Тема 15. Ответственность юридического лица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Ответственность юридического лица



Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.

В зависимости от характера правонарушения, субъектного состава и других предусмотренных законом или договором обстоятельств ответственность юридических лиц может быть раз­личной.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.

Прежде всего следует различать договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность наступает при нару­шении субъектом хозяйствования, принятых на себя по договору обя­зательств (поставка, купля-продажа, подряд и т.д.).

Договорную ответ­ственность следует различать в смысле: 1) ответственность, определяемая соглашением сторон. В новых условиях хозяйствования, ини­циативы, самостоятельности и равноправия субъектов хозяйствования договорная ответственность является основным видом. Только стороны вправе и могут определить ответственность и ее размеры. Они могут установить ее в договоре даже в тех случаях, когда она по данному ви­ду обязательств установлена законом, Они также вправе по своему ус­мотрению увеличить, но не уменьшить, размер санкций, установлен­ных законом. При недостижении согласия по вопросам ответственно­сти спор суду не подведомственен. Однако, если стороны передают, по взаимному согласию спор на рассмотрение хозяйственного суда, тогда суд разрешает его по существу; 2) ответственность за нарушение дого­ворных обязательств, установленная законом. Такая ответственность носит ограниченный характер. Она, по общему правилу, носит общий характер, разрешая субъектам хозяйствования применять ее в конкрет­ных отношениях и в конкретных размерах. К ней можно отнести, например, закрепление в законе возможности субъектов хозяйствования применять неустойку, возмещение убытков, в том числе и упущение выгоды.

Внедоговорная ответственность определяется только законом. Примером такой ответственности может служить ответственность субъекта хозяйствования за уклонение или ненадлежащее исполнение договора поставки для государственных нужд, когда субъект хозяйствования должен внести в государственный бюджет сумму стоимости заказа, от которого он отказывается.

В зависимости от количества субъектов, участвующих на обя­занной стороне, ответственность может быть: 1) долевой; 2) солидар­ной; 3) субсидиарной.

Долевая ответственность - это основной вид в хозяйствен­ных правоотношениях. Суть ее состоит в том, что каждый из должни­ков несет ответственность в определенной доле, установленной зако­ном или договором. Так, правила долевой ответственности установлены для обществ с ограниченной ответственностью. Долевая ответст­венность может быть установлена и договором. Если ни закон, ни до­говор не определил доли ответственности, тогда все участники на обя­занной стороне несут ответственность в равных долях.

Солидарная ответственность. Ее суть состоит в том, что ка­ждый из солидарных должников может нести ответственность за всех остальных, а остальные за одного должника. Солидарная ответствен­ность устанавливается либо законом, либо договором. Так, поручитель в хозяйственных обязательствах несет всегда с должником солидарную ответственность. Кредитор в этих случаях вправе предъявить иск либо должнику, либо поручителю или тому и другому одновременно.

Субсидиарная ответственность - это дополнительная ответ­ственность третьего лица перед кредитором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своего обязательства. В хозяйственных правоотношениях дополнительная ответственность ус­танавливается по соглашению сторон. Дополнительная ответствен­ность состоит в том, что третье лицо берет перед кредитором обяза­тельство возместить ему вред, если у должника не окажется имущест­ва, достаточного для покрытия долга. Именно по этому признаку суб­сидиарная ответственность отличается от солидарной ответственности. Стороны могут договориться о дополнительной ответственно­сти перед кредитором, например, при переводе долга.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканских референдумах 14 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).- Минск: Амалфея, 2005.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь.- Минск.: Национальный центр правовой информации, 2007.-631 с.

3. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г (по сост. на).// //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011

4. О финансово-промышленных группах: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1999 г. № 265 (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З ) //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011

5. О свободе вероисповеданий и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 1379(по состоянию на 4 января 2010 г. № 109) //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

6. О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. № 93 (по состоянию на 9 ноября 2009 г. № 55) //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

7. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36 (по состоянию на от 4 января 2010 г. № 109) //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

8. О республиканских государственно-общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150 (по состоянию на 15 июля 2010 г. № 169) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 18. 2/1197.

9. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 10.01.2006 г. №103(в ред. от 15 июля 2010 г. № 168) //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

10. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813 (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.07.2004 № 307-З) //Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 122. 2/1056.

11. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1(в ред. от 27 июня 2011 №5) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

12. Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154 (в ред. постановления Совета Министров

Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

13. О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов: Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г., № 302 (по сост. на 11 июня 2009 г. № 305) // // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

14. О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей) с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие". Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 г. № 141 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

15. О создании и деятельности в республике хозяйственных групп: Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г., № 482 (по сост на 28 декабря 2009 г. № 660) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

16. О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 декабря 2006 г. № 18(в ред. от 27 ноября 2010 г. №20). // Нац. реестр правовых актов. 2007. № 16. 6/669; 2010 г., № 6, 6/819.

