Буробин В.Н. Русская бизнес-адвокатура: опыт создания юридической фирмы. М., Статут, 2009. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буробин В.Н. Русская бизнес-адвокатура: опыт создания юридической фирмы. М., Статут, 2009.



АДВОКАТУРА

Методические материалы

для специальности 030501 – "Юриспруденция"

(гражданско-правовая специализация)

 

Вологда – 2012


Адвокатура: Методические материалы для специальности 030501– «Юриспруденция» (гражданско-правовая специализация). – Вологда:
ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 65 с.

 

Подготовил: Р.М. Морозов – кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России.

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики 29 мая 2012 г., протокол № 10.

 

Методические материалыпредназначены для студентов очной и заочной форм обучения (гражданско-правовая специализация) по специальности 030501 – «Юриспруденция» ВИПЭ ФСИН России. Они составлены в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 030501 – «Юриспруденция», рабочей учебной программой по курсу «Адвокатура» для студентов ВИПЭ (гражданско-правовая специализация).

Материалы содержат примерный тематический план курса, общие методические указания, список рекомендованной литературы по курсу, планы семинаров, методические рекомендации для подготовки к занятиям, вопросы для самоконтроля, дополнительную литературу к темам, примерные вопросы для проведения зачета по курсу.

 

 

ВИПЭ ФСИН России, 2012


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

«Адвокатура» – один из курсов любого юридического вуза, который определяет основное содержание профессиональной подготовки специалиста-юриста высшей квалификации. Без знаний основ адвокатуры невозможно успешное выполнение обязанностей по защите прав и интересов физических и юридических лиц, эти знания нужны любому юристу для защиты своих и защищаемых им прав и интересов в любой из судебных инстанций.

Целью изучения данного курса является усвоение его теоретических положений и максимальное приближение теоретических знаний учащихся к повседневной практической деятельности.

Задачей изучения курса «Адвокатура» является получение знаний:

· о сущности, формах и задачах адвокатуры;

· об истории возникновения и развития этого правового института;

· об организации адвокатуры на современном этапе;

· об основах деятельности адвокатов.

· глубокое освоение теоретических положений, подготовка к успешной сдаче зачета по этой дисциплине;

· выработка у будущих юристов умений и навыков применения материального и процессуального права в наиболее типичных ситуациях, возникающих в практической деятельности по защите и представлению интересов физических и юридических лиц в различных инстанциях, органах исполнительной и судебной власти;

· обучение навыкам осуществления защиты в судебном разбирательстве, умелом и грамотном производстве и оформлении процессуальных действий с учётом различных стадий и особых производств уголовного процесса;

· формирование у студентов убежденности в необходимости строжайшего соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, воспитания чувства личной ответственности и добросовестного исполнения служебного долга при повседневном осуществлении профессиональных функций.

В задачи курса входит так же укрепление связи теоретического обучения с практикой; формирование у студентов активной гражданской позиции и правосознания; навыков и умений в решении научных задач; формирование профессиональных навыков и умений.

Курс призван оказать помощь в выборе учащимися своего профессионального пути. Однако он будет полезен и для тех, кто не собирается связывать свою профессиональную деятельность с адвокатской практикой. Знание правовых основ организации адвокатуры и деятельности адвокатов важно и для представителей других юридических специальностей.

Содержание курса определяется с учетом уже приобретенных знаний основных юридических дисциплин, таких как уголовное, гражданское, трудовое, административное право, уголовный, гражданский, арбитражный процесс и др.

Продолжительность изучения курса определяется учебным планом. Распределение изучения данного курса по семестрам зависит от формы обучения: при дневном обучении – в семестре (4 курс); при заочном обучении – в 9-10 семестрах (5 курс).

Структура курса. Курс состоит из двух относительно самостоятельных и вместе с тем, тесно взаимосвязанных блоков материала (разделов).

I. Общая часть.

II.Особенная часть.

Раздел I составляют вопросы организации адвокатуры в России, II – отдельные вопросы, касающиеся деятельности адвоката.

Каждый из них важен для формирования у студентов правильного понимания сущности адвокатуры и стоящих перед ней задач.

