Классификаторы нормативной документации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификаторы нормативной документации



Информация о нормативной документации в современных условиях столь разнообразна, что требуется ее классифицировать. Такая потребность необходима для обеспечения согласованности межведомственных потоков информации. Для этих целей принята программа, предусматривающая переход в РК на систему учета и статистики, соответствующей требованиям рыночной экономики. В настоящее время развивается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Составными частями этой системы являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средства их ведения, нормативные и методические документы по их ведению, разработке и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и Правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля, внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию деятельности ЕСКК осуществляют Госстандарт РК.

Информационные фонды, классификаторы ведутся для поддержания соответствующего объекта в актуальном состоянии, то есть в состоянии, способном для введения в него новой информации и доведения сведений об этих изменениях до заинтересованных потребителей.

 

Стандартизация услуг

Стандартизация в сфере услуг необходима, прежде всего, для сертификации услуг. Стандартизация в сфере - это также способ защиты интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологической безопасности.

Стандартизация в мировой практике полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело.

Услуга, как объект стандартизации, имеет свои специфические особенности, заключающиеся, прежде всего в том, что услуга не всегда имеет количественные характеристики. Стандартизация и сертификация услуг методически основывается на концепции развития стандартизации и сертификации. Первостепенными задачами данным документом определено следующее: разработка «Классификатора услуг населению»; упорядочение терминологии, используемой в законодательных секторах и в отраслях сферы услуг.

Требования к показателям качества услуг группируют по функциональному назначению безопасности, по надежности, по показателям профессионального мастерства, по культуре обслуживания.

По функциональному назначению безопасности требования соответствия складываются из разных видов совместимости:

- функциональной (при исполнении комплекса услуг, например, в туризме, где тур соединяет услуги питания, проживания, перемещения, экскурсии);

- параметрической (при пошиве одежды, техобслуживании, медицинских анализах и т.п.);

- биологической (в услугах питания, медикаментозного лечения, услугах. парикмахерских, бань, бассейнов и т.п.);

- электромагнитной (при эксплуатации результата услуги в зависимости от источников электропитания, электромагнитных помех);

- технологической (например, при ремонте автомобилей иностранных марок, использовании комплектующих и запчастей при техобслуживании бытовой техники и т.п.);

- информационной (достоверность, полнота объема, видов и формы представления информации), особенно важной в туристических услугах, при пассажирских перевозках, услугах связи.

Поскольку при исполнении услуг на основании информации реализуется право потребителя на выбор услуги, необходимо устанавливать требования добросовестности, этичности, юридической безупречности и правдивости рекламы, доступности информации. Для любого потребителя услуга начинается с информации о местонахождении предприятия - исполнителя услуг, режиме работы и правилах предоставления услуг (сроки исполнения, формы обслуживания, цены, тарифы, гарантийные услуги), со сведений о безопасности и качестве услуги согласно Закону РК «О защите прав потребителя».

Показателями надежности услуг являются:

- ассортимент услуг и разнообразие фасонов, устойчивость формы (ателье);

- санитарию и гигиену салонов (пассажирские перевозки);

- охват диспансерным наблюдением (услуги медицины);

- калорийность продуктов (услуги массового питания);

- общие для всех услуг показатели: точность и своевременность исполнения, материальные затраты на услуги.

Характеристика профессионального мастерства складывается из следующих показателей:

- профессиональная компетентность специалиста;

- деятельность руководства по обеспечению качества работы персонала, предусматривающая периодическое повышение его квалификации, материально-техническое обеспечение (документацией, оборудованием, инструментами), а также организация взаимодействия с потребителем.

Понятие «культура обслуживания» подразумевает, прежде всего, качество обслуживания. Это понятие состоит из следующих элементов:

- безопасность и экологичность при обслуживании;

- эстетика интерьера мест обслуживания;

- эргономичность мест ожидания и обслуживания;

- комфортность помещения, оборудования, мебели;

- санитарно-гигиеническое состояние мест приема (выдачи) заказов;

- этика общения.

