Тема 1. Предмет, задачи, функции психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи, функции психодиагностики



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной дисциплины дает необходимые теоретические знания студентам, а также способствует овладению основными навыками работы психодиагноста.

Программа курса состоит из 6 основных разделов, содержание которых раскрывается в 20-ти темах. Для их освоения предлагается список литературных источников.

Самостоятельная работа по курсу «Психодиагностика» заключается в самостоятельном изучении вопросов программы, не рассмотренных в лекциях, также в подготовке к практическим и лабораторным занятиям, а также в знакомстве и апробации различных диагностических методик. При подготовке к занятиям студенту необходимо:

- тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции;

- изучить основные термины и понятия по теме, при необходимости дополнить новыми определениями;

- изучить и законспектировать материал, не рассмотренный на лекциях и практических занятиях, и предложенный преподавателем для самостоятельного изучения, ориентируясь на вопросы к практическому занятию;

- прочитать и законспектировать литературу для самостоятельного изучения, выделив на полях основные идеи и взгляды автора, касающиеся рассматриваемых на занятии вопросов.

Результаты исследования (апробации методик) оформляются письменно в тетради и обязательно дополняются необходимыми выводами и рекомендациями. Студенты, желающие более глубоко изучить заинтересовавшую их тему, могут подготовить реферативную работу, используя для этого соответствующую литературу.

Учитывая, что управление учебным процессом требует осуществления контроля - системы проверки его эффективности, в работе предлагаются тестовые задания для самоконтроля и самопроверки знаний студентов, которые способствуют осознанному, неформальному усвоению материала. Самоконтроль при изучении курса поможет студенту систематизировать материал, убедиться в его усвоении.

Контроль за самостоятельной работой осуществляется преподавателем, как на занятиях, так и в дополнительное время, представленное для индивидуальной работы со студентами.

Тема 1. Предмет, задачи, функции психодиагностики

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о психодиагностике. Предмет, объект психодиагностики. Теоретические и практические задачи психологической диагностики.

2. Основные сферы использования психодиагностических данных.

3. Профессиональные функции психолога – диагноста.

4. Понятие о тестовом и клиническом обследовании. Различия между «обследованием» и «исследованием». Правила тестового обследования.

5. Правила клинического обследования.

6. Этапы исследования. Этап сбора данных. Основные этапы обработки результатов диагностики. Интерпретация материала. Психологический диагноз.

7. Планирование психодиагностической работы.

 

Лабораторное занятие № 1.

Тема 5. Диагностика интеллекта и умственного развития

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие об умственном развитии и интеллекте, основные подходы к изучению интеллекта.

2. Понятие о психометрическом, социальном, практическом интеллекте, о коэффициенте интеллектуальности (JQ).

3. История создания интеллектуальных тестов.

4. Классификация интеллектуальных тестов. Вербальные, невербальные тесты, тесты действия и тесты, свободные от влияния культуры.

5. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития. Отличия отечественных тестов умственного развития.

6.Прогрессивные матрицы Равена.

7. Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры Р. Кеттелла.

8. Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера.

9. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

10. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ваны.

Тема 6. Диагностика памяти

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о памяти, виды памяти, процессы памяти. Интеллектуальные тесты, включающие субтесты, диагностирующие память (тест Р. Амтхауэра, Д. Векслера).

2. Проявления нарушений памяти у детей.

3. Методики, диагностирующие память.

4.Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

5.Субтест «Повторение цифр» из шкалы Д.Векслера.

 

Лабораторное занятие № 2

Лабораторное занятие № 3

Тема 12. Диагностика самосознания, самооценки уровня притязаний

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие, виды самооценки, самосознания, уровня притязаний.

2. Основные методики, используемые в диагностике самосознания.

3. Основные методики, используемые в диагностике самооценки.

4. Методы диагностики уровня притязаний. Методика Хоппе и ее модификация для разных групп испытуемых. Моторная проба Шварцландера. Уровень субъективного контроля (УСК).

 

Лабораторное занятие № 4

Лабораторное занятие № 5

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, объект, задачи психодиагностики.

2. Понятие о тестовом и клиническом обследовании. Правила обследования с помощью тестового и клинического обследования.

3. Этапы психодиагностического исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Понятие признака и категории.

4. Основные истоки психологической диагностики. Этапы развития психодиагностики.

5. История развития отечественной психодиагностики.

6. Классификация психодиагностических методов. Общая характеристика формализованных методов.

7. Характеристика основных методов малоформализованной диагностики.

8. Основные психометрические требования к построению и проверке психодиагностических методик.

9. Умственное развитие и интеллект, основные подходы их изучению. Классификация и характеристика интеллектуальных тестов.

10. Проблема отечественной диагностики интеллектуального развития. Отличия отечественных тестов умственного развития и их общая характеристика.

11. Особенности диагностики памяти. Методики диагностирующие память.

