приготовить презентацию. Задание было направлено на формирование умения осуществления поиска и выделения необходимой информации.

В результате 28.03.2015г. учащиеся предоставили сообщения. Среди подготовленных сообщений было: 6 сообщений о Бельгии, 10 сообщений о Нидерландах и 4 сообщения о Люксембурге. Учащиеся подготовили хорошие красочные презентации. Андрей Г., Вика П., Виталик В., Оля К., Илья Х. предоставили хорошо составленные презентации и прекрасно смогли ее защитить, подобрав интересный занимательный материал. При работе они пользовались Интернетом и школьной библиотекой. Презентация Ильи С., Кирилл М, Алины С., вызвали сомнения, т.к. презентации были подготовлены на высоком уровне, а при защите учащиеся терялись и не могли ответить на вопросы по своей презентации. В процессе беседы они признались, что презентации подготовили родители. Аня К., Кирилл М., Саша М., Женя Ц., Данил Ж., Леша К. подготовили хорошие сообщения, но презентовать их не смогли, т.к. не владеют навыками работы с программой. При выполнении задания они пользовались только ресурсами школьной библиотеки. Женя Г., Костя Н. и Лиза Т. не выполнили задание. Вова О., Андрей С., Лена К. ученики приготовили интересные презентации и сообщения, пользуясь ресурсами Интернета.

При работе над презентацией учащиеся демонстрировали умения при структурировании знаний, выборе критериев для сравнения и классификации объектов, а также составлении плана выступления.

Таким образом, план по активизации исследовательской деятельности был реализован в рамках педагогической практики.

Приложение 8

Примеры оформления содержания контрольного этапа эксперимента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.01 с.)