Кроме того, предлагаемая структура, в случае необходимости, позволяет трансформировать материал курса в комплекс самостоятельных дисциплин. Это важно с точки зрения перспектив развития специализации при подготовке юристов в вузе.

Основываясь на базе знаний целого ряда отраслей материального и процессуального права, полученных студентами за предыдущий период обучения, курс позволяет не только закрепить эти знания, но и выработать навыки и умения в практическом их применения. Тем самым, данная дисциплина способствует не только передаче сведений об основах одной из важных юридических профессий, но и укреплению междисциплинарных связей, выработке навыков и умений, которые необходимы для практикующего юриста.

Успешное освоение учебных тем требует глубокого изучения соответствующих положений Конституции РФ, процессуального законодательства, Приказов Минюста РФ и Генпрокуратуры, постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного и Высшего арбитражного Судов РФ, других нормативных и литературных источников. При их изучении необходимо обращать внимание на изменения и дополнения, которые постоянно вносятся в действующее законодательство, ряд ведомственных приказов и инструкций. В целях должного понимания положений курса нельзя ограничиваться только проработкой учебной литературы. Овладение необходимыми профессиональными навыками предполагает широкое использование монографий, научной и специальной литературы. При работе с указанными источниками студент должен уметь самостоятельно анализировать теоретические положения, находить обоснованные решения предполагаемых ситуативных заданий и вводных. Слушатели должны уделить внимание изучению конкретных обзоров и аналитических документов Минюста России, судов и органов прокуратуры, а также по возможности административных, уголовных и гражданских дел.

На успешное усвоение учебной программы по данной дисциплине может рассчитывать только тот, кто с первых дней занятий сумеет проявить высокую самоорганизованность, трудолюбие и настойчивость в изучении каждой темы курса.

Основными видами занятий по курсу являются: лекции, семинары и самостоятельная подготовка.

Лекции по дисциплине рекомендуется записывать постоянно, обращая особое внимание на фиксацию понятий, правовых норм и основных положений по вопросам темы.

Особое место в процессе обучения принадлежит семинарским занятиям. Данный вид учебных занятий способствует формированию и развитию у обучающихся творческого подхода, культуры научного поиска, научной организации своего труда.

Непременным условием успешного овладения учебным материалом по курсу является предварительная и последующая самостоятельная работа учащегося по подготовке к каждому занятию. Она складывается из нескольких этапов (элементов).

Самостоятельная подготовка предполагает:

· изучение действующего российского законодательства, ведомственных нормативных актов, а также самостоятельную работу с учебниками, учебными пособиями, научными статьями, опубликованными в юридических журналах и газетах.

· основные законодательные и иные источники, дополнительная литература указаны к каждой теме плана. Кроме того, даны вопросы для самоконтроля, которые необходимо проработать с использованием нормативных актов, действующих на момент проведения занятия или на время самостоятельного изучения материала.

· самое важное при самоподготовке – не механическое заучивание норм, терминов и т.п., а умение логически мыслить, способность применить ту или иную норму права.

Самостоятельная подготовка включает следующие этапы:

· ознакомление с изложенными в конкретном плане методическими указаниями по каждой теме данного курса;

· изучение конспекта лекции, законодательных и ведомственных нормативных актов, литературы по изучаемой теме;

· анализ и обобщение проблемных вопросов темы;

· отработку материала для самоконтроля с обязательной ссылкой на соответствующие нормы закона, а при необходимости – на ведомственные нормативные акты, решения Конституционного Суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного Суда РФ;

· решить предложенные задачи (решение каждой задачи должно быть письменным со ссылкой на соответствующие нормы закона).

 

По завершении изучения всего курса студенты очной формы сдают экзамен, а слушатели заочной формы обучения зачет.

К литературным источникам следует обращаться, в частности, при поиске ответа на поставленные в планах занятий дискуссионные, спорные вопросы, для уяснения существующих точек зрения по отдельным проблемам курса, а также при подготовке к практическим занятиям по составлению процессуальных документов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с последующими изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1 (с последующими изм. и доп.).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № Ст. 3824.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 5432.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.

10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

12. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

13. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3431.

14. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

15. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

16. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

17. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

18. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

19. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774.

20. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

21. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

22. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с последующими изм. и доп.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. № 3 (75).

23. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с последующими изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

24. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2925.

25. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 39. Ст. 3768.

26. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (ред. от 16 сентября 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.

28. Приказ Минюста России от 8 августа 2002 г. № 217 «Об утверждении формы ордера». Документ официально опубликован не был.

29. Приказ Минюста России от 8 августа 2002 г. № 216 «Об утверждении формы удостоверения адвоката». Документ официально опубликован не был.

30. Приказ Минюста России от 12 января 2004 г. № 2 «Об утверждении формы и порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 6.

31. Приказ Минюста России от 29 июля 2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 37.

 

Основная литература:

32. Гриненко А.В. Адвокатура в Российской Федерации: Учебник / А.В. Грненко, Ю.А. Костанов, С.А. Невский, А.С. Подшибякин. Под ред. А.В. Гриненко. – 3-е. изд. перераб. и.доп. – М., Проспект, 2009.

Дополнительная литература (учебные пособия, монографии, сборники):

33. Глисков А.А. Справочник адвоката по уголовным делам. Защита подозреваемых. Представление интересов потерпевших. Образцы процессуальных документов. Глисков А.А., Забейворота А.И., Глисков А.Г. М., Книжный Мир, 2011.

34. Андреевский С.А. Судебные речи. М., Юрайт, 2010.

35. Барбакадзе В. Т. Защита интересов организации в арбитражном суде. М., ЭКСМО, 2010.

36. Барщевский М. Ю. Брак, развод, права работника, автомобили, права подозреваемого. М., Издательская группа АСТ, 2010.

37. Бойков А.Д. Адвокатура России. Учебное пособие. Бойков А.Д., Тарло Е.Г., Капинус Н.И. Гриф МО РФ. М., Камерон, 2010.

Мартынчик Е.Г. Адвокатское расследование в уголовном процессе. Теоретико-методологические основы доктрины адвокатского расследования. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». М., Юнити, 2009.

58. Медведев И.Р. Применение ГПК РФ («Сборник Медведева»). Том 1. Обжалование и пересмотр судебных постановлений в практике Верховного Суда РФ М., Волтерс Клувер, 2009.

Калинкина Л.Д. Ходатайства, заявления, жалобы как способы противодействия адвоката-защитника произволу судьи в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции // Адвокатская практика. – 2011. – № 4. – С. 25 - 28.

Лукьянцев А.А., Буров В.С. Об удостоверении полномочий на представительство от имени конкурсного кредитора в процессуальных и иных процедурах по делу о банкротстве // Адвокат. – 2011. – № 7. – С. 24 - 28.

Храмцова В.В. Обеспечение защитником прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством // Адвокатская практика. – 2011. – № 3. – С. 6 - 9.

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В т. ч. ауд. Кол-во часов по видам занятий
ЛК СЗ ПЗ СР
  Адвокатура как институт гражданского общества            
  История развития адвокатуры в России            
  Нормативное регулирование организации адвокатуры            
  Состав адвокатуры. Членство в адвокатуре            
  Ответственность адвокатов            
  Организационно-правовые формы деятельности адвокатов            
  Организационно-правовые формы объединения адвокатов            
  Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы            
  Нравственные основы адвокатской деятельности. Договор с клиентом            
  Деятельность адвоката по консультированию и даче юридических советов            
  Деятельность адвоката по правовому обслуживанию юридических лиц            
  Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве            
  Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)            
  Речь адвоката в суде            
  Деятельность адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях            
  Деятельность адвоката в гражданском судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)            
  Деятельность адвоката в арбитражном судопроизводстве            
  ВСЕГО ПО КУРСУ            
По окончании семестра студенты сдают экзамен по всему курсу

 


Заочная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В т. ч. ауд. Кол-во часов по видам занятий
ЛК СЗ ПЗ СР
  Адвокатура как институт гражданского общества            
  История развития адвокатуры в России
  Нормативное регулирование организации адвокатуры
  Состав адвокатуры. Членство в адвокатуре
  Ответственность адвокатов              
  Организационно-правовые формы деятельности адвокатов
  Организационно-правовые формы объединения адвокатов
  Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы            
  Нравственные основы адвокатской деятельности. Договор с клиентом
  Деятельность адвоката по консультированию и даче юридических советов
  Деятельность адвоката по правовому обслуживанию юридических лиц
  Деятельность адвоката в конституционном судопроизводстве            
  Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)
  Речь адвоката в суде
  Деятельность адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях            
  Деятельность адвоката в гражданском судопроизводстве (процессуальный, тактический и этический аспекты)
  Деятельность адвоката в арбитражном судопроизводстве
  ВСЕГО ПО КУРСУ            
По окончании семестра студенты сдают зачет по всему курсу

