Меры антиинфляционной политики в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры антиинфляционной политики в Республике Беларусь



Чтобы разработать антиинфляционную программу, нужно использовать два регулятора – рыночный и государственный. К этим мерам можно отнести такие, как установление правительством роста номинальной зарплаты наряду со стимулированием развития производства с помощью использования так называемых экономических стимулов. Сюда же можно отнести и усовершенствование налоговой системы с учетом как фискального, так и стимулирующего назначения налогов; снижение ставок процента; устранение дефицита государственного бюджета путем размещения ценных бумаг среди инвесторов, то есть банков, финансовых компаний и т.д.; стабилизация национальной денежной единицы также является одной из мер. Понятно, что роль государства заключается именно в том, чтобы превратить ранее «непослушную» инфляцию в управляемую, а уровень ее роста сделать умеренным. Когда инфляция перестает приносить кому-либо экономическую выгоду, она становится управляемой, а ее положительные моменты испаряются. Таким образом эмиссия денег становится бессмысленной, так как затраты на изготовление превышают их номинал. Инфляция появляется на основе хозяйственной деятельности и может быть преодолена экономическими мерами. Экономике нашей страны нужно преодолеть инфляцию, понизив ее до умеренного уровня, для обеспечения инновационно-инвестиционного развития.

Очевидно, что меры и принципы антиинфляционной политики должны идти в ногу с мероприятиями, осуществляемыми государством по реализации его общеэкономической политики. А значит антиинфляционная политика должна проводиться с целью макроэкономической стабилизации экономики и получения дополнительных импульсов по проведению в последующем эффективной монетарной, ценовой, налоговой и инновационно-инвестиционной политики [13, с.17].

Далее приступим к рассмотрению целей антиинфляционной политики. В учебниках по экономике широко встречается следующая точка зрения: цель антиинфляционной политики – это подавление инфляции. Есть и похожая трактовка: «антиинфляционная политика – это комплекс мер по регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией» [14]. Другими словами, основываясь на определениях выше можно сказать, что инфляция – зло, и с ней нужно бороться, а лучше полностью искоренять. Но есть и более взвешенные подходы к антиинфляционной политике. Есть мнение, что главной целью этой политики является то, чтобы ослабить инфляцию и сделать ее более или менее управляемой. Вместе с этим мнением существует и другое, что антиинфляционная политика есть совокупность инструментов государственного регулирования, которые направлены на уменьшение инфляции.

Может существовать множество различных мнений по поводу мнений различных авторов на эту тему. Если говорить о Республике Беларусь, цели макроэкономического регулирования обычно следующие (по уменьшению степени значимости): обеспечение высоких темпов экономического роста, достижение внешнеэкономического равновесия и сокращение темпов инфляции до минимума. О минимизации можно сказать, что она не является самой главной причиной.

В качестве основных направлений совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь можно выделить комплекс регулирующих мер монетарного, немонетарного и институционального характера. Рассмотрим каждое направление подробнее.

Совершенствование монетарного регулирования. Нацбанк Республики Беларусь успешно управляет основными инструментами денежно-кредитного регулирования экономики, и благодаря этому он может очень эффективно минимизировать воздействие монетарных факторов инфляции. Можно отметить, что в проекте Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год было предложено внезапное ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего экономически рост практически прекратился, а также многие предприятия ожидало банкротство с последующими отрицательными последствиями. Естественно, Правительство не одобрило такие условия борьбы с инфляцией, и оно приняло более смягченный вариант, который ориентировался на увеличение ВВП в размере 5,5%, при этом сохраняя умеренный темп инфляции [15, с.39].

Таким образом, главная проблема антиинфляционной политики проводимой монетарными методами – это выбор соотношения между динамикой инфляции и темпами экономического роста.

Совершенствование немонетарных методов. В связи с тем, что проводится довольно-таки жесткая денежно-кредитная политика усиливается значимость немонетарных факторов инфляции, таких как динамика цен на импортные энергоносители, инфляционные ожидания, соотношения темпов роста зарплаты и производительности труда и др. Немонетарные методы связаны со сбережением ресурсов и ограничением затрат. И реализация этих мер приведет, в первую очередь, к уменьшению инфляции издержек.