17. О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного суда от 27 октября 2006 г. №11 // Нац. реестр правовых актов. 2006. № 199. 6/663.

18. Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011

19. Инструкция о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011

 

 

Абрамович, П. Регистрация по принципу «одного окна»: обсуждаем первые итоги. // Юридический мир.- 2006.- № 12.- С.64-65.

19. Бойко, А.П. Правовой статус юридических лиц: вопрос ответ. // Право Беларуси, 2005 № 7 с.44.

20. Вабищевич, С.С. Финансово-промышленные группы: проблемы теории и законодательства. - Минск: Молодежное, 2003. – 136 с.

21. Ваулин, В. Правовое положение акционерных обществ по Закону «О хозяйственных обществах» / Е. Ваулин // Бюллетень нормативно-правовой ин­формации. Юридический мир. - 2006. - № 4. - С. 23-28.

22. Ваулин, В. Отношения собственности в производственном коопера­тиве: некоторые правовые проблемы / В. Ваулин // Бюллетень нормативно-правовой информации. Юридический мир. - 2002. - № 12. - С. 16-20.

23. Гражданское право. Общая часть: учеб. пособие/ Д.А Колбасин.- Мн.: МНО, 2002.

24. Гражданское право. В 2 ч. Ч 1.Учебник. Под. общ. ред. В. Ф.Чигиря.- Мн.: Амалфея, 2002.-1008 с.

25. Грешников, И. П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве.- СПб. юрид. центр,2002.-с.114

26. Дубовик, Н., Бойко А. Упрощение процедуры государственной регистрации субъектов хозяйствования. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2006 г. № 668. // Юрист.-2006.-№ 7.- С.19-21.

27. Зенин, И. А. Гражданское и торговое право капиталистических стран: Учеб. пособие.-М: МГУ, 1992.- с.51

28. Карней, А. Процедура добровольной ликвидации юридического лица.// Главный бухгалтер.- 2006.-№ 34.

29. Коваленко, Е.И. Правовой режим иностранных инвестиций: понятие и виды.// Право Беларуси, 2006.- № 7.

30. Курс гражданского права. Общая часть: монография./И. А. Маньковский.- Мн.: МНО, 2006.- 580 с.

31. Комментарии к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн./Отв. ред. В.Ф. Чигирь. Мн.: Амалфея,1999.

32. Лазарь, М. Регистрация и прекращение деятельности: что нового для индивидуальных предпринимателей. // Индивидуальный предприниматель. – 2006.- № 11.- С.23-24.

33. Латышев, С.В. Как зарегистрировать коммерческую организацию в Республике Беларусь.// Право Беларуси.- 2004.- № 19.-С.54

34. Логачев, А. В. Коммандитные товарищества. Проблемы правового регулирования.// Право Беларуси.- 2005.- № 12.-С.52-54.

35. Майборода, В. Новый вид юридического лица – государственное объединение.// Юрист.- 2006.- № 9.

36. Новицкая, М. Алгоритм действий по созданию коммерческой организации. //Юрист.-2005.- № 1.- С. 59-62.

37. Паращенко, В.Н. Хозяйственное право. В 2 ч. Общие положения.- Мн.: Веды, 1998.-152 с.

38. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Под. общ. ред. В. А. Витушко.- Мн.: Книжный дом, 2004.- 832 с.

39.Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь/ С.С. Вабищевич.- Мн.: Молодежное, 2003.- 436 с.

40. Салей, Е.А. Правоспособность коммерческих юридических лиц.//Право Беларуси, 2005 № 9 с.56-59

41. Торчак, Е. Учредительный договор.- Юрист.- № 11.- 2004.

42. Филипчик, Р. Некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юриди­ческих лиц / Р. Филипчик // Бюллетень нормативно-правовой информации. -2003. -№ 22. -С. 32-41.

43.Функ, Я.И., Хвалей В.В.Юридическое лицо. // Белорусский рынок. – 1995.- № 50

44. Функ, Я.И. Контроль над обществом с ограниченной ответственностью и обществом с дополнительной ответственностью.// Юрист.- 2006. -№ 11.

45. Функ, Я.И.О холдингах в праве Республики Беларусь.// Юрист.- 2004. -№ 8.- С.73-76.

46. Чигир, В.Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права.- Минск, 2000.-206 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.021 с.)