ОБЩАЯ ЧАСТЬ АДВОКАТУРЫ

 

ТЕМА № 1 АДВОКАТУРА КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
  Для самостоятельной работы (очная форма обучения) Для самостоятельной работы (заочная форма обучения)

Основные вопросы:

1. Понятие адвокатуры.

2. Формы адвокатуры

3. Сущность и задачи адвокатуры.

4. Принципы организации и деятельности адвокатуры.

 

Методические указания:

В данной теме освещаются ключевые вопросы адвокатуры. Учащемуся необходимо уяснить, в каких значениях используется понятие «адвокатура» и рассмотреть различия между ними.

Усвоение последующих тем курса в целом и в частности невозможно без понимания базовых дефиниций: адвокатура – это организация (система самоуправляемых организаций), действующая для оказания квалифицированной юридической помощи и осуществления судебного представительства, ее формы и задачи.

При ответе на первый вопрос необходимо дать понятия адвокат и адвокатура, назвать термины, которыми определяли лиц, осуществлявших функции адвокатов. Говоря о сущности адвокатуры, необходимо показать знание существующих в литературе позиций по дискуссионному вопросу о понятии адвокатуры, проанализировав аргументы, приводимые различными авторами в поддержку той или иной точки зрения. С учётом изложенного учащийся должен высказать свое суждение по рассматриваемой проблеме.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с определения понятия «форма адвокатуры», а затем рассмотреть возникновение, существование и развитие различных форм адвокатуры (профессионального правозаступничества и судебного представительства) в России, и их уровень. Рассмотрение вопросов развития адвокатуры предполагается проводить не только с позиции ее внутреннего состояния (форм адвокатуры), но и с учетом того, как воздействовали на адвокатуру в различные исторические периоды общество, государство. Знание истории развития форм адвокатуры дает обширный и полезный материал при реформировании современной адвокатуры и всей сферы оказания юридической помощи (услуг).

Третий вопрос требует знания задач, стоящих перед адвокатурой. При этом наряду с основной задачей адвокатуры по обеспечению физических и юридических лиц квалифицированной юридической помощью и судебным представительством, следует остановиться на рассмотрении вопроса о месте адвокатуры в гражданском обществе и правовом государстве.

Четвертый вопрос необходимо освещать, апеллируя к нормам закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», где эти принципы обозначены. Необходимо также проанализировать нормы закона с точки зрения реализации принципов организации и деятельности адвокатуры.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие термина адвокат, как именовались адвокаты в различные исторические периоды?

2. Дайте понятие термина адвокатура, укажите различные подходы в определении адвокатуры.

3. Что представляют собой формы адвокатуры?

4. Какие формы адвокатуры существовали в России?

5. Назовите основную задачу адвокатуры.

6. Каковы социальные задачи и роль адвокатуры в гражданском обществе и правовом государстве?

7. Каковы основные принципы деятельности адвокатуры?

8. В чем заключается принцип независимости адвокатуры и адвокатов?

9. Как реализуется принцип самоуправления адвокатурой?

10. Укажите значение принципов корпоративности и равноправия адвокатов?

11. Можно ли считать, что участие некоторых адвокатов в деятельности парламента, политических партий противоречит природе адвокатуры как «нейтральной» структуры общества?

 

Выполните предложенные задания:

1. Продолжите фразы:

а) Впервые в российском законодательстве употреблен термин «адвокат» в …

б) Адвокат – это ….

в) К физическим и юридическим лицам, на которых законодатель указывает как на субъектов получения квалифицированной юридической помощи относятся ….

г) Адвокатской деятельностью не считается юридическая помощь, оказываемая ….

д) Отличия адвокатской деятельности от предпринимательской состоят в следующем ….

е) Вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование ей каким-либо образом запрещается. Это есть претворение в жизнь принципа ….

ж) Историческое значение имеют следующие концепции развития адвокатуры как социального института ….

з) Государственные органы выполняют функции … в отношении адвокатуры.

2. Проанализируйте следующие высказывания мыслителей Древней Индии: «Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье», «Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого – вот извечная заповедь». Как эти изречения согласуются с адвокатской деятельностью, с задачами и сущностью адвокатуры?

3. Дайте юридическую и морально-нравственную оценку с точки зрения российского законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности следующему высказыванию: «Законы подобны паутине: если в них попадается бессильный и легкий, то такая паутина выдержит, а если большой, то он разорвет все законы и вырвется».

Темы докладов:

1. Конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

2. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.

Рекомендуемая литература по теме: 11, 22, 32, 37, 43, 44, 61, 83, 84.

 

ТЕМА № 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ
    Для самостоятельной работы (очная форма обучения) Для самостоятельной работы (заочная форма обучения)

Основные вопросы:

1. Адвокатура в период до Судебной реформы 1864 г.

2. Адвокатура в период действия Судебных уставов 1864 г.

3. Адвокатура в советский период и постсоветский период.

4. Адвокатура (профессиональное правозаступничество и судебное представительство) в период с 1991– 2002 гг.

 

Методические указания:

Данная тема посвящена возникновению и развитию различных форм адвокатуры в России. Изучение истории адвокатуры представляется необходимым, поскольку это обращение к обширному фактическому материалу, который имеет не только познавательное и практическое значение, но и позволяет развивать у студентов умение сопоставлять и сравнивать в развитии правовые институты и явления.

Материал темы, посвященной истории развития адвокатуры в России, разделен на четыре блока, каждый из которых предполагает изучение состояния адвокатуры в отдельный исторический период: 1) до Судебной реформы 1864 г. (ХV– ХVIII вв.); 2) в период действия Судебных уставов 1864 г. (1864 – 1917 гг.); 3) в советский период и постсоветский период (1917 – 1991 гг.); 4) в период с 1991– 2002 гг.

Первый вопрос требует знания историизарождения и развития основных функций (родов деятельности) адвокатуры – судебного представительства и правозаступничества. Студентам следует обратить внимание на институт судебного представительства (правозаступничества) по законодательству ХY – ХYIII веков (Псковской Судной грамоте, Новгородской Судной грамоте, Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 года, Соборному Уложению 1649 года, Воинским Уставам (процессам) 1716 г., Своду законов Российской империи). Далее необходимо охарактеризовать судоустройство и судопроизводство в России в первой половине ХIХ века. После чего остановиться на формах адвокатуры (профессионального правозаступничества и судебного представительства) и деятельности адвокатов в первой половине ХIХ века.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с общей характеристики судоустройства и судопроизводства в России по Судебным уставам 1864 года. Далее необходимо охарактеризовать формы присяжной адвокатуры по Судебным уставам 1864 г. (присяжная адвокатура, самоуправляемая советом; присяжная адвокатура, подчиненная дисциплинарной власти судов; присяжная адвокатура в лице помощников присяжных поверенных). После чего остановиться на формах профессионального правозаступничества и судебного представительства не входящих в состав присяжной адвокатуры по Судебным уставам 1864 г.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с общей характеристики судоустройства и судопроизводства в России в период с 1917 – 1991 гг. Затем целесообразно остановиться на создании советской адвокатуры. При этом рекомендуется показать отношение общества и государства к адвокатуре (профессиональному правозаступничеству и судебному представительству).

Четвертый вопрос предполагает анализ Концепции судебной реформы в РФ и проектов закона РФ об адвокатуре в РФ. Для иллюстрации своего ответа и более глубокого понимания данных проблем рекомендуется показать имевшие место проблемы адвокатуры последнего десятилетия ХХ века, диалектику отношений государства и адвокатуры.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки возникновения судебного представительства и правозаступничества в России?

2. Что представлял собой институт судебного представительства (правозаступничества) по законодательству ХY – ХYIII веков?

3. Какие формы адвокатуры и деятельности адвокатов существовали в первой половине ХIХ века?