12. Диагностика внимания. Свойства внимания как важные диагностические показатели. Методики, диагностирующие внимание.

13. Диагностика креативности. Основные концепции творческих способностей. Методы диагностики креативности.

14. Понятие о способностях. Тесты специальных способностей, их возможности в диагностике способностей.

15. Понятие о тестах достижений, их отличия от тестов интеллекта, и тестов способностей. Методические особенности, требования к разработке, сферы применения.

16. Понятие личности в психологии и основные подходы к исследованию личности. Диагностика личности. Классификация личностных опросников.

17. Характеристика опросников черт личности.

18. Типологические опросники и их характеристика.

19. Опросники мотивации и их характеристика.

20. Опросники интересов и их характеристика.

21. Опросники ценностей и их характеристика.

22. Общая характеристика проективных методов, их отличие от других методов психодиагностики. Классификация и история развития проективных тестов.

23. Методика «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. Общая характеристика. Правила проведения и интерпретации.

24. Тест цветовых выборов М. Люшера. Правила проведения и интерпретации.

25. Общая характеристика и история развития рисуночных тестов. Тест «ДДЧ». Тест «Дерево».

26. РНЖ («Рисунок несуществующего животного»). Особенности проведения и интерпретации. «Автопортрет».

27. «Рисунок семьи». Особенности проведения и интерпретации. Тест свободный рисунок.

28. Межличностные отношения как объект диагностики. Задачи и методики диагностики межличностных отношений. Социометрический метод. Основные требования к его проведению и интерпретации.

29. Диагностика внутрисемейных межличностных отношений. Опросники детско-родительских отношений.

30. Диагностика психических состояний. Понятие психического состояния. Прикладные значения измерения психических состояний. Общая характеристика опросников психических состояний.

31. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста.

32. Психодиагностика в судебно-психологической экспертизе.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Возможности тестов умственного развития в решении школьных проблем.

2. Диагностика и коррекция личностной тревожности школьников.

3. Использование проективных методик в работе с детьми.

4. Использование рисуночных тестов в работе с детьми.

5. Дифференциальная диагностика причин неуспеваемости школьников.

6. Роль психофизиологической диагностики в профконсультировании.

7. Диагностика и коррекция агрессивности.

8. Психодиагностика и психологическое консультирование.

9. Коррекционные возможности диагностических методик.

10. Креативность и интеллект.

11. История возникновения и развития психодиагностики.

12. Возникновение тестирования. Диагностические возможности теста. Основные области применения тестов в настоящее время.

13. Возможности использования проективных методов для диагностики мотивов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной дисциплины дает необходимые теоретические знания студентам, а также способствует овладению основными навыками работы психодиагноста.

Программа курса состоит из 6 основных разделов, содержание которых раскрывается в 20-ти темах. Для их освоения предлагается список литературных источников.

Самостоятельная работа по курсу «Психодиагностика» заключается в самостоятельном изучении вопросов программы, не рассмотренных в лекциях, также в подготовке к практическим и лабораторным занятиям, а также в знакомстве и апробации различных диагностических методик. При подготовке к занятиям студенту необходимо:

- тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции;

- изучить основные термины и понятия по теме, при необходимости дополнить новыми определениями;

- изучить и законспектировать материал, не рассмотренный на лекциях и практических занятиях, и предложенный преподавателем для самостоятельного изучения, ориентируясь на вопросы к практическому занятию;

- прочитать и законспектировать литературу для самостоятельного изучения, выделив на полях основные идеи и взгляды автора, касающиеся рассматриваемых на занятии вопросов.

Результаты исследования (апробации методик) оформляются письменно в тетради и обязательно дополняются необходимыми выводами и рекомендациями. Студенты, желающие более глубоко изучить заинтересовавшую их тему, могут подготовить реферативную работу, используя для этого соответствующую литературу.

Учитывая, что управление учебным процессом требует осуществления контроля - системы проверки его эффективности, в работе предлагаются тестовые задания для самоконтроля и самопроверки знаний студентов, которые способствуют осознанному, неформальному усвоению материала. Самоконтроль при изучении курса поможет студенту систематизировать материал, убедиться в его усвоении.

Контроль за самостоятельной работой осуществляется преподавателем, как на занятиях, так и в дополнительное время, представленное для индивидуальной работы со студентами.

Тема 1. Предмет, задачи, функции психодиагностики

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о психодиагностике. Предмет, объект психодиагностики. Теоретические и практические задачи психологической диагностики.

2. Основные сферы использования психодиагностических данных.

3. Профессиональные функции психолога – диагноста.

4. Понятие о тестовом и клиническом обследовании. Различия между «обследованием» и «исследованием». Правила тестового обследования.

5. Правила клинического обследования.

6. Этапы исследования. Этап сбора данных. Основные этапы обработки результатов диагностики. Интерпретация материала. Психологический диагноз.

7. Планирование психодиагностической работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.021 с.)