Увеличение предложения же товаров и услуг сделает конкуренцию на рынке сильнее и будет являться предпосылкой для понижения цен. А также увеличение ассортимента и улучшение качества позволит покупать товары с лучшими потребительскими свойствами. Меры по уменьшению кредиторской задолженности также будут являться предпосылками к снижению инфляционного потенциала [15, с.41].

Совершенствование институциональных методов. Очень важным направлением проведения эффективной антиинфляционной политики является целевая установка на обеспечение не максимально высоких темпов экономического роста, а на достижение сбалансированности экономики.

Также важную роль играет оптимизация фискальной политики – это системы мер по оправлению совокупным спросом методом изменения налогов и госрасходов. Но таким инструментом следует пользоваться с предельной аккуратностью. За счет того, что будут увеличиваться налоги, может сократиться спрос фирм и домохозяйств, а собранные в бюджете средства будут направлены на накопление, а не текущее их потребление. Но если рассматривать эту ситуацию с другой стороны, высокие налоги снижают активность и ограничивают предложение товаров.

Если государство начнет сокращать текущие расходы или капиталовложения, то это может стать эффективным средством борьбы с инфляцией. За счет этого сократится совокупный спрос и эффект мультипликатора ослабит информационное давление на экономику. Но также стоит принимать во внимание тот факт, что снижение государственных расходов или увеличение налогов сильно влияет на интересы общества, а это усложняет возможность воздействия фискальной политики на оперативное регулирование инфляционных процессов [15, с.42].

Исходя из информации выше, мною были проанализированы теоретико-методологические проблемы инфляции, а также предложены конкретные рекомендации, которые будут способствовать успешному социально-экономическому развитию Республики Беларусь с минимальными темпами инфляции.

Следует уяснить, что невозможно минимизировать инфляционные темпы в Беларуси на основе только монетарных методов ограничения денег. Также имеет смысл объединять белорусские предприятия, так как это может обеспечить им выход на внешний рынок, но это действие не должно сопровождаться устанавливанием монопольных цен на внутреннем рынке.

Чтобы более точно оценивать уровень инфляционных процессов рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) минимум для трех групп население: малообеспеченных, среднеобеспеченных, высокообеспеченных домохозяйств.

И последнее, но не менее важное, необходимость создания такой методологии расчета ценового показателя, который отражает динамику всех цен на реализованные в стране товары и услуги (отечественные и импортные) и именно этот показатель следует использовать в качестве сопоставимых цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было рассмотрено понятие «инфляция» и все с ним связанное. Тему удалось раскрыть достаточно полно, в теоретической части опуская незначительные моменты и делая акцент на более значимых.

Практически каждая страна сталкивалась с таким явлением, как высокая инфляция, и у каждой из них были свои методы борьбы с ней, но также присутствует множество общих мер по преодолению этого экономического явления.

Инфляция – «зараза» современной экономики. В связи с мировым кризисом высокая инфляция настигла многие страны, в том числе и Беларусь. Это не только процесс снижения покупательской способности, но и инструмент, который исключает возможность сбалансированного хозяйственного регулирования, а также практически полностью исключает возвращение к прежнему уровню экономики.

Исходя из всей полученной информации из различных источников можно сделать некоторые выводы:

1) современная инфляция является непрерывной, а не как было ранее эпизодической;

2) в ситуации с подающим до сих пор признаки жизни мировым кризисом можно сказать, что Беларусь подверглась инфляции, и в первую очередь это отразилось на низшем слое населения;

3) падение курса белорусского рубля очень сильно отразилось на инфляции в стране. Это привело к тому, что цены на отечественные товары и услуги повышаются, что безусловно является негативным явлением.

Также можно выделить основные методы борьбы с инфляцией в Республике. Отдельно я бы выделила оптимизацию фискальной политики. По моему мнению, самые главные методы следующие:

1) совершенствование монетарного регулирования;

2) совершенствование немонетарных методов;

3) совершенствование институциональных методов.

Таким образом, в работе были рассмотрены основные аспекты инфляции, и можно сделать вывод, что для реализации предполагаемого подхода для снижения темпов инфляции в Республике Беларусь предполагается непосредственное участие в регулировании экономики государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.012 с.)