4. Назовите формы присяжной адвокатуры по Судебным уставам 1864 г.

5. Охарактеризуйте формы профессионального правозаступничества и судебного представительства не входящие в состав присяжной адвокатуры по Судебным уставам 1864 г.

6. Охарактеризуйте создание советской адвокатуры. Как относилось общество и государство к адвокатуре в советский и постсоветский период?

7. Назовите проблемы адвокатуры последнего десятилетия ХХ века.

 

Выполните предложенные задания:

1. Верны ли следующие утверждения:

«В настоящее время существуют противоречия формирования адвокатуры в России», «Эти противоречия связаны с противоречиями формирования российского гражданского общества и экономическими проблемами государства».

Обоснуйте ответ.

2. Тест.

1. В каком законодательном акте впервые упоминается о судебном представительстве?

а) Судебник 1497;

б) Псковская, Новгородская судные грамоты;

в) Уложение 1649.

2. Каков состав института профессиональных поверенных (пособников и наймитов)?

а) естественные представители;

б) наемные представители;

в) естественные и наемные представители в совокупности.

3. Когда был учрежден институт частных поверенных?

а) 1649 г.;

б) 1858 г.;

в) 1874 г.

4. На основании какого нормативного акта женщины были допущены для занятия адвокатской деятельностью?

а) судебная реформа 1864 г.;

б) Положение об адвокатуре 1922 г.;

в) Закон от 11 ноября 1911 г. о разрешении женщинам высшего юридического образования.

5. После судебной реформы 1864 г. институт присяжных поверенных состоял:

а) при судебных палатах;

б) пользовался самоуправлением;

в) входил в состав суда.

6. Присяжными поверенными не могли быть:

а) лица с высшим юридическим образованием;

б) лица, занимавшие почетные или общественные должности без получения жалования;

в) иностранцы;

г) граждане, объявленные несостоятельными должниками.

7. «Такса» – это:

а) гонорар адвоката;

б) правила определения издержек, подлежащих взысканию с проигравшей стороны за услуги адвоката;

в) цена иска.

8. Выделите принципы организации адвокатуры, которые не вошли в круг принципов, определяющих положение и организацию русской адвокатуры:

а) разграничение правозаступничества и судебного представительства;

б) относительная свобода профессии;

в) относительная независимость от органов власти;

г) корпоративность и сословность организации;

д) определение гонорара по соглашению с клиентом.

9. Что не входило в круг оснований принятия в коллегию адвокатов претендентов (Положение об адвокатуре 1980 г.)

а) наличие высшего юридического образования;

б) стажировка в коллегии;

в) сдача квалификационного экзамена.

10. Выделите исторические формы развития адвокатуры в России:

а) присяжная адвокатура;

б) частные поверенные;

в) «уличная»;

г) этатитческая;

д) социальная.

3. Подготовьте сообщения о жизни и деятельности известных адвокатов России и зарубежных государств.

Темы докладов:

1. История русской адвокатуры в контексте исторического развития институтов защиты и представительства в Европе и Америке.

Рекомендуемая литература по теме: 32, 34, 46, 48, 49, 54, 55, 59, 67, 71, 72, 73, 81, 82, 115.

ТЕМА № 3 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДВОКАТУРЫ
    Семинар (очная форма обучения) Для самостоятельной работы (заочная форма обучения)

 

Основные вопросы:

1. Международные нормативные акты об адвокатуре.

2. Российское законодательство об адвокатуре.

3. Корпоративные нормы.

4. Проблемы применения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Методические указания:

В ходе подготовки к занятию учащийся обязан уяснить вопросы, касающиеся анализа законодательства, регулирующего организацию адвокатуры.

Ответ на первый вопрос рекомендуется начинать с характеристики международного законодательства, относящегося к адвокатуре и деятельности адвокатов, которое включает в себя: Всеобщую декларацию прав человека; Международный Пакт о гражданских и политических правах; Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.); Основные положения о роли адвокатов (приняты в августе 1990 г. Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений); Рекомендации Министров Совета Европы государствам – членам Совета Европы (приняты Комитетом Министров Совета Европы 25 октября 2000 года); другие акты. Завершается ответ на вопрос показом места и значения международно-правовых актов в деятельности адвокатуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.153 с.)