Все услуги классифицируются по четырем признакам:

- область распространения (население, производство, общество в целом, жилищно-коммунальные, перевозки грузовые и пассажирские, банковские услуги, правовые, медицинские и т.п.);

- назначение (материальные - ремонт и обслуживание техники; нематериальные или социально-культурные - образование, культура, медицина);

- характер потребления (индивидуальный, коллективный);

- условия предоставления (платные, льготные или бесплатные - инвалидам, пенсионерам, участникам войн и другим).

Общеказахстанский классификатор услуг населению содержит 13 классификационных группировок: бытовые; пассажирского транспорта; связи; жилищно-коммунальные; учреждений культуры; туристические и экскурсионные; физической культуры и спорта; медицины, санаторно-оздоровительные, ветеринарные; правового характера; банков; в системе образования; торговли, общественного - питания, рынков; прочие.

Производственные услуги предусмотрены «Общесоюзным классификатором работ и услуг», в котором выделены следующие области их распространения: сельское хозяйство; транспорт; материально-техническое снабжение; торговля; промышленность; машиностроение.

 

Стандартизируются также и системы обеспечения качества услуг. В эту систему входят такие услуги как маркетинговые исследования рынка услуг; проектирование услуги; требования к услуге; организация технологического процесса и контроля; предоставление услуги; оценка услуги исполнителем и заказчиком. Нормативное обеспечение полного комплекта услуги осуществляется государственными стандартами, стандартами предприятий (техническими условиями), которые конкретизируют требования применительно к виду услуги и возможности организации, представляющей конкретную услугу.

Важное место в предпринимательской деятельности занимают выставочные услуги. В эти услуги входят распорядительная деятельность персонала, бухгалтерское дело (платежи, управление рисками), связь с потребителями, маркетинг, охрана здоровья и техника безопасности, методы анализа эффективности выставок.

 

Стандартизация и экология

Автотранспорт и автодорожное строительство оказывает значительное влияние на окружающую среду. Поэтому вопросам стандартизации в области экологии при эксплуатации автотранспорта, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог уделяется значительное внимание. Стандарты начинают рассматриваться как необходимое средство регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов. Работу по защите окружающей среды выполняют во всем мировом сообществе. В последнее время принят ряд международных директив, направленных на охрану окружающей среды, обеспечение качества воды, качества воздуха, исключение промышленных рисков, создание безопасной биотехнологии, утилизацию отходов, защиту от шумов.

Директивы в отношении воды охватывают проблемы морей, рек, озер; вопросы качества питьевой воды; сброса в водоемы отходов; качества пресной воды, необходимого для поддержания жизни рыб, разведения ракообразных.

Директивы по защите воздуха и промышленным рискам предусматривают ограничения применения некоторых опасных веществ и препаратов.

Директивы по проблемам отходов предусматривают требования к очистке сточных вод; по защите воздушной среды от загрязнения, выделяющихся при сжигании мусора, при работе автотранспорта и другие.

Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шумов, создаваемых различным оборудованием, в том числе и автотранспортом.

Важнейшим вопросом является проблема экологической стандартизации при утилизации отходов производства и потребления. Продукцию некоторых производств требуется оценивать на соответствие экологическим требованиям. Такая продукция должна иметь экологический знак соответствия требованиям экологической безопасности.

В экологической стандартизации существует два вида стандартов -основополагающие и нормативные. Основополагающие стандарты содержат требования по организации управления охраной окружающей среды, начиная от самооценки, до процедуры регистрации и сертификации. Нормативные стандарты определяют требования к системе управления мерами по охране окружающей среды.

Стандарты можно применять в сфере производства и обслуживания в государственном и частном секторах экономики. Способы управления охраной окружающей среды жестко не регламентированы и поэтому эти способы могут варьироваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.